Работа с неблагонадёжным контрагентом может грозить доначислением налогов, вниманием со стороны банка и правоохранительных органов и нарушением обязательств. Перед заключением договора важно оценивать не только коммерческую привлекательность сделки, но и факты в деятельности контрагента: его платежеспособность, наличие ресурсов и опыта, риски неисполнения обязательств, историю взаимоотношений предшествующих собственников. Рассказываем, на что ещё обращать внимание при работе с новой компанией, как понять, что контрагент может не выполнить обязательства, где и как проверить контрагентов.  

Как может навредить непроверенный контрагент

Компания исчезнет с предоплатой. Некоторые мошенники создают фирмы-однодневки — фиктивные юрлица, которые нужны, чтобы обеспечить фейковый документооборот, подтвердить мнимые сделки и исчезнуть с предоплатой. ФНС ещё называет их техническими компаниями.

ФНС доначислит налоги и штрафы. Если налоговая решит, что фирма контрагента похожа на техническую, вам могут доначислить налоги.

Контрагент не выполнит свои обязательства. Если фирма банкрот или находится в реестре недобросовестных поставщиков, есть высокий риск, что она не выполнит пункты договора, а её партнёры потеряют деньги.

Заморозятся деньги. Если у контрагента есть долги перед налоговой или судебными приставами, может оказаться так, что вы переведёте ему деньги, а они уйдут на погашение обязательств, а не на оплату услуг.

На что обращать внимание при работе с новой компанией

Вот какие сведения нужно изучить, чтобы убедиться в реальной деятельности компании.

Сведения о компании и финансах

  • Дата регистрации. Недавняя регистрация компании — потенциальный признак фирмы-однодневки. Любой бизнес был молодым, и это необязательно компания с тревожными признаками, но если вам предстоит крупная сделка с такой организацией, это повод изучить дополнительную информацию о ней.
  • Дата назначения директора. Есть практика, когда мошенники покупают старую компанию и назначают нового директора, поэтому если директор вступил в должность недавно, это повод проверить контрагента тщательнее.
  • Статус связанных компаний. Бывает, что за директором компании числится несколько организаций, каждая из которых ликвидировалась спустя короткое время. Нет никаких гарантий, что с этой компанией не случится то же самое.
  • Юридический адрес. Если на одном адресе зарегистрировано 10 и больше не связанных между собой компаний, такой адрес считают массовым. Это необязательно говорит о недобросовестности контрагента. Но массовый адрес — критерий риска, что партнёр окажется ненадёжным.
  • Финансы и налоги. Обратите внимание на динамику компании по финансам и уплате налогов. Если компания работает давно и вы видите, что у неё нулевые отчётности, это тревожный признак.
  • ОКВЭД. Если вы заказываете рекламные услуги у контрагента с основным кодом ОКВЭД «строительная деятельность», такой платёж может привлечь внимание банка. Часто такими схемами пользуются компании, которых в реальности не существует.

Признаки реальной работы компании

  • Продвижение услуг. Посмотрите, как контрагент продвигает свои услуги: развивает ли соцсети, даёт ли рекламу. Без продвижения бизнес существовать не может. Даже если он работает по сарафанному радио, можно найти клиентов и получить от них живые отзывы.
  • Наличие сотрудников и вакансий. Если у компании есть сотрудники и открытые вакансии, это значит, что она работает и развивается.
  • Отзывы о компании или директоре. Если есть отзывы, это повышает доверие к компании.
  • Наличие имущества. Не у всех компаний есть имущество. Например, у маркетингового агентства, которое работает удалённо, скорее всего, не будет имущества в собственности. Но если, например, у оптовой компании нет склада, а у завода нет производственных помещений, это тревожный признак.
  • Участие в тендерах. Если компания участвует в тендерах и делает это успешно, значит, она прошла проверки, оказала реальные услуги или сделала реальную поставку.

Не забывайте следить за своей компанией, потому что контрагенты могут проверять вас точно так же, как вы проверяете их. Так вы сможете посмотреть, как выглядите в глазах своего потенциального клиента или партнёра.

Как понять, что контрагент может не выполнить обязательства

Компания в стадии банкротства или ликвидации. Если ваш контрагент находится в стадии банкротства или ликвидации, риск невыполнения договорённостей высок, потому что организация прекращает свою деятельность.

Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ. Если сведения в Едином государственном реестре не совпадают с реальностью, у компании могут быть проблемы с банками и налоговой.

Дисквалификация директора. Если в компании дисквалифицировали директора, он не может совершать сделки. Заключение договора с таким руководителем будет недействительно.

Нахождение в реестре недобросовестных поставщиков и подрядных организаций. Если компания попала в такой реестр, это означает, что она не выполнила свои обязательства и в будущем не может участвовать в тендерах.

Высокая закредитованность. Большое количество кредитов — повод задуматься, сможет ли компания исполнить свои денежные обязательства, например, вовремя оплатить отгруженные товары, и есть ли у неё ресурсы для исполнения контракта: деньги для закупки сырья, найма работников, покупки оборудования.

Долги и блокировки от налоговой. Если у компании арестованы счета, а вы переводите ей деньги, на которые она, например, планирует нанять исполнителя субподрядных работ, эти деньги будут заморожены и она не сможет выполнить свою часть договора.

Наличие арбитражных исков. Если компания выступает в роли ответчика и у неё несколько открытых арбитражных исков, это повод задуматься, почему на неё часто подают в суд. Даже если в судебном процессе компания часто выступает в качестве истца, значит, она легко может подать в суд и на вас.

Открытые исполнительные производства. Большие суммы взысканий или аресты имущества могут затруднить деятельность компании или привести к её ликвидации.

Где и как проверить контрагентов

Проверить любую компанию можно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов.

Открытые источники

Вот что может понадобиться:

  • ЕГРЮЛ. По ИНН, ОГРН и названию юрлица можно скачать выписку ЕГРЮЛ с основными сведениями о компании.
  • ФНС. Здесь можно узнать, зарегистрирована ли компания в ЕГРЮЛ и совпадают ли её данные с реальными, находится ли её руководитель в реестре дисквалифицированных лиц, есть ли у бизнеса задолженности по налогам, достоверен ли юридический адрес. Для поиска на сайте понадобятся название и адрес офиса компании, ИНН, ОГРН.
  • БФО. По ИНН, ОГРН, адресу или названию организации можно посмотреть бухгалтерскую и финансовую отчётность.
  • Федресурс. Можно проверить контрагента на банкротство.
  • Вестник государственной регистрации. Здесь вы найдёте проверенную информацию о ликвидированных компаниях и организациях, признанных банкротами.
  • Картотека арбитражных дел. Можно выяснить, находится ли компания в процедуре банкротства, не выступает ли она в роли ответчика по делам о крупном взыскании средств или неисполнении контрактов и договоров. Для проверки нужно знать ИНН, ОГРН.
  • Федеральная служба судебных приставов. Здесь публикуют информацию об исполнительных производствах в отношении юрлиц. Обращайте внимание на постановления о взыскании неуплаченных налоговых сборов, штрафов, долгов перед партнёрами или заказчиками. Понадобятся ИНН юрлица или номер исполнительного производства, а также ФИО руководителя.
  • Единая информационная система в сфере закупок. Здесь ведётся реестр недобросовестных поставщиков и подрядчиков.
  • Перечень террористов и экстремистов. В такой перечень включают не только осуждённых, но и подозреваемых и обвиняемых в преступлениях террористической и экстремистской направленности.
  • Проверка лицензии на сайтах профильных ведомств. Например, на сайте Рособрнадзора можно узнать, есть ли у компании лицензия на образовательную деятельность.

Специальные сервисы для проверки

Они более удобные, чем открытые источники, потому что содержат всю нужную информацию в одном месте. Там, как правило, есть и другие полезные функции:

  • Поиск клиентов и поставщиков. Можно искать не конкретную компанию, а сделать расширенный поиск с фильтрами, например, по региону, виду деятельности, финансовым показателям.
  • Мониторинг контрагентов. У контрагентов могут происходить изменения, которые полезно отслеживать, например, смена адреса или директора, появление судебных исков и долгов, банкротства.

С бесплатным минимальным отчётом

«Чекко»:

  • почти всё можно посмотреть бесплатно — общие сведения, финансы, налоги, статус связанных компаний;
  • есть возможность мониторить контрагентов;
  • можно скачать отчёт;
  • можно купить базу компаний;
  • есть интеграция по API.

«Компаниум:

  • есть расширенный поиск компаний;
  • нет возможности мониторинга компаний.

ВБЦ/TenChat:

  • не самая полная информация;
  • можно скачать отчёт;
  • часть информации доступна после регистрации, но регистрация требует сертификат электронной подписи;
  • есть мобильное приложение, совмещённое с соцсетью.

«Руспрофайл». На сервисе доступно много деталей, но большая часть платно. Можно выгрузить базу и указать дополнительную информацию о своей компании. Также:

  • есть возможность мониторинга контрагентов;
  • можно посмотреть участие в тендерах, открытые исполнительные производства, наличие кредитов;
  • за отдельную плату можно посмотреть долги и блокировки от налоговой.

Сервис не предоставляет информацию о продвижении услуг, открытых вакансиях и лизинге контрагента. Нет интеграции с CRM и API.

«Зачестныйбизнес». Сервис позволяет:

  • интегрироваться с CRM и API;
  • посмотреть наличие арбитражных исков и исполнительных производств и проверить достоверность сведений в ЕГРЮЛ;
  • за отдельную плату посмотреть долги и блокировки от налоговой, информацию о лизинге и участии в тендерах.

«Главбух». Сервис отличается тем, что дополнительно предоставляет скоринговые оценки и рекомендации. Также:

  • есть возможность указать дополнительную информацию по своей компании;
  • можно посмотреть, не находится ли компания в специальных реестрах, есть ли у неё кредиты, арбитражные иски, долги и блокировки от налоговой.

Сервис не даёт информацию о продвижении услуг и открытых вакансиях контрагента. Нет интеграции с CRM и API.

По материалам «Справочной» и «Контур»

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).