Министерство финансов разработало и внесло в правительство РФ пакет поправок, включая законопроект об изменениях в налоговой системе. Он затронет основные виды прямых налогов — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, а также налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и упрощенную систему налогообложения (УСН).
«Налоговые изменения должны обеспечить поступление ресурсов для решения общенациональных задач, в том числе сокращения неравенства в обществе и в экономике, решения проблем социально-экономического развития регионов», — отметил министр финансов Антон Силуанов.
Предполагается, что нововведения будут приняты Госдумой в текущую весеннюю сессию, которая продлится до 5 августа, и вступят в силу 1 января 2025 года. Ранее свои рекомендации по прогрессии НДФЛ предлагала Госдума.
Приводим ключевые параметры предлагаемых изменений.
Пять ступеней НДФЛ
Законопроект Минфина предполагает расширение прогрессии налогообложения доходов физических лиц. На смену двум действующим ступеням (13% и 15% с доходов, превышающих 416,7 тыс. руб. в месяц, или 5 млн руб. в год) придёт пять:
- 13% при доходах до 200 тыс. руб. в месяц (2,4 млн руб. в год);
- 15% для части дохода в диапазоне 200–416,7 тыс. руб. в месяц (2,4–5 млн руб. в год);
- 18% для части дохода в диапазоне 416,7 тыс. — 1,67 млн руб. в месяц (5–20 млн руб. в год);
- 20% для части дохода в диапазоне 1,67–4,17 млн в месяц (20–50 млн руб. в год);
- 22% при доходах свыше 4,17 млн руб. в месяц (50 млн руб. в год).
Как и сейчас, повышенные ставки будут применяться не ко всему доходу, а к сумме его превышения над заданными порогами. Например, при совокупном заработке гражданина в размере 8 млн руб. в год до вычета НДФЛ работодатель как налоговый агент будет отчислять 13%, пока доход работника не достигнет 2,4 млн руб. с начала года, 15% с части дохода между 2,4 млн и 5 млн руб. (то есть с 2,6 млн) и 18% с части дохода выше 5 млн руб. (то есть с оставшихся 3 млн). В этом примере совокупный НДФЛ за год составит 1,24 млн руб. (против 1,1 млн при текущей системе).
В России насчитывается 64 млн плательщиков НДФЛ. Изменение шкалы затронет около 2 млн человек с доходом выше 2,4 млн рублей в год, что составляет примерно 3,2% от общего числа работающего населения страны, согласно материалам Минфина. По данным Росстата, в апреле 2023 года 1,1 млн работников в России получили начисленную зарплату в размере более 200 тыс. руб. Зарплату свыше 3 млн руб. в том месяце получили только 3,7 тыс. человек.
Порог в 2,4 млн руб. в год, до которого действует ставка 13%, совпадает с предельным доходом, который может в году иметь самозанятый: налог на профессиональный доход 4–6% платится с дохода до 2,4 млн руб. Таким образом, Минфин предлагает не менять налоговую привлекательность спецрежима.
Поддержка семей
Для семей с двумя и более детьми, чей доход не превышает 1,5 регионального прожиточного минимума на одного человека, будет введён налоговый аналог кешбэка. Благодаря автоматической выплате кешбэка через систему социальной поддержки реальная ставка налога для таких семей снизится до 6%.
Согласно материалам Минфина, фактическую ставку 6% (благодаря возврату 7%) смогут получить около половины от общего количества всех семей с двумя или более детьми в России. По предварительным расчетам ведомства, исходя из прожиточного минимума 2025 года налоговый «кешбэк» может быть предоставлен родителям с месячным доходом до 53 тыс. руб., если оба работают, и не более 106 тыс. руб., если работает только один.
Частичный возврат уплаченного НДФЛ, который в Минфине сравнивают с «13-й зарплатой», будет производиться из средств федерального бюджета.
Кроме того, исключение из новой шкалы подоходного налога будет предусмотрено для действующих участников военной операции на территории Украины в части их выплат за работу в зоне военных действий. Для их доходов, непосредственно связанных с участием в СВО, будут действовать текущие ставки 13% (и 15% для дохода свыше 5 млн руб. в год).
Налог с нетрудовых доходов
Действующие ставки налога на доходы от дивидендов и депозитов, а также от реализации ценных бумаг останутся прежними и составят 13 и 15%. Однако ставка в размере 15% будет применяться только к доходам, превышающим 2,4 млн руб., без дальнейшего увеличения. В Минфине подчёркивают, что сохранение уровня налогообложения дивидендов позволит поддержать развитие фондового рынка.
НДФЛ с продажи недвижимости будет применяться к чистому финансовому результату, а не ко всему доходу с продажи (и при действующем законодательстве при продаже недвижимости сумму полученных доходов можно уменьшить на расходы на ее покупку — тогда налог уплачивается с разницы между ними). К проданным объектам недвижимости будет применяться тот же подход: 13% до суммы 2,4 млн руб., 15% — свыше этой суммы. Сейчас, согласно Налоговому кодексу, ставка 15% к доходам от продажи недвижимости не применяется, даже если сумма продажи превышает 5 млн руб.
Льгота, которая освобождает от уплаты налога доходы от продажи имущества, сохраняется в полном объёме, если имущество находилось в собственности физического лица не менее пяти лет (для недвижимости) или не менее трёх лет (для иного имущества, например, автомобиля). При этом размер доходов не имеет значения.
В то же время льгота в виде освобождения от НДФЛ при продаже акций или долей в бизнесе при сроке непрерывного владения более пяти лет будет скорректирована: если доход от таких сделок за год превысит 50 млн руб., необходимо будет заплатить налог на общих основаниях, даже если срок владения превысил пять лет. По текущему порядку подоходным налогом облагается прибыль, полученная в результате продажи акций дороже, чем они были куплены.
Налог на прибыль компаний
Ставку налога на прибыль организаций предлагается повысить на 5 п.п. — с действующих 20 до 25%. Ранее представители бизнеса допускали ее увеличение до 30% при условии предоставления инвестиционной льготы.
Финансовый результат российских компаний в 2023 году вырос на 35,2% по сравнению с предыдущим годом и достиг 33,3 трлн руб., поясняют в Минфине.
С 1 января 2025 года планируется увеличить налог на прибыль, что позволит отменить оборотные сборы, такие как курсовые экспортные пошлины. Эти пошлины были введены для многих отраслей осенью 2023 года, а весной 2024 года правительство продлило их действие до конца года.
Параллельно с ростом налога на прибыль Минфин предложил бессрочно продлить действие механизма инвестиционного налогового вычета в регионах (по действующему законодательству он завершает работу в 2024 году), а также ввести федеральный налоговый вычет для компаний из приоритетных отраслей.
Кроме того, предлагается ввести повышенный коэффициент учета НИОКР при определении базы по налогу на прибыль в высокотехнологичных отраслях — как заявлял глава Минфина Антон Силуанов, его повысят с 1,5 до 2. Это позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Рентные налоги
В отраслях, где рентабельность высокая, а инвестиции низкие, например, в производстве минеральных удобрений и добыче железной руды, предлагается увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По информации Министерства финансов, в некоторых сырьевых отраслях уровень операционной рентабельности значительно превышает средний по экономике (10–12%). При этом уровень рентного налогообложения ниже минимального (5–6% от выручки).
Согласно оценкам Минфина, даже после повышения НДПИ рентабельность в этих отраслях останется высокой (20–25%).
- Для отрасли «Добыча железа» предлагается увеличить НДПИ на 15%.
- В отрасли «Производство минеральных удобрений» (калийные соли) — увеличить НДПИ в 2,3 раза.
- «Производство минеральных удобрений» (апатитовые и фосфоритовые руды) — в два раза.
Для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для производства аммиака (1200 руб. за 1 тыс. куб. м газа).
НДС для «переходного» бизнеса
Налоговые изменения запланированы и для малого бизнеса. Предполагается, что порог доходов для применения УСН будет расширен с действующих 265,8 млн до 450 млн руб., а порог по остаточной стоимости основных средств — с 150 млн до 200 млн руб.
В рамках системы УСН будут отменены повышенные ставки: 8% при базе «доходы» и 20% для базы «доходы минус расходы». Эти ставки применялись при доходах от 199,35 млн рублей в 2024 году и количестве сотрудников от 100 человек.
Теперь весь бизнес на УСН будет использовать базовые ставки: 6% при базе «доходы» и 15% для базы «доходы минус расходы».
Взамен компании с оборотом выше 60 млн руб. в год обяжут стать плательщиками НДС, который сегодня бизнес на УСН в общих случаях платить не обязан. При уплате НДС бизнесу будут предложены следующие альтернативы:
- общий режим: ставка НДС 20% (или 10% — для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты;
- ставка 5% при доходах до 250 млн руб. в год и ставка 7% при доходах в диапазоне 250–450 млн руб. в год — без права на вычеты.
Повышение затронет в основном сферы торговли, аренды недвижимости и ресторанный бизнес. По официальным данным, 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб.
Кроме того, планируется смягчить налоговый режим для малых производственных предприятий. Для небольших компаний, занимающихся обработкой и не связанных с производством подакцизных товаров, ставка страховых взносов будет снижена с 15% до 7,6%.
Ещё одна мера, которую рассматривает Минфин, — налоговая амнистия для тех, кто использовал схемы дробления бизнеса в период с 2022 по 2024 год. Однако амнистия будет предоставлена только при условии, что компания добровольно откажется от таких схем в 2025 и 2026 годах.