Минпромторг разработал законопроект, регулирующий деятельность маркетплейсов, в котором предлагает приравнять площадки к торговым сетям и запретить им работать с самозанятыми. Авторы законопроекта предлагают внести поправки в закон о торговле (381-ФЗ) и в закон «О защите прав потребителей». Представитель Минпромторга подтвердил, что такие идеи обсуждаются, но не уточнил, когда проект внесут на рассмотрение в Госдумупишут «Ведомости».

Маркетплейсы как торговые сети

В тексте поправок маркетплейсы описываются как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг». Пункты выдачи заказов (ПВЗ) рассматриваются как торговые объекты.

Согласно этому определению, площадки можно будет отнести к торговым сетям. Ведь в действующем законодательстве под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, объединённых одним брендом.

Аналитик Data Insight Сергей Семко в разговоре со СМИ отметил, что приравнивание ПВЗ к торговым объектам не учитывает специфику работы маркетплейсов.

«В ПВЗ не хранятся запасы товаров, там только конкретные заказы конкретных покупателей», — отмечает он.

Такое решение может привести к искусственному ограничению, так как на ПВЗ будет распространяться антимонопольное законодательство.

Запрет на работу с самозанятыми

Ещё одно предложение в поправках — запретить цифровым торговым площадкам привлекать самозанятых к трудовой деятельности и выполнению работ или оказанию услуг. Кроме того, маркетплейсы должны будут проверять, чтобы на их площадках не появлялись селлеры, которые получили статус самозанятых незаконно, например, продавцы, занимающиеся перепродажей товаров.

По мнению Сергея Семко, таким решением авторы законопроекта хотят избежать ситуаций, когда маркетплейсы предлагают сотрудникам оформлять самозанятость вместо того, чтобы брать их в штат. Однако из-за общего дефицита кадров в стране любые ограничения на найм могут показаться непродуктивными.

Как пояснил источник в одном из маркетплейсов, самозанятых чаще всего привлекают к подработке в сфере логистики, например, для разгрузки поставок или работы в качестве водителей.

Это не единственный законопроект, регулирующий работу маркетплейсов, который разработали в России. В Госдуму уже внесены два проекта, в каждом предлагаются разные схемы регулирования работы электронных площадок, но ни один законопроект пока не был рассмотрен даже в первом чтении.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).