Удмуртия вступила в новый 2024 календарный и финансовый год. С какими показателями бюджета республика пройдёт этот период, как шло его формирование, каковы его приоритеты и как удалось преодолеть важный рубеж в 100 млрд собственных доходов бюджета, нашему журналу рассказал заместитель председателя правительства Удмуртии Роман Ефимов.
– Как формировалась бюджетная политика региона на текущий год и плановый период?
– Бюджетная политика в ближайшие три года будет направлена на обеспечение социальной стабильности в республике и развитие экономики.
Приоритеты в части доходов – это повышение инвестиционной и туристической привлекательности Удмуртии, реализация инвестиционных проектов, способных обеспечить рост доходов республиканского и местных бюджетов, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка экспортной деятельности, развитие импортозамещения, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность, снижение доли теневого сектора экономики.
В части расходов ключевые приоритеты неизменны – это полное и своевременное выполнение социальных обязательств перед гражданами республики, стабильное функционирование объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, предоставление населению качественных государственных и муниципальных услуг, достижение намеченных результатов региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов.
Для укрепления традиционных ценностей президентом России 2024 год в России объявлен Годом семьи. Все меры поддержки семей с детьми (материнский капитал, льготная ипотека для молодых семей, горячее питание для младших классов в школах, комплексная система поддержки семей и многое другое) получат своё продолжение и в текущем году. Реализация намеченных направлений бюджетной политики поможет обеспечить сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
– Какие главные шаги при вёрстке удалось осуществить для повышения устойчивости республиканского бюджета, достижения такой важной цели, как увеличение доходной базы?
– Работа по наращиванию доходной базы республиканского и местных бюджетов ведётся в постоянном режиме. В 2023 году главой Удмуртии Александром Бречаловым перед правительством республики и органами местного самоуправления была поставлена достаточно амбициозная задача – обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов на 15% к уровню предыдущего года. И она выполнена. Нам удалось собрать рекордные 100,5 млрд руб. собственных доходов в консолидированный бюджет республики. Рост к уровню 2022 года – 21,7%. Это знаковая цифра, рубикон, за которым – новые возможности для развития региона.
Залог успеха – командная работа и взаимодействие всех уровней власти, поддержка предприятий в ключевых отраслях экономики республики и реализация проектов, направленных на увеличение доходов бюджетов. Эту работу мы будем продолжать и в текущем году.
– Какую роль здесь играет работа по привлечению компаний к регистрации на территории Удмуртии? Какое взаимодействие осуществляете с УФНС, в том числе по легализации теневой занятости?
– Это большая работа, можно сказать, стратегический приоритет. Задача, которая решается при взаимодействии трёх уровней власти – экономического и финансового блока правительства, Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, органов местного самоуправления.
Привлечение в Удмуртию организаций из других регионов, в том числе и «мигрантов», осуществляется путём предоставления им более выгодных условий для ведения бизнеса на территории нашей республики.
В частности, для предпринимателей, перерегистрируемых в Удмуртии из других регионов, а также для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые ранее были зарегистрированы в Удмуртии, однократно сменили место регистрации и вернулись обратно, продлён льготный налоговый период по упрощённой системе налогообложения до 2027 года включительно с установлением минимальных ставок в размере 1% по объекту налогообложения «доходы» и 5 % – по объекту налогообложения «доходы минус расходы».
Постоянно взаимодействуем с сетевыми компаниями, осуществляющими деятельность на территории республики, в том числе по вопросам перерегистрации сотрудников в обособленные подразделения в Удмуртии для уплаты налогов в бюджет региона.
Большая работа совместно с налоговыми органами проводится по вопросам легализации теневой занятости. В фокусе внимания муниципалитетов – организации и предприниматели, выплачивающие зарплату ниже МРОТ, предприниматели, у которых зарегистрирована контрольно-кассовая техника, но фактически нет работников. За 11 месяцев 2023 года проведено 258 совещаний в городах и районах республики, в которых приняли участие порядка 2000 организаций и индивидуальных предпринимателей. В результате такого взаимодействия между всеми уровнями власти и бизнесом прирост НДФЛ в региональный и местные бюджеты составил 23,9 млн руб. Получение зарплаты в конвертах не даёт перспектив и гарантий на будущее. Поэтому в сегодняшней экономической ситуации эта работа очень важна и необходима. Хочу выразить слова благодарности руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике Игорю Викторовичу Мюрк, сотрудникам Управления, а также органам местного самоуправления за проделанную работу.
Работа по всем направлениям реализуемых проектов по росту доходов (легализация теневой занятости, взаимодействие с сетевыми организациями, привлечение организаций и индивидуальных предпринимателей в республику) по итогам 2023 года, по оперативным данным, позволила увеличить доходы бюджета на 584,6 млн руб.
– Как продолжит своё развитие единая система закупок, обеспечивающая, в том числе, экономию бюджетных и внебюджетных средств?
– В 2024 году мы начинаем новый масштабный проект «Полная централизация закупок» в соответствии со ст. 26, 111.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При реализации модели полной централизации закупок государственное казённое учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее – РЦЗ) для отдельных заказчиков помимо полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет осуществлять планирование закупок, заключение контрактов, их исполнение, в том числе приёмку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обеспечение их оплаты, что позволит высвободить резервы. Реализация данного проекта позволит минимизировать риски нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупочной деятельности заказчиками Удмуртской Республики, повысит качество исполнительской дисциплины, снизит кадровую нагрузку за счёт передачи полномочий по планированию и осуществлению закупок квалифицированным специалистам РЦЗ.
Также целью полной централизации является оптимизация процессов, связанных с осуществлением закупок для нужд республики, в том числе на основе ведения единого плана-графика закупок, расширения перечня товаров, работ, услуг с единым техническим заданием и единой ценой, сокращения количества заключаемых контрактов и проводимых финансовых операций по оплате контрактов, формирования единой отчётности по закупкам, сокращения документооборота.
Кроме этого, РЦЗ планируется определить заказчиком при осуществлении закупок, предусматривающих заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами в целях удовлетворения консолидированной потребности в товарах и (или) услугах государственных учреждений Удмуртии.
Реализация проекта позволит внедрить на территории республики механизмы офсетных контрактов и будет способствовать привлечению в регион инвестиций, модернизации производства и созданию дополнительных рабочих мест. В рамках пилотного проекта определены три заказчика, в отношении которых уже этой весной РЦЗ начнёт осуществлять полную централизацию закупок. По его результатам мы оценим эффективность проекта, устраним недочёты и приступим к этапу тиражирования.
Необходимо отметить, что до принятия решения о полной централизации закупок мы «потренировались» на Министерстве финансов Удмуртии: с марта 2023 года в рамках ведомственной централизации закупок РЦЗ уже осуществляет закупки для нужд министерства и казённого учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр учёта и отчётности». Для этого в прошлом году доработана региональная информационная система в сфере закупок, настроены маршруты взаимодействия между участниками процесса, созданы шаблоны документов. Всё готово к дальнейшему этапу внедрения модели полной централизации закупок.
Напомню, что постоянное развитие единой системы закупок Удмуртской Республики, её адаптация к непрерывно меняющимся условиям обеспечивает эффективность бюджетного и закупочного процессов. По результатам централизации закупок экономия бюджетных и внебюджетных средств в 2023 году составила 3,74 млрд руб., а за весь период централизации закупок с 2018 года – около 20 млрд руб.
– Стоит отметить ежегодный рост объёмов финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета.
– В текущем году тенденция по увеличению объёмов финансовой помощи республике из федерального центра сохранилась благодаря постоянной активной работе в этом направлении.
Правительством Российской Федерации принято решение дополнительно поддержать в 2024 году регионы, направляющие в федеральный бюджет долю налогов, собранных на территории субъекта больше среднероссийского показателя. Таких регионов всего четыре, в том числе наша республика. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Удмуртской Республике относительно уровня 2023 года увеличена на 30% и на 2024 год составляет 8,2 млрд руб.
Дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда определена для Удмуртии в размере 3,8 млрд руб., с ростом к 2023 году на 87%. Общая сумма дотации из федерального бюджета на 2024 год составила 12 млрд руб., темп роста к 2023-му – 144%.
Наша республика впервые получит дотации в таком объёме. Весомая поддержка со стороны Федерации – результат большой и эффективной работы главы Удмуртской Республики, правительства региона. Благодарим за оказанную помощь президента Российской Федерации, правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу РФ, Министерство финансов России.
– Поделитесь вашими ожиданиями, связанными с исполнением бюджета в предстоящем периоде.
– Принятый бюджет Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период сбалансирован, социальная составляющая бюджета обеспечена в полном объёме, закрывает потребность в финансировании учреждений бюджетной сферы и жизнеобеспечивающих отраслей. Наши крупнейшие налогоплательщики, в том числе предприятия ОПК, субъекты малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики наращивают обороты своей деятельности, поэтому уверен, что принятые планы по поступлению налогов в бюджет будут выполнены и перевыполнены. Дополнительные доходы будут направляться на развитие экономики Удмуртии, на те отрасли и проекты, которые в последующем будут «генерировать» прирост доходов во все уровни бюджетов.
Отдельные статьи поддержки отраслей экономики и капитальных вложений в бюджете Удмуртии на 2024 год
35 федеральных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов, инициированных Президентом России Владимиром Путиным |
11,9 млрд руб., из них 7,4 млрд из федерального бюджета. |
Новые инвестиционные проекты в ключевых отраслях экономики |
647 млн руб., темп роста — 242 % к 2023 году |
Капитальные вложения (объекты здравоохранения, образования, спорта, коммунальной инфраструктуры, дороги, газораспределительные сети) |
4, 87 млрд руб., в т. ч. 1,68 млрд из федерального бюджета |
Капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры |
792 млн руб., в т. ч. 633 млн из федерального бюджета |
Комплексное развитие сельских территорий (проекты в Шарканском, Селтинском, Вавожском, Воткинском и Увинском районах, 76 проектов по благоустройству сельских территорий, 37 домов для сельских тружеников) |
1, 226 млрд руб., в т. ч. 1, 190 млрд из федерального бюджета |
Возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта |
110,4 млн руб., в т. ч. 89,4 млн из федерального бюджета |
Региональные программы Фонда развития промышленности |
100 млн руб. |
Возмещение затрат бизнеса на проведение НИОКР |
6,3 млн руб. |
Региональные конкурсы по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций |
35,9 млн руб., в т. ч. 17,9 млн – средства Фонда президентских грантов |
Мероприятия по развитию туризма в рамках реализации федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» |
67,5 млн руб., в т. ч. 54,7 млн из федерального бюджета |