Мэр Ижевска Олег Бекмеметьев встретился с участниками ассоциации «Деловая Удмуртия». В процессе беседы были затронуты темы строительства дорог и производственной инфраструктуры, совместного решения важных для города задач и вклада в историческое наследие столицы региона. Подробнее – в материале «Деловой Репутации».

Олег Бекмеметьев, глава города Ижевска

Наследие

В 2020 году Ижевск отметил свой юбилей – 260 лет. Круглая дата в очередной раз напомнила о богатой истории города и необходимости реконструкции ключевых объектов из федерального списка культурного наследия.

Мы планируем «реанимировать» символ Ижевска – главный корпус Оружейного завода. Концерн «Калашников» оптимизирует производство, как следствие – за главным корпусом освобождается часть территории. Поэтому реновация коснётся этого участка. В итоге мы рассчитываем создать на этом месте территорию смешанной застройки, где будут располагаться как деловые, коммерческие, так и социальные объекты недвижимости. Этот тренд будет актуален ближайшие десятилетия: освободившиеся от предприятий территории будут отданы под строительство или создание городских пространств. У данной площадки уже есть определённый круг потенциальных участников застройки, но нам важно сделать участок более интересным для бизнеса. Лучший способ реализации этой идеи – создание инновационного кластера для компаний с технологическим уклоном и представителей креативных современных индустрий – именно такая концепция будет воплощена на месте главного корпуса Оружейного завода.

Дом, где традиционно жили начальники Ижевского завода, тоже входит в перечень объектов культурного наследия. Для полноценной реставрации здания необходимо минимум 250–300 млн руб. – большая сумма для городского бюджета. При обращении к инвесторам с целью поиска средств мы столкнулись с мнением, что Генеральский дом нужно превратить в сосредоточение ресторанов, гостиниц и других объектов рекреации, которые помогут максимально окупить вложенные инвестиции. Однако сообществом историков совместно с Общественной палатой Ижевска было принято решение оставить в Генеральском доме музей Ижевска. Для привлечения средств в городе создаётся некоммерческий Фонд развития Ижевска. Наличие фонда и проекта реставрации обеспечит уникальную возможность получить финансирование на восстановление здания через Министерство культуры Российской Федерации. Кроме того, участие в обновлении здания принимают депутаты Государственной Думы. Надеемся, что в перспективе помощь окажут активные горожане и представители бизнеса.

Перспективы

Когда мы говорим о знаковых объектах, необходимо упомянуть продолжение строительства набережной Ижевска. Сейчас проект находится на стадии оценки стоимости. Уже можно сказать, что вложения в эту территорию могут достичь 2,5 млрд рублей. Затраты большие, но в действующем проектном эскизном исполнении распланирована функциональная и эстетичная территория. Если в ближайшее время будет сформулирована финансовая модель, которая устроит инвестора, то новый участок набережной будет готов через три-четыре года.

С точки зрения благоустройства города многих беспокоят «рыжие хвосты» из труб завода «Ижсталь». Реализация проекта поэтапного подключения дуговой сталеплавильной печи к газоочистке нового сталеплавильного комплекса к 2022 году позволит решить вопрос экологии, и «рыжие хвосты» канут в Лету. Некоторые наши знаковые предприятия даже ведут расширение территории: «Купол» развивает бывшее 300-е производство ИМЗ. Совместными силами города и завода на этой территории создаются новые условия. Муниципалитет уже ведёт работы по благоустройству зелёной территории на проходной административного здания.

Развитие

Вопросы реновации старых производственных пространств будут решаться в рамках Стратегии пространственного развития, которую мы должны публично выслушать, согласовать и утвердить в этом году. Если граждане одобрят предложения, то концепция будет реализовываться на основе генерального плана, где, например, сейчас прописаны решения и результативные меры касательно развития и улучшения транспортных развязок. Пока что для их реализации сделано мало. Часть планов, включая строительство проспекта Калашникова, подошла к этапу проектирования. Но строительство новых участков дорог – не панацея. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, принимавший участие в проектировании перекрёстка улиц Холмогорова и Пушкинская, утверждает: «Строительство новой дороги – это перенос пробки из одного места в другое. Самый эффективный способ снижения загруженности дорог – улучшение регулирования, автоматизация дорожного движения». Поэтому в 2021 году мы подаём техническое задание на АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением).

Также к концу 2021 года планируется внедрить проект платных парковок в городе, что позволит разгрузить центральные кварталы и урегулировать трафик. На сегодняшний день законодательная база, необходимая для внедрения платных парковок, направлена в Государственный Совет Удмуртии. На сентябрьской сессии будут рассмотрены эти поправки. Проект предполагает создание в центральном квадрате города 1500 парковочных мест.

Цена за парковку будет рассчитана инвестором. Важно, чтобы сумма затрат была посильной нагрузкой для владельцев авто и предусматривала льготы для социально не защищённых групп населения.