Удмуртия вступила в новый 2024 календарный и финансовый год. С какими показателями бюджета республика пройдёт этот период, как шло его формирование, каковы его приоритеты и как удалось преодолеть важный рубеж в 100 млрд собственных доходов бюджета, нашему журналу рассказал заместитель председателя правительства Удмуртии Роман Ефимов.

– Как формировалась бюджетная политика региона на текущий год и плановый период?

– Бюджетная политика в ближайшие три года будет направлена на обеспечение социальной стабильности в республике и развитие экономики.

Приоритеты в части доходов – это повышение инвестиционной и туристической привлекательности Удмуртии, реализация инвестиционных проектов, способных обеспечить рост доходов республиканского и местных бюджетов, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка экспортной деятельности, развитие импортозамещения, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность, снижение доли теневого сектора экономики.

В части расходов ключевые приоритеты неизменны – это полное и своевременное выполнение социальных обязательств перед гражданами республики, стабильное функционирование объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, предоставление населению качественных государственных и муниципальных услуг, достижение намеченных результатов региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов.

Для укрепления традиционных ценностей президентом России 2024 год в России объявлен Годом семьи. Все меры поддержки семей с детьми (материнский капитал, льготная ипотека для молодых семей, горячее питание для младших классов в школах, комплексная система поддержки семей и многое другое) получат своё продолжение и в текущем году. Реализация намеченных направлений бюджетной политики поможет обеспечить сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета Удмуртской Республики.

– Какие главные шаги при вёрстке удалось осуществить для повышения устойчивости республиканского бюджета, достижения такой важной цели, как увеличение доходной базы?

– Работа по наращиванию доходной базы республиканского и местных бюджетов ведётся в постоянном режиме. В 2023 году главой Удмуртии Александром Бречаловым перед правительством республики и органами местного самоуправления была поставлена достаточно амбициозная задача – обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов на 15% к уровню предыдущего года. И она выполнена. Нам удалось собрать рекордные 100,5 млрд руб. собственных доходов в консолидированный бюджет республики. Рост к уровню 2022 года – 21,7%. Это знаковая цифра, рубикон, за которым – новые возможности для развития региона.

Залог успеха – командная работа и взаимодействие всех уровней власти, поддержка предприятий в ключевых отраслях экономики республики и реализация проектов, направленных на увеличение доходов бюджетов. Эту работу мы будем продолжать и в текущем году.

– Какую роль здесь играет работа по привлечению компаний к регистрации на территории Удмуртии? Какое взаимодействие осуществляете с УФНС, в том числе по легализации теневой занятости?

– Это большая работа, можно сказать, стратегический приоритет. Задача, которая решается при взаимодействии трёх уровней власти – экономического и финансового блока правительства, Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, органов местного самоуправления.

Привлечение в Удмуртию организаций из других регионов, в том числе и «мигрантов», осуществляется путём предоставления им более выгодных условий для ведения бизнеса на территории нашей республики.

В частности, для предпринимателей, перерегистрируемых в Удмуртии из других регионов, а также для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые ранее были зарегистрированы в Удмуртии, однократно сменили место регистрации и вернулись обратно, продлён льготный налоговый период по упрощённой системе налогообложения до 2027 года включительно с установлением минимальных ставок в размере 1% по объекту налогообложения «доходы» и 5 % – по объекту налогообложения «доходы минус расходы».

Постоянно взаимодействуем с сетевыми компаниями, осуществляющими деятельность на территории республики, в том числе по вопросам перерегистрации сотрудников в обособленные подразделения в Удмуртии для уплаты налогов в бюджет региона.

Большая работа совместно с налоговыми органами проводится по вопросам легализации теневой занятости. В фокусе внимания муниципалитетов – организации и предприниматели, выплачивающие зарплату ниже МРОТ, предприниматели, у которых зарегистрирована контрольно-кассовая техника, но фактически нет работников. За 11 месяцев 2023 года проведено 258 совещаний в городах и районах республики, в которых приняли участие порядка 2000 организаций и индивидуальных предпринимателей. В результате такого взаимодействия между всеми уровнями власти и бизнесом прирост НДФЛ в региональный и местные бюджеты составил 23,9 млн руб. Получение зарплаты в конвертах не даёт перспектив и гарантий на будущее. Поэтому в сегодняшней экономической ситуации эта работа очень важна и необходима. Хочу выразить слова благодарности руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике Игорю Викторовичу Мюрк, сотрудникам Управления, а также органам местного самоуправления за проделанную работу.

Работа по всем направлениям реализуемых проектов по росту доходов (легализация теневой занятости, взаимодействие с сетевыми организациями, привлечение организаций и индивидуальных предпринимателей в республику) по итогам 2023 года, по оперативным данным, позволила увеличить доходы бюджета на 584,6 млн руб.

– Как продолжит своё развитие единая система закупок, обеспечивающая, в том числе, экономию бюджетных и внебюджетных средств?

– В 2024 году мы начинаем новый масштабный проект «Полная централизация закупок» в соответствии со ст. 26, 111.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При реализации модели полной централизации закупок государственное казённое учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее – РЦЗ) для отдельных заказчиков помимо полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет осуществлять планирование закупок, заключение контрактов, их исполнение, в том числе приёмку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обеспечение их оплаты, что позволит высвободить резервы. Реализация данного проекта позволит минимизировать риски нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупочной деятельности заказчиками Удмуртской Республики, повысит качество исполнительской дисциплины, снизит кадровую нагрузку за счёт передачи полномочий по планированию и осуществлению закупок квалифицированным специалистам РЦЗ.

Также целью полной централизации является оптимизация процессов, связанных с осуществлением закупок для нужд республики, в том числе на основе ведения единого плана-графика закупок, расширения перечня товаров, работ, услуг с единым техническим заданием и единой ценой, сокращения количества заключаемых контрактов и проводимых финансовых операций по оплате контрактов, формирования единой отчётности по закупкам, сокращения документооборота.

Кроме этого, РЦЗ планируется определить заказчиком при осуществлении закупок, предусматривающих заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами в целях удовлетворения консолидированной потребности в товарах и (или) услугах государственных учреждений Удмуртии.

Реализация проекта позволит внедрить на территории республики механизмы офсетных контрактов и будет способствовать привлечению в регион инвестиций, модернизации производства и созданию дополнительных рабочих мест. В рамках пилотного проекта определены три заказчика, в отношении которых уже этой весной РЦЗ начнёт осуществлять полную централизацию закупок. По его результатам мы оценим эффективность проекта, устраним недочёты и приступим к этапу тиражирования.

Необходимо отметить, что до принятия решения о полной централизации закупок мы «потренировались» на Министерстве финансов Удмуртии: с марта 2023 года в рамках ведомственной централизации закупок РЦЗ уже осуществляет закупки для нужд министерства и казённого учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр учёта и отчётности». Для этого в прошлом году доработана региональная информационная система в сфере закупок, настроены маршруты взаимодействия между участниками процесса, созданы шаблоны документов. Всё готово к дальнейшему этапу внедрения модели полной централизации закупок.

Напомню, что постоянное развитие единой системы закупок Удмуртской Республики, её адаптация к непрерывно меняющимся условиям обеспечивает эффективность бюджетного и закупочного процессов. По результатам централизации закупок экономия бюджетных и внебюджетных средств в 2023 году составила 3,74 млрд руб., а за весь период централизации закупок с 2018 года – около 20 млрд руб.

– Стоит отметить ежегодный рост объёмов финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета.

– В текущем году тенденция по увеличению объёмов финансовой помощи республике из федерального центра сохранилась благодаря постоянной активной работе в этом направлении.

Правительством Российской Федерации принято решение дополнительно поддержать в 2024 году регионы, направляющие в федеральный бюджет долю налогов, собранных на территории субъекта больше среднероссийского показателя. Таких регионов всего четыре, в том числе наша республика. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Удмуртской Республике относительно уровня 2023 года увеличена на 30% и на 2024 год составляет 8,2 млрд руб.

Дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда определена для Удмуртии в размере 3,8 млрд руб., с ростом к 2023 году на 87%. Общая сумма дотации из федерального бюджета на 2024 год составила 12 млрд руб., темп роста к 2023-му – 144%.

Наша республика впервые получит дотации в таком объёме. Весомая поддержка со стороны Федерации – результат большой и эффективной работы главы Удмуртской Республики, правительства региона. Благодарим за оказанную помощь президента Российской Федерации, правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу РФ, Министерство финансов России.

– Поделитесь вашими ожиданиями, связанными с исполнением бюджета в предстоящем периоде.

– Принятый бюджет Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период сбалансирован, социальная составляющая бюджета обеспечена в полном объёме, закрывает потребность в финансировании учреждений бюджетной сферы и жизнеобеспечивающих отраслей. Наши крупнейшие налогоплательщики, в том числе предприятия ОПК, субъекты малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики наращивают обороты своей деятельности, поэтому уверен, что принятые планы по поступлению налогов в бюджет будут выполнены и перевыполнены. Дополнительные доходы будут направляться на развитие экономики Удмуртии, на те отрасли и проекты, которые в последующем будут «генерировать» прирост доходов во все уровни бюджетов.

Отдельные статьи поддержки отраслей экономики и капитальных вложений в бюджете Удмуртии на 2024 год

35 федеральных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов, инициированных Президентом России Владимиром Путиным

11,9 млрд руб.,

из них 7,4 млрд из федерального бюджета.

Новые инвестиционные проекты в ключевых отраслях экономики

647 млн руб., темп роста — 242 % к 2023 году

Капитальные вложения (объекты здравоохранения, образования, спорта, коммунальной инфраструктуры, дороги, газораспределительные сети)

4, 87 млрд руб.,

в т. ч. 1,68 млрд из федерального бюджета

Капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры

792 млн руб.,

в т. ч. 633 млн из федерального бюджета

Комплексное развитие сельских территорий (проекты в Шарканском, Селтинском, Вавожском, Воткинском и Увинском районах, 76 проектов по благоустройству сельских территорий, 37 домов для сельских тружеников)

1, 226 млрд руб.,

в т. ч. 1, 190 млрд из федерального бюджета

Возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта

110,4 млн руб.,

в т. ч. 89,4 млн из федерального бюджета

Региональные программы Фонда развития промышленности

100 млн руб.

Возмещение затрат бизнеса на проведение НИОКР

6,3 млн руб.

Региональные конкурсы по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

35,9 млн руб., в т. ч. 17,9 млн – средства Фонда президентских грантов 

Мероприятия по развитию туризма в рамках реализации федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры»

67,5 млн руб., в т. ч. 54,7 млн из федерального бюджета

 

 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).