Рынок бесконтактных биометрических технологий показывает рост, и если раньше это во многом объяснялось цифровизацией бизнес-процессов, сегодня движение вверх обусловлено ещё и спросом на высокий уровень безопасности в государственном, коммерческом секторах. Как сегодня развивается сегмент и чем конкретно биометрическая верификация может быть полезна компаниям разных отраслей?
Рашид СИТДИКОВ, директор ООО «Союзприбор», Ижевск:
– Первые крупные исследования рынка биометрических технологий аналитическиекомпании пытались проводить ещё в 2016 году. Но в тот период многие сегменты находились в состоянии пилотов, и оцифровать их было довольно сложно.
Сейчас уже проще отсканировать рынок на развитие и рост – появляются новые конкретные решения, игроки, вендоры, инициативы, расширяются сферы применения биометрической идентификации. В 2022 году эксперты предсказали: прогнозируемые ежегодные темпы роста биометрических технологий в России в ближайшие три года превысят общемировой показатель более чем в 1,5 раза. И, по сути, мы действительно движемся в этом направлении.
Если говорить об отечественном рынке в разрезе технологий, структура значительно отличается от мирового. В глобальном пространстве, по крайней мере пару лет назад, доминировали технологии Fingerprint (отпечаток пальца), в России же заметнее ощущалось и ощущается проникновение Facial Recognition (распознавание по лицу). Рост подтолкнуло развитие машинного обучения, компании, предлагающие алгоритмы «лицевой» идентификации.
Fingerprint в России продолжает доминировать только в сегменте СКУД – за счёт более низкой стоимости. Напомню, СКУД – это система контроля и управления доступом, которая устанавливается для регистрации информации, ограничения несанкционированного доступа, например, в торговый центр, магазин, склад.
Также в России гораздо выше доля технологий Vein Recognition (распознавание по венам), у нас есть инвесторы, компании, заинтересованные в их продвижении.
Широко распространяется в глобальном пространстве распознавание по радужной оболочке глаза (Iris Recognition). Но этого пока нельзя сказать о нашей стране – технология недешёвая. Этот нишевый сегмент разовьётся только со временем.
Какие топовые решения ждут нас в перспективе? Здесь, пожалуй, на первом месте – системы поведенческой биометрии и распознавания эмоций. Мировой рынок поведенческой биометрии растёт хорошо. В России технологию развивает ряд компаний, и, думается, в какой-то момент они выйдут в лидеры рынка.
Преимущества поведенческой биометрии по сравнению со статической (отпечатки, лицо и пр.) очевидны. Динамические методы более точны и менее подвержены компрометации. И поскольку риски в сфере безопасности растут, такие методы будут востребованы. Они определяют, не кто вы есть, а что делаете, как себя ведёте. Для считывания угроз это важно.
Такие системы в целом хороши для предпринимателей. Компании ищут новые клиентские подходы и всё больше понимают: для заказчика важна эмоция, он принимает решение о покупке, основываясь не только на том, что думает о продукте, но и на том, что к нему чувствует. Поэтому сейчас появляются решения, определяющие психоэмоциональное состояние человека по выборке изображений. Поведенческий маркетинг разделяет потребителей по группам в зависимости от алгоритмов мышления, восприятия, принятия решений. Это помогает распознавать потребности и продавать. Цифровые следы клиента мощнее обычных тест-подходов на выявление потребностей.
Анастасия ВЕРБИЦКАЯ, директор по стратегическому развитию компании OVISION, Санкт-Петербург:
– Программная среда, с которой работает биометрическая система, решает комплекс задач, важных для бизнеса. Самая базовая вещь – контроль доступа на объекты: производства, бизнес-центры, офисные пространства и пр. С помощью биометрических терминалов, контроллеров, умных замков и кнопок выхода работодатель управляет доступом на свои площадки, обеспечивает его только авторизованным лицам, биометрия позволяет достоверно определять этих лиц. Это вклад в управление безопасностью компании.
Биометрическая идентификация – это ещё и удобство для работодателей и сотрудников. Что получает персонал: нет необходимости всегда иметь при себе пластиковые карточки, электронные ключи доступа – вместо них «работают» лица. Что получает работодатель: гарантию прохода не территорию именно тех лиц, кому предоставлен доступ, возможность гибкой настройки системы в нужных рабочих периметрах.
Биометрия устраняет точки неэффективного расходования средств. Как минимум, компании, внедрившие такие системы, не тратятся на «пластик» для каждого сотрудника, содержание большого бюро пропусков с пулом охраны.
Экономический фактор важен для крупных распределённых объектов, корпораций, ритейла. Вот пример: головная компания работает в Москве, филиалы – в разных регионах. С помощью биометрического контроля доступа руководство может быть уверено, что на местах трудоустроены реальные люди, которые приходят на работу, а не «мёртвые души», которые только значатся в компании и раздувают затраты на зарплаты.
Другой плюс – учёт рабочего времени. С помощью биометрии работодатель видит, на каких объектах каждый сотрудник находится в ту или иную минуту. В условной курилке или на конкретной рабочей территории, где он и должен, собственно, быть.
У бизнеса особой популярностью пользуются системы биометрической идентификации, связанные с входом на объекты, видеоаналитикой, доступом на рабочее место по лицу. Большой запрос на такие решения видим сейчас со стороны предприятий ОПК.
Егор ГОЛУБКИН, генеральный директор BIOSMART, Екатеринбург:
– Биометрия работает на основе следующих основных механизмов: сбор, анализ, идентификация. Устройства собирают уникальные параметры человека, с помощью которых можно подтвердить его личность, например, черты лица, голос, отпечатки пальцев, подкожный рисунок вен ладони и пр. В процессе распознавания индивидуума информация анализируется и сравнивается с существующей в базе данных. Если данные совпадают, система идентифицирует человека и предоставляет ему доступ к нужным услугам.
Рассмотрим эффективность использования данных технологий в разных бизнес-сферах. В ритейле биометрия решает задачи контроля доступа, учёта рабочего времени. Кстати, отметим, что одна из основных задач биометрии как раз сводится к ведению такого учёта. Верификация помогает работодателю не только достоверно знать, когда сотрудник пришёл на объект, какое количество времени отработал, но и экономить на оплате труда.
В сегменте HoReCa, если мы говорим, например, о ресторанах, сейчас чаще стал использоваться метод аутентификации человека по рисунку вен ладони. Подушечки пальцев могут иметь микроповреждения, а это способно создать сложности при верификации, чего нельзя сказать про распознавание по рисункам вен ладони. Каждый человек обладает уникальным таким рисунком, и по сравнению с отпечатками пальцев он значительно сложнее. Эти особенности позволяют повысить точность процедуры распознавания.
Безусловно, биометрия эффективна для сферы промышленности. Особенно в разрезе вопросов безопасности. На первый план здесь выходят функции, которые строго регламентируют перемещение конкретных лиц внутри периметра, организуют дополнительные проверки персонала и посетителей, помогают создать интеграцию с алкотестерами и другими верифицирующими устройствами, например, с весовыми платформами, системами видеонаблюдения.
Актуально применение технологий идентификации на объектах транспортной инфраструктуры. Умные системы работают на безопасность пассажиров и персонала, дают высокую скорость прохождения проверок пассажиропотока, возможность применения биометрического эквайринга, оптимизации штата обслуживающего персонала.
Понятно, что любая технология может иметь минусы. В случае со «сканированием» возможные антипреимущества – это более высокая стоимость относительно классических решений, довольно небыстрый подбор вендора, риск неправильного выбора технологии под свою потребность. Последний пункт важен. Если подбор системы осуществить неграмотно, она будет работать неэффективно или не будет работать в принципе. Допустим, системы распознавания по отпечаткам пальцев могут оказаться почти бесполезными на производстве, где, как минимум, есть риски микротравмирования рук.
Даже при наличии подводных камней рынок биометрии будет развиваться. Это в том числе связано с национальным трендом на цифровизацию.
Павел ФИЛИМОНОВ, исполнительный директор СГ «Семья», Волжский:
– Как владелец компании, использующей биометрические системы для ведения бизнеса, я вижу множество преимуществ их применения. Мы интегрировали биометрические технологии в несколько ключевых процессов. Например, это регистрация клиентов. При первой регистрации используем распознавание лица и отпечатков пальцев для быстрой и безопасной аутентификации. Это позволяет упростить процесс и исключить необходимость создания и запоминания паролей.
Используем решения при открытии счетов, в вопросах, касающихся доступа к сервисам. Клиенты могут открывать счета и получать доступ к различным услугам, включая банковские операции и страховые продукты, с использованием биометрии. Это тоже значительно ускоряет процесс – не требуется заполнения множества форм и прохождения дополнительных проверок.
Также биометрия помогает в процессах, связанных с кредитными продуктами. При оформлении кредитов мы используем голосовую биометрию для идентификации клиента и подтверждения его намерений. Это снижает риски мошенничества и упрощает процесс одобрения.
Кроме того, используем возможности биометрической верификации в сфере, связанной с подписанием документов квалифицированной электронной подписью. Это позволяет клиентам подписывать документы удалённо, без необходимости физического присутствия.
Помимо быстрой и точной идентификации, ускорения процессов, биометрия снижает операционные затраты: фиксируется меньшее количество сбоев, связанных с утерянными или забытыми паролями, уменьшается нагрузка на службу поддержки, уходят в минус затраты на управление доступом.
И особенно важно, что клиенты ценят удобство, которое дают системы биометрии. Они работают на упрощение пользовательского опыта.
Галина ПЛАТУНИНА, старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, Москва:
— Если говорить о рисках, то основной из них для бизнеса – возможность утечки и несанкционированного использования данных. При неправильном хранении и защите информация может стать объектом кражи и злоупотребления.
Как происходит утечка? Например, посредством кибератаки на базы данных компаний. Хакеры для получения доступа к системе и копирования могут использовать различные методы, такие как фишинг, запуск вредоносных программ.
Также есть риски, связанные с несанкционированным доступом сотрудников к хранимой информации. Персонал, имеющий доступ к базе биометрических данных, может скопировать их на внешний носитель или передать третьим лицам.
Ещё примеры – утеря носителей информации, накопителя данных по биометрии, утечка через сомнительные приложения и сервисы.
Минимизировать риски можно за счёт использования надёжных шифров и механизмов аутентификации, постоянного обновления систем безопасности.
В целом, несмотря на некоторые риски, применение биометрии имеет больше плюсов, чем минусов. Бизнесу стоит рассмотреть возможность внедрения биометрических технологий для улучшения своих процессов и укрепления доверия клиентов.
Анастасия КУДРЯВЦЕВА, генеральный директор Trust Technologies:
— Использование биометрии однозначно может быть полезным для компаний. В основном, биометрия в бизнес-процессах применяется в двух основных направлениях: усиление безопасности, упрощение взаимодействия с клиентами.
Если говорить о первом случае, использование биометрических характеристик в качестве дополнительного фактора аутентификации действительно обеспечивает надёжный способ удостоверения личности. Биометрия может использоваться для подтверждения юридически значимых действий, важных или крупных сделок. Например, при получении усиленной квалифицированной электронной подписи, проведении сделок с недвижимостью или для доступа к конфиденциальной информации. В перспективе по биометрии можно будет оформлять билеты на поезда дальнего следования, заселяться в гостиницы, оформлять командировочные документы.
Второе направление связано с упрощением клиентского пути. С помощью биометрической идентификации можно проще получить услугу в магазине, на транспорте, без лишних действий осуществить проход на территорию предприятия.
Для подтверждения личности посредством биометрии рекомендуется использовать не один из признаков – голос, отпечатки пальцев, изображение лица и т. д. – а их комбинацию.
Антон БАЛАНОВ, ТОП-менеджер, ИТ-МБА профессор и советник по экономике и социологии РАЕН:
— Использование биометрических технологий в бизнесе – это действительно очень интересная и перспективная тема. И я согласен с тем, что такие современные решения повышают лояльность к бренду. Заказчикам важно, что компания, предоставляющая услуги, заботится об удобстве и быстроте обслуживания, экономии времени своих клиентов.
Биометрия также помогает бизнесу в решении кадровых проблем. Автоматизация идентификации уменьшает необходимость в сотрудниках на определённых периметрах, главным образом, связанных с проверкой документов.
При всех плюсах ещё до начала внедрения систем нужно понимать: их интеграция в процессы – довольно сложная в техническом плане задача, плюс это требует значительных финансовых и временных затрат. Я встречал случаи, когда малый бизнес пытался внедрить такие решения, но сталкивался с трудностями из-за устаревшего программного обеспечения.
Если компания всерьёз рассматривает возможность применения биометрических технологий, нужно оценить минусы и преимущества именно для своих конкретных бизнес-процессов. Данные решения выгодны, когда плюсы превосходят риски. И лучше всего внедрять биометрию поэтапно, начиная с наиболее критичных областей.
Сергей ГАТАУЛЛИН, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, специалист по технической защите информации:
— Обработка биометрических данных в горизонте пяти-семи лет станет некоторым индустриальным стандартом. Бизнес-процессы, связанные с обработкой биометрии, активно развёрнутые сегодня в финансовом секторе, на транспорте, в здравоохранении и других приоритетных отраслях экономики, будут нарастать вместе с развитием кибер-физических систем и сетей последующих поколений 5G/6G. При этом совершенно необязательно, что, например, сегмент МСП, да и более крупные игроки будут заниматься обработкой биометрии самостоятельно. Более вероятным представляется вариант аутсорсинга – так, как это происходит и сейчас с непрофильной деятельностью.
В настоящее время обработка биометрических данных осуществляется оператором Единой биометрической системы (ЕБС), в рамках частно-государственного партнёрства. Помимо этого, несколько крупных банков и ИТ-компаний, также, как и Минцифры, имеют аккредитацию в сфере аутентификации на основе биометрии.