Основные отрасли экономики Удмуртии активно развиваются, показывают рост, что помогает увеличивать доходы бюджета. В 2024 году республика стала лидером в Приволжском федеральном округе по темпам роста налоговых и других доходов. Отмечу, что динамика развития позволила принять сбалансированный бюджет на 2025–2027 годы.
Роман ЕФИМОВ, председатель Правительства УР
Бюджетные приоритеты
В бюджете республики на 2025–2027 годы учтены все социальные обязательства, заложены средства на стабильное функционирование инфраструктуры, предусмотрен рост расходов на поддержку экономики. Все принятые обязательства планируем исполнить в полном объёме.
После того, как был принят закон о федеральном бюджете, стало понятно, какими будут суммы федеральных поступлений. Очевидно, что это повлияло на увеличение доходной, расходной части проекта главного финансового документа региона.
Что касается суммы безвозмездной помощи, которая поступит из федерального бюджета в бюджет республики в 2025 году, приведу такие цифры: объём безвозмездных поступлений – 31 130,6 млн руб., в том числе: дотации – 11 581 млн руб., субсидии – 15 010,5 млн руб., субвенции на выполнение переданных полномочий – 2 623,7 млн руб., иные межбюджетные трансферты – 1 874,9 млн руб., прочие безвозмездные поступления от государственных организаций (ВЭБ.РФ Дорфонд) – 40,4 млн рублей.
Сумма безвозмездных поступлений увеличилась по сравнению с тем показателем, который был определён к первому чтению проекта бюджета, на 21 283,7 млн рублей. Соответственно, на эту сумму увеличилась и расходная часть республиканской казны на 2025 год.
Важный вопрос – поддержка отраслей экономики региона, и он, безусловно, учтён в нашей бюджетной политике. В бюджете-2025 доля расходов на эти цели составляет 22%, по сравнению с 2024 годом она увеличилась на 1 п. п. Темп роста таких расходов – 120,8% к уровню прошлого года.
В интересах бизнеса
Не менее важный аспект – поддержка предпринимательского сообщества, и он также отражён в бюджете республики. На 2025 год предусмотрено более 4,2 млрд руб. субсидий для предпринимателей и компаний. Средства пойдут на различные направления, их более 100 – от поддержки туризма, транспортной сферы до проектов развития предприятий ПК, инфраструктуры промпарков и пр.
В республике действует мораторий на установление новых налоговых льгот. Но он не распространяется на те льготы, которые направлены на развитие предпринимательства в регионе. Мы понимаем, что льготы для малого и среднего бизнеса дадут нам дополнительные налоговые доходы – от налогов на прибыль, доходы физических лиц, УСН и т. д.
Отмечу, что, несмотря на мораторий по новым налоговым льготам, в декабре прошлого года в поддержку бизнеса и предприятий принят ряд законов УР, они связаны с инвестиционным налоговым вычетом, продлением действия пониженных налоговых ставок по УСН.
Про госдолг
Бюджетная политика республики в этом году продолжает курс, заложенный в прошлом периоде, сформирована с учётом положений, озвученных президентом РФ Владимиром Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию.
В приоритете на ближайшие годы – списание 2/3 задолженности республики по бюджетным кредитам. Это будет происходить поэтапно, с 2025 по 2029 год, общий объём составит 40 млрд рублей.
Чтобы списать задолженность, республика должна выполнить такие условия: погасить в 2025–2034 годах оставшуюся 1/3 часть задолженности, это 20 млрд руб., а также направить в 2025–2029 годах средства бюджета, которые высвобождаются благодаря списанию задолженности, на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты (40 млрд рублей).
В 2025 году под списание планируется 8 млрд 840 млн рублей.
Считаю, что снижение долговой нагрузки через поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов – это хорошая и реальная возможность для развития Удмуртии.
И в целом направления, связанные с инвестиционной активностью, развитием инфраструктуры, очень важны. Подчеркну, что в бюджете нашей республики на 2025 год средства на эти направления предусмотрены. В их числе – поддержка и развитие ЖКХ (продолжение работ по строительству набережной пруда им. Зодчего Дудина в Ижевске, подготовка к зиме, техперевооружение систем теплоснабжения с установкой газовых модульных котельных, строительство и реконструкция систем водоснабжения, водоотведения и канализации). Также средства заложены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, замену лифтов в многоквартирных домах, строительство и капремонт газораспределительных сетей.
Инвестиции и экономика
В бюджете-2025, безусловно, учтены меры, направленные в целом на развитие республики. Дополнительные доходы будут направляться на реализацию новых инвестиционных проектов, развитие тех отраслей экономики, которые в дальнейшем дадут прирост доходов во все уровни бюджетов. Такой посыл прозвучал на федеральном уровне, и мы планируем его исполнять.
Основые характеристики бюджета Удмуртии на 2025 год:
145 536,4 млн руб. – прогнозируемый общий объём доходов
147 812 млн руб. – общий объём расходов
2 275,6 млн руб. – дефицит бюджета
Основые характеристики бюджета Удмуртии на 2026 и 2027 годы:
148 260,4 млн руб. – общий объём доходов на 2026 год
161 183,6 млн руб. – на 2027 год
138 403,3 млн руб. – общий объём расходов на 2026 год
155 309,3 млн руб. – на 2027 год
56 543 млн руб. – верхний предел государственного долга на 1 января 2027 года
50 668,7 млн руб. – на 1 января 2028 года
9 857,1 млн руб. – профицит бюджета на 2026 год
5 874,3 млн руб. – на 2027 год