Участники ВЭД продолжают искать схемы эффективной работы в новых условиях. Многие всё активнее смотрят в сторону Китая – здесь есть свои преимущества. Однако эксперты предупреждают: сотрудничество с китайским бизнесом нужно строить грамотно, учитывая ряд нюансов. Предлагаем мини-руководство по работе с китайскими контрагентами от финансового аналитика Елены Костюк.

Елена КОСТЮК, финансовый аналитик, Москва:

Реальность для участников внешнеэкономической деятельности существенно изменилась. Санкции США и стран Европейского Союза в отношении России и Беларуси значительно осложнили жизнь импортёров, экспортёров, экспедиторов, таможенных представителей и международных перевозчиков, поставив под угрозу существование их бизнеса. Старые схемы в период санкций больше не работают. Новые имеют очень короткий цикл жизнедеятельности.

Экспортёры из России столкнулись с реальными сложностями поставок товаров европейским потребителям по причине того, что их контрагенты из Евросоюза опасаются реальных негативных последствий (миллионных штрафов и уголовной ответственности) за нарушение санкционного законодательства, связанного с приобретением грузов российского происхождения.

Импортёры в России, заинтересованные в получении товаров из Евросоюза и других «недружественных» стран, также в силу санкционных ограничений несут убытки и ищут новые логистические решения в обход санкционного законодательства, натыкаясь при этом на очередные препоны регуляторов, ограничивающих поставки товаров.

И если сейчас логистические схемы доставки товаров через «дружественные» страны в обход санкций ЕС и США более или менее отстраиваются, аспект, касающийся финансовой логистики (движения денежных средств по оплате товара от продавца к покупателю), с каждым днём претерпевает всё новые изменения, причём отнюдь не в пользу предпринимателей.

В итоге страдают не только все участники ВЭД, но и конечные потребители товаров и услуг – граждане, конкретные сектора бизнеса.

Многие смотрят в сторону Китая. Здесь есть разные возможности, в том числе реализуемые через Alibaba и AliExpress. Кстати, не стоит их путать. AliExpress – площадка для розничной торговли, продавцы работают по принципу «один товар одному покупателю». Участие покупателя в сделке минимально: он только выбирает способ доставки и оплачивает. Остальное на совести продавца и AliExpress.

Alibaba – площадка для оптовой торговли. Поставщики работают по принципу «много товаров одному покупателю». Покупатель здесь не просто статист: он общается с поставщиком, занимается таможенным оформлением и несёт ответственность за доставку по России. Оптовые цены на Alibaba на 30-40% и даже на 60% ниже, чем на AliExpress.

Оптовые B2B-площадки – это агрегаторы оптовых заказов, которые работают по похожему с AliExpress принципу. Самые известные — Alibaba, DHgate и Global Sources. На сайтах есть каталоги поставщиков, отзывы и личные сообщения. Они помогут найти проверенные компании и напрямую с ними связаться.

Оптовые площадки – хороший вариант для предпринимателей, которые только начинают импортировать товары из Китая. Вести долгие переговоры не нужно, а ответственность в случае проблем с поставкой или оплатой возьмёт на себя площадка.

Проверять надёжность китайских поставщиков нужно поэтапно. Первое – поиск отзывов в интернете. Например, их можно посмотреть в профилях компаний на Alibaba, DHgate или Tradesparq: здесь есть удобный инструмента поиска, подробная информация о каждой компании. А ещё стоит заглянуть в «чёрные списки» китайских поставщиков, чтобы избежать контактов с недобросовестными контрагентами.

На Alibaba и DHgate проверить поставщика можно по статусу аккаунта. Есть три статуса. Assessed Supplier, или «проверенный заказчик». Агрегатор провёл аудит компании: проверил документы, посетил производство и оценил продукцию. Цены у таких поставщиков выше на 15-20%, но зато им точно можно доверять.

Gold Supplier, или «золотой заказчик». Агрегатор проверил документы поставщика и подтвердил, что у него есть реальный офис. Это платный статус, он стоит от 1400 долларов США. Gold Supplier – это не стопроцентное подтверждение надёжности, но, как минимум, показатель того, что поставщик ценит свою репутацию.

Verified Supplier. Агрегатор проверил компанию по китайским госреестрам, но подробный аудит не проводил. Такие компании придётся проверять самостоятельно.

Второй шаг в проверке – запрос юридических документов. Обязательный пакет документов для каждого экспортёра по законодательству Китая (не каждая компания или завод имеет разрешение на экспорт): бизнес-лицензия; свидетельство о постановке на учёт; экспортная лицензия; документ, подтверждающий полномочия директора (не обязательно, но желательно); сертификат качества продукции. Этот список утверждён Общим положением гражданского права КНР и Законом КНР «О компаниях».

Если поставщик настаивает, что товар единственный и неповторимый, попросите свидетельство о регистрации товарного знака и свидетельство о регистрации патента. Если товар на самом деле является уникальным, так как изготовлен под ваш запрос и чертёж, то документы придётся делать совместными усилиями.

Встречаются поставщики, которые готовы предоставить документы только после заключения договора или оплаты. С такими лучше не продолжать диалог. На рынке столько же мошенников, сколько и благонадёжных контрагентов. Оплату без какой-либо проверки проводить нельзя. 

Шаг третий. Государственные реестры Китая ведутся только на китайском языке. Поэтому проверить документы можно тремя способами: с помощью юристов-переводчиков, они изучат документы компании и проверят по реестрам Управления госнадзора за рынками и Торгово-промышленной палаты; через сервисы проверки китайских контрагентов (например, можно обратиться к Check in China или к филиалу Торгово-промышленной палаты России в Китае. Полная проверка документов стоит от 7 тыс. рублей); обратиться в SmarT Trade LTD – проверка поставщика по налоговой базе Китая, по базе Торгово-промышленной палаты, и наконец, по реальным отзывам других покупателей.

Главные признаки, которые отличают надёжных китайских производителей от «однодневок», – размер уставного капитала и штат. Если уставный капитал больше 500 тыс. юаней, а в штате работает более 10 сотрудников, скорее всего, компания ведёт реальный бизнес. Эту информацию юрист или сервис проверки увидят в выписках из госреестров. Помимо информации об уставном капитале и количестве сотрудников, будет предоставлена вся информация об учредителе и основных партнёрах этой компании.

И, наконец, шаг четвёртый – заказ образцов товара. Для чего он нужен? Если у вас в планах оптовый закуп либо заказ изделий по чертежам, необходимо посмотреть образцы своими глазами. Так вы проверите качество и товарный вид продукции. Например, на Alibaba или DHgate можно сделать тестовый заказ нескольких образцов от имени физлица. Это будет сравни покупке на Aliexpress.

Если вы нашли поставщика вне онлайн-площадок, либо на площадке 1688.com (самая крупная площадка Китая), попросите отправить его несколько товаров по почте или курьерской службой. Но учтите, чем меньше вес, тем дороже посылка. Зачастую доставка образцов обходится покупателю от 80-200$, не считая стоимости самого образца. Если в первом случае придётся ждать посылку до двух месяцев, во втором – от 12-30 дней.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).