Минэкономразвития РФ планирует запустить приложение для дистанционных проверок бизнеса. Пока все детали новшества не раскрыты, однако эксперты журнала «Деловая Репутация» готовы оценить, как оно изменит контрольно-надзорную систему и, самое главное, – насколько повлияет на работу компаний, перезагрузит диалог предпринимателей с инспекторами.

Михаил Хачатурян, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета при Правительстве РФ:

— Основная цель внедрения приложения для дистанционных надзорных проверок – прежде всего, сокращение объёма документации, предоставляемой компанией на бумажных носителях в надзорные органы. Это, безусловно, плюс.

Ещё одно немаловажное преимущество – сокращение времени самой проверки: когда отчётность представлена в электронном виде, а значительный объём проверки на соответствие стандартам, нормам и правилам осуществляет искусственный интеллект, скорость обработки резко возрастает.

Другой очевидный плюс – повышение эффективности борьбы с коррупционными проявлениями. В процессе непосредственного контакта сотрудников надзорных органов с руководством проверяемой организации у последних возникает соблазн попытаться ускорить процесс проверки или убедить проверяющего закрыть глаза на выявленные нарушения.

Из относительных минусов новшества стоит выделить период времени, который потребуется и сотрудникам надзорных органов, и бизнесу на адаптацию к новой форме проверок, а разработчикам – на отладку функционирования приложения в реальных, а не в экспериментальных условиях.

 

Евгений Царев, управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права:

— В настоящее время госорганы не раскрывают конкретику относительно того, как будет работать приложение, насколько обязательным будет его использование, на какие категории бизнеса оно ориентировано. Поэтому однозначно сказать сейчас, насколько оно будет полезным, сложно. Если рассматривать работу с таким приложением как возможность оптимизации процессов и процедур, то оно однозначно полезно. Контрольные мероприятия – это всегда отрыв внутренних специалистов от повседневных задач. Для обслуживания проверки необходимо в срочном порядке останавливать текущую работу самых ценных сотрудников. Нередко и стоимость этого процесса в виде трудозатрат исполнителей на порядок выше штрафных санкций, поэтому не все и не всегда выполняют требования госорганов. Так что в теории работа через приложение может сократить время на лишнюю коммуникацию с проверяющими. Соответственно, снизить стоимость проверки для бизнеса. И, соответственно, повысить эффективность, сделать так, что организации будут выполнять их, не дожидаясь санкций. По идее, всем от этого будет удобно. Так что принципиально это полезная инициатива, всё зависит от качества реализации приложения. Помимо этого, разработчикам необходимо позаботиться о безопасности, чтобы не допустить утечек данных, возможностей внесения их «задним числом» и прочее. Только при комплексной продуманной реализации результат будет положительным для всех.

 

Наталья Брылева, партнёр ЮК «Туров и партнеры», председатель кооператива ПК «Белый бизнес»:

— Если исходить из информации Миннэкономразвития, приложение будет создано на базе единого реестра объектов контроля, то есть сюда не будут относиться налоговые и таможенные проверки, например. Если новшествобудет работать по принципу приложения «Проверки Подмосковья», то, как я вижу, это опредёленный плюс для бизнеса. Не будет личного контакта с проверяющими, все доказательства совершения правонарушений или их отсутствиестанут фиксироваться в приложении. Отсюда – снижение коррумпированности таких проверок. Для бизнеса снижение непосредственного административного контроля – это ещё и спокойствие сотрудников, люди в погонах не будут лишний раз отвлекать их своим присутствием.

Пока сложно понять, насколько стабильно будет работать приложение. Проблемы как раз могут быть на техническом уровне. Например, даже сейчас с учётом того, что налоговый контроль проводится с большой долей автоматизации, возникают различные трудности, например, невозможность получения информации об объекте контроля из-за технических неполадок (вечно «подвисающая» АСК-НДС). Также и по остальным проверкам: может теряться или некорректно отражаться важная информация, необходимая для обеспечения полноценного контроля.

Всё – во власти разработчиков приложения: если оно будет работать стабильно, для бизнеса это только плюс, если нет – появятся жалобы и уже неизбежное личное общение с госинспекторами.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).