Основным событием, повлиявшим на жизнь республики в минувшем году, стало подписание Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в день его инаугурации Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ определяет основные цели развития страны и, соответственно, задачи правительства, в том числе и региональных властей, на перспективу. Задачи поставлены сложные и потребуют от нас серьёзных усилий.

В минувшем году наша работа была направлена на выработку целей и задач развития республики на ближайшие шесть лет, определения финансовых возможностей и мероприятий для их достижения. Была развёрнута масштабная работа по подготовке к реализации национальных проектов по 12 основным направлениям стратегического развития. Их реализация позволит сделать прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии Удмуртской Республики.

Бюджет

Стратегия планирования бюджетных расходов под гарантированные доходы, т. е. без завышения планов и привлечения займов на финансирование текущих расходов, доказала свою эффективность. При планировании бюджета 2018 года заявки составили больше 80 млрд руб., а прогноз поступлений в бюджет изначально был 52 млрд рублей. Таким образом, нам приходилось расставлять приоритеты. Экономия коснулась тех направлений расходов, по которым снижение финансирования не влияет на качество предоставляемых населению услуг: это мероприятия госпрограмм, расходы на обеспечение деятельности органов госвласти, расходы на приобретение техники, мебели и т. д.

При этом на 100% обеспечены социальные выплаты и заработная плата бюджетников. Выполнено поручение Президента об индексации с 1 января 2018 года заработной платы работникам бюджетной сферы, непоименованным в Указах Президента России от 7 мая 2012 года, и повышении МРОТ до прожиточного минимума. В числе приоритетов отмечу также объекты капитального строительства и погашение задолженности перед контрагентами. Безусловно, при формировании проекта бюджета правительство также учитывало такие задачи, как обеспечение сбалансированности бюджета и дальнейшее сокращение долговой нагрузки.

Есть нерешённые важные проблемы, на которые нам указывают в том числе и коллеги – это, например, предоставление квартир детям-сиротам. Возможности бюджета, которыми мы располагаем сейчас, не позволяют нам закрыть разово ту большую очередь, которая существует. Поэтому мы делаем всё для того, чтобы на это направить дополнительные средства, но возможности бюджета здесь, к сожалению, не позволяют нам это сделать. 

Так же, как и строительство детских садов и школ. В части ремонта большая работа будет проведена в 2019 году, но потребности муниципальных образований в строительстве школ и детских садов остаются, и приходится выставлять приоритеты, как бы тяжело это ни было. Не дружба, приятное слово или какой-то иной способ, уговоры или аргументы влияют, а только позиция по потребности, по необходимости.

В 2019 году использование оправдавших себя на практике инструментов антикризисного управления бюджетом будет продолжено.

Госдолг

Важным результатом бюджетной политики стала положительная динамика снижения уровня госдолга. В 2017 году удалось не только остановить его рост, но и снизить на 33,5 млн рублей. На начало 2018 года он составлял 48,9 млрд руб., а на конец – 47 млрд рублей. Только на обслуживании госдолга сэкономлено 1 млрд 46 млн рублей. Снижение госдолга достигнуто за счёт, в том числе, антикризисных мероприятий. Это снижение ставок по уже взятым кредитам. Это привлечение других финансовых игроков, для того чтобы опять же стимулировать кредиторов республики к снижению ставок. Это также краткосрочные заимствования в ходе финансового года, тоже для снижения ставок.

Централизация закупок

Бюджетный эффект, который был достигнут в 2018 году в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов РФ, составил 2 млрд 200 млн рублей. За счёт оптимизации структуры не только государственных служащих, но и подведомственных учреждений, урезания неэффективных налоговых льгот, вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот, и большая часть – за счёт централизации закупок.

В 2018 году на торгах Региональным центром закупок сэкономлено 1 млрд 61 млн руб. бюджетных и внебюджетных средств. Первыми шагами центра стало снижение начальных цен контрактов, когда заказчик считал, что он должен купить товар по определённой цене, – но были примеры аналогичных товаров с более низкой ценой. Все техзадания проходят через центр закупок, который разбит по секторам, где работают специалисты в той или иной сфере, и это позволяет экономить за счёт конкуренции на торгах. И более того – центр закупок даёт возможность организовывать централизованные торги, когда несколько заказчиков объе-
диняются, и участник закупки может предложить меньшую цену, потому что у него большой объём этих товаров.

Ну и кроме того – это региональный каталог. Условно, вы планируете купить ручку и выставляете её начальную (максимальную) цену в 200 рублей. Но ручка уже есть в этом каталоге по более низкой цене, и он не позволит вам сделать её больше той, по которой она уже была куплена одним из заказчиков республики. Каталог сегодня содержит больше 2 тыс. наименований товаров.

С января текущего года все торги муниципальных заказчиков с начальной ценой более 100 тыс. руб. будет также проводить центр закупок. В общем объёме всех заказов это довольно серьёзная сумма, тем более мы понимаем, что закупки часто разбиваются заказчиками по 100 тыс. руб. целенаправленно.

Оптимизация госорганов

Большая работа была проведена по оптимизации органов управления. У нас количество чиновников порой значительно выше, чем в аналогичных городах или регионах, а вот эффективность в разы не увеличивается. Главой Удмуртской Республики Александром Владимировичем Бречаловым была поставлена задача, чтобы провести эту оптимизацию в размере 15%.

В данной работе мы начали с себя – с Администрации Главы и Правительства, с министерств. Максимально подробно по каждому человеку, по каждой должности определялся его функционал, исходя из чего экспертно-аналитическая группа вырабатывала решение, какой штат необходим тому или иному ведомству. После этого руководители приходили «защищать» свои штаты. К их мнениям мы тоже прислушивались.

Самый главный принцип, который доводит до нас Александр Владимирович: любое решение, любое действие должно пройти обсуждение. То есть именно то, что называется меритократией идей: есть руководящая линия, но вместе с тем у каждого члена команды есть возможность высказать свою точку зрения и прооппонировать, если он не согласен. В противном случае не было бы эффективной работы правительства.

И ряду министерств удавалось доказать целесообразность сокращения в меньшем объёме, чем была поставлена задача. У нас есть, например, министерства, у которых больше 180 полномочий, и мы понимаем, что теми штатными единицами, которые есть сейчас, эту работу выполнить можно качественно, в срок, и это обеспечит социально-экономическое развитие региона. Сокращение должностей – это увеличение нагрузки на тех, кто остаётся, и кроме того, это совершенно новый функционал, который может быть им совершенно не свойственен.

Но были и другие примеры. Вот такие объяснения нам, например, давали некоторые коллеги, защищая свою точку зрения о необходимости большого количества заместителей: «У нас большое количество мероприятий, на которых необходимо присутствовать лицу определённого статуса. Я как министр всюду бывать не могу, а послать туда какого-нибудь начальника отдела будет нехорошо, поэтому дайте мне какого-нибудь человека, который будет представлять министерство в ранге заместителя». Такая аргументация, конечно, не принималась. Не для того власть существует, чтобы выполнять представительские функции.

В дальнейшем оптимизация будет продолжена. Следующий шаг, который мы намерены сделать уже в этом году, – дать методические рекомендации органам местного самоуправления. Здесь также очень важно вести эту работу совместно с муниципалитетами.

Средства от Федерации

С целью максимального участия республики во всех федеральных программах был создан проектный офис. Потому что зачастую уровень подготовки наших заявок на финансирование был таким, что мы не могли на равных конкурировать с другими субъектами РФ. Сейчас мы участвуем во всех проектах, где только можно. Есть основания полагать, что мы справимся с этим объёмом, но работа предстоит колоссальная по каждому из них.

Кроме того, здесь важно найти «золотую середину» между желанием и возможностями. Например, если мы претендуем на федеральное финансирование по строительству, то мы должны иметь определённый пакет документации. Но такие проекты стоят денег. И кроме того, проект имеет свойство устаревать, впрок не наделаешь. В 2018 году мы столкнулись с необходимостью подготовки большего количества проектно-сметной документации, прошедшей положительное заключение, поэтому на этот год уже больше 100 млн рублей заложено для того, чтобы подготовить проекты в расчёте на возможное федеральное финансирование. Следующий аспект – это готовность не только заявиться, не только эти деньги освоить, но ещё и софинансировать, а по некоторым направлениям до сих пор соотношение остаётся на уровне 50х50. Поэтому, принимая решение об участии в той или иной программе, мы сначала учитываем, имеем ли возможность запроектировать, потом – имеем ли мы возможность софинансировать, и, безусловно, ещё на первом этапе мы должны понять, а сможем ли мы это освоить.

В этой связи важным направлением являются работы в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды (ФКГС)». Для того, чтобы избежать повторения ситуаций, которые у нас были с другими объектами, работа по подготовке к строительному сезону 2019 года по ФКГС была начата ещё осенью 2018 года. На ежесубботних совещаниях в режиме ВКС все главы муниципальных образований отчитываются о готовности своих проектов. Все заявки проходят наш экспертный анализ, и мы должны сделать всё для того, чтобы, как только появляется возможность выполнять строительно-монтажные работы, эти работы начались. 15 февраля должно быть заключено соглашение с Федерацией на выделение субсидии, сразу после этого необходимо начать работу по закупкам, чтобы не получилось ситуации этого года, когда мы только 9 июля разместили закупку по выбору подрядной организации, а работы отодвинулись на осень и зиму.

«Точки роста»

Одной из традиционных точек роста нашей экономики является промышленность. В связи с тенденцией на сокращение объёма гособоронзаказа сегодня на повестке работы правительства задача диверсификации и развития производства гражданской продукции.

По итогам 9 месяцев 2018 года доля гражданской продукции в общем объёме производства предприятий ОПК составила 27,9%, рост объё-мов – 16%. Такие результаты стали возможны в первую очередь благодаря развитию кооперации с госкорпорациями, а также работе по созданию Регионального фонда развития промышленности и сопровождению проектов в федеральном фонде. Стимулом для роста эффективности промпроизводства может стать также и участие республики в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости». Это позволит региону обеспечить ежегодный рост производительности труда до 5%. В настоящее время отправлена заявка в Минэкономразвития России, и мы планируем попасть в состав участников для реализации программы с этого года.

Важность малого

Немаловажную роль в экономике республики играет малый и средний бизнес, ведь более одной пятой части ВРП Удмуртии создаётся организациями МСП, в которых трудятся более четверти занятых в экономике. С 2013 года отмечается стабильный рост количества субъектов МСП региона, и правительство делает всё возможное для создания в Удмуртии благоприятных условий для ведения бизнеса. Ещё на три года продлены «налоговые каникулы» для начинающих предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах (применяющих упрощённую и патентную системы налогообложения), установлены пониженные налоговые ставки 5% и 10% (для субъектов МСП по упрощённой системе налогообложения «доход минус расход») для приоритетных видов деятельности, а также 5% для резидентов бизнес-инкубаторов и индустриальных промышленных парков.

В рамках нацпроекта в 2019 году Удмуртия получит федеральную субсидию на поддержку частных промышленных парков в 298,9 млн рублей. На федеральном уровне прошли отбор две наши заявки: создание и развитие промпарка «Металлургический» и реконструкция главного производственного корпуса промпарка «Индустриальный». Со стороны республики будет обеспечено софинансирование в сумме 9,2 млн руб., а со стороны инвесторов – управляющих компаний парков – не менее 66 млн рублей. К 2028 году планируется создать на территории парков более 400 рабочих мест.

К 2024 году мы должны добиться увеличения вклада малых и средних предприятий в ВРП региона с 24,5 до 32,5%, увеличения доли предприятий МСП в общем объёме экспорта с 8,6% до не менее чем 10%, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства должна вырасти не менее чем до 30%. Для этого разработана региональная составляющая национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В настоящее время предварительно подтверждённая сумма финансирования мероприятий нацпроекта из федерального бюджета для Удмуртии на 2019 год составляет 636,9 млн рублей. В бюджете республики предусмотрены средства на их софинансирование в сумме 46 млн рублей.

Так же активно Правительство Удмуртской Республики сотрудничает с АО «Российский экспортный центр». В 2018 году Удмуртия стала пилотным регионом по внедрению экспортного акселератора. В 2019 году программа акселерации получит развитие в рамках реализации региональной составляющей национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Ещё одной точкой роста мы видим развитие муниципальных образований. И здесь отдельно стоит отметить реализацию приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», ведь из пяти городов республики три имеют статус моногорода. В 2017 году Сарапул получил статус территории опережающего социально-экономического развития. С начала 2018 года в Реестр ТОСЭР вошли шесть резидентов. Реализация данных инвестпроектов позволит создать 585 новых рабочих мест и привлечь более 1,3 млрд руб. инвестиций.

В 2018 году одобрены Минэкономразвития России и находятся на согласовании в Правительстве РФ заявки на создание ТОСЭР «Глазов» и на дополнение перечня видов экономической деятельности на территории ТОСЭР «Сарапул». Во всех трёх моногородах заключены соглашения с НКО «Фонд развития моногородов» о софинансировании, Удмуртия стала первым регионом, получившим поддержку по всем моногородам.

На 2019 год стоят задачи по привлечению потенциальных резидентов ТОСЭР «Сарапул»; по созданию ТОСЭР в Глазове и Воткинске; по дальнейшему формированию заявок в Фонд развития моногородов.

Не остаются без внимания и районы республики. В каждом районе есть команда экономического блока, но работают они обособленно. Задача правительства – координация их деятельности и, соответственно, социально-экономического развития муниципальных образований с учётом единых приоритетов и вектора развития республики. Развитие территорий станет одним из фокусов работы и на 2019 год.

Оценка 4

Работа в 2018 году проделана большая. И если говорить об оценке, то правительству я могу поставить оценку 4, но пока только цифрой. Потому что для того, чтобы получить оценку «хорошо», нужно ещё очень много сделать.

Какими будут ключевые направления следующего года? Конечно, это реализация национальных проектов. Кроме того, это наш региональный проект «Год здоровья». Ни в коем случае нельзя сбавлять темпы по дорожному строительству. Безусловно, капитальное строительство тех объек-тов, финансирование которых предусмотрено Российской Федерацией, – это крупное, стоимостью более 1 млрд руб., строительство туберкулёзной больницы. Это подготовка к 100-летию государственности Удмуртии. Это исполнение всех социальных обязательств. А вообще в каждом министерстве каждое из осуществляемых ими полномочий является приоритетом в работе.