Очередной проведённый в марте деловой завтрак сообщества «Бизнес Бизнесу» был посвящён психологии. Участники встречи рассказали, что такое психология предпринимателя, и какие приёмы для повышения психологической устойчивости в нестабильное время они используют лично.

Андрей Коченов, основатель сообщества предпринимателей «Бизнес Бизнесу», директор цветочной сети «Цветобаза»:

— Предпринимателю нужно понимать психологию  для того, чтобы  настраивать на позитивную ноту, в первую очередь, себя. Если мы не будем мыслить позитивно, нам будет сложно выдать хороший продукт. 

Лично для меня лучшим инструментом достижения чувства опоры и надежности стало составление четкого плана действий. Я прописываю себе чек–лист на ближайшие 3-4 дня, а крупные задачи планирую на неделю. Месяц тоже стараюсь планировать, но без долгосрочных дел. Наличие чек-листа помогает сосредоточиться на текущих задачах и не отвлекаться на менее значимые аспекты, включая информационный шум, мрачную информационную повестку. Все мы понимаем, что не стоит строить иллюзий, и ждать, что завтра ситуация в экономике наладится. Но и жить в постоянных переживаниях — крайне деструктивно. Поэтому я чётко планирую все действия, реалистично смотрю на ситуацию и окружаю себя людьми, которые готовы действовать, справляться с критическими ситуациями в новой реальности. В истории были разные кризисные моменты, когда возможностей было гораздо меньше, чем сегодня. Сейчас мы имеем знания и ресурсы.

Более того, предприниматели — по сути своей лидеры. И когда в одном месте собирается несколько лидеров, они забывают про страх и показывают свои лучшие стороны. Состояние неопределенности в этой ситуации не играет для нас важную роль, потому что вместе мы — сила.

Светлана Александрова, заместитель директора филиала ООО «Согласие» в Удмуртской Республике:

— У меня есть 2 правила, которые я соблюдаю в критических ситуациях. Во – первых, в такие периоды я начинаю активно двигаться: занимаюсь спортом, танцами. И, во-вторых,  я начинаю регулярно «мониторить» тренды, отслеживать различные способы действия в новых условиях. Настоящий предприниматель видит тренд. Например, Стив Джобс  в свое время предвосхитил ожидания потребителей и теперь мы пользуемся смартфонами с удобным сенсорным управлением сочетающими телефон, медиаплеер и персональный компьютер.

Нам сегодня нужно уметь, опираясь на его пример, в меняющейся среде видеть новые тенденции. И, конечно, именно сейчас эмоционально приятное общение с людьми приобретает ещё большую ценность. Например, на бизнес-завтраках каждый делится своими «фишками», что помогает увидеть новые выходы из ситуаций. Всегда нужно помнить, что в компании успешных людей высока вероятность самому стать более успешным. Поэтому я стараюсь общаться с бизнесменами, которые уже добились высоких результатов. Они, как правило, пережили не одну сложную ситуацию — в России было множество кризисов.

Антон Ижболдин, маркетолог, управляющий партнёр диджитал-агентства «Отдел»:

— Мышление предпринимателя – это, в  первую очередь, умение совершать определённые действия для движения вперёд. Стагнация сейчас может привести к «смерти».  Поэтому важно сохранять продуктивность компании в любой ситуации. Первое, что я начал делать для своей команды, как руководитель – объяснять сотрудникам, что у меня есть план. Были ли план всегда? Нет. Были моменты, когда я не понимал, что делать завтра. Но я оставался искать и находить решения, транслировать на свою команду чувство наличия плана, определённости. Когда команда видела мою уверенность в завтрашнем дне – у них происходило определённое успокоение.

Артем Гарнов, руководитель магазина дверей «SOFIA» в Ижевске:

— Предпринимателя всегда выделяет сила. Но не агрессивные её проявления, а спокойствие, уверенность и умение их транслировать. Руководитель должен уметь создавать в компании безмятежную, устойчивую рабочую атмосферу. Даже если продажи упали и команда стрессует, задача лидера – поддержать и показать, что все трудности временны. Например, сейчас мы начали оказывать больше содействия своим менеджерам: если раньше они работали автономно, то сегодня мы готовы им помочь, придумать, что сказать клиенту на возражения. Также мы стараемся формировать мощное экспертное сообщество, как внутри компании, так и за её пределами, для того, чтобы выйти в лидерство на рынке.

Владислав Мымрин, директор по продвижению Всероссийского банковского агентства:

— В первую очередь, предприниматель, лидер, управленец должен обладать стрессоустойчивостью. Беспокойство руководителя напрямую переходит подчиненным и негативно отражается на качестве работы.

Второй важный момент  – умение контролировать свои эмоции. Бизнес – это всегда отношения двух и более сторон, взаимодействие с командой, контрагентами, клиентами. Поэтому полезно уметь «сбрасывать» негативные эмоции, не доставляя дискомфорт окружающим. Лично я хожу на бокс.

И третий момент – нужно уметь находить новые возможности в сложившихся обстоятельствах. Как бы ни развивались события в мире,  ты должен уметь оборачивать их в свою пользу и выходить если не победителем, то точно не проигравшим. Так, несмотря на изменение ключевой ставки ЦБ РФ, мы продолжаем работать во всех направлениях и находить наиболее выгодные условия для наших клиентов. Более того, мы открыли для себя новые направления, актуальные и для тех, кто работает с заграничными контрагентами.

Наша задача, как финансового посредника – сохранять спокойствие.  Для этого нужно  абстрагироваться от ситуации. Мы сделали всё возможное, чтобы, несмотря на происходящее, негативные события не отражались на работе сотрудников. Штат и заработная плата остались на прежнем уровне. Более того, мы готовы в любой момент общаться и  обсуждать, что происходит в компании.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).