Человеческий капитал стал сегодня, пожалуй, самым дефицитным ресурсом в отечественной экономике. При этом особую нехватку кадров испытывают предприятия реального сектора. Какие кейсы способны помочь в решении проблемы, за счёт каких механизмов? Актуальные вопросы обсудили в Ижевске, на тематическом мероприятии, организованном АО «Сибирская Промышленная Группа». Журнал «Деловая Репутация» выступил информационным партнёром встречи.   

Новое лицо рынка труда

Мероприятие прошло на нетворкинговой площадке завода «БУММАШ», входящего в состав АО «Сибирская Промышленная Группа». Тематическая встреча была организована уже во второй раз, она собрала руководителей HR-подразделений производственных компаний республики.

Повестка мероприятия была максимально насыщенной. Эйчары подняли целый ряд вопросов, касающихся кадрового дефицита, инструментов, снижающих остроту проблем с нехваткой персонала. Специалисты подчеркнули, что возникшие трудности имеют тесную связь с демографией – за десять лет из-за демографического кризиса численность трудоспособного населения сократилась на несколько миллионов, плюс повлиял отток человеческого капитала за рубеж – только в 2022 году из России уехали полтора миллиона человек. Также нельзя исключать влияния на ситуацию последствий СВО.

«В Удмуртии на сегодняшний день – более 21 тысячи вакансий и всего 3 тысячи соискателей, рынок труда – кандидатский, и такая ситуация характерна в целом для российских регионов, – отметила модератор мероприятия, директор по персоналу АО «Сибирская Промышленная Группа» Олеся Смагина. – Самое сложное в складывающихся условиях для предприятий то, что в рекрутинге уже не так эффективно делать ставку на высокие зарплаты, развитую корпоративную политику. Людей не хватает физически, и потому работодателям нужны новые методы привлечения кадров, учитывающие специфику современного рынка труда».

Найти и удержать

В числе методов, помогающих перестроить работу с кадрами в новых условиях, специалисты назвали релокацию персонала, разработку качественно новых программ по привлечению и удержанию сотрудников, применение инструментов господдержки.    

Участники встречи отдельно обсудили возможности решения «ресурсного» вопроса за счёт релокационных механизмов. При этом было отмечено, что привлечение персонала из других регионов требует решения главного вопроса – жилищного.

«Не все работодатели знают, что существуют интересные, перспективные проекты, способные помочь в этом аспекте вопроса, – поделилась информацией Олеся Смагина. – Сегодня один из крупных финансовых институтов развития в жилищной сфере предлагает предприятиям воспользоваться программой арендного жилья. Она направлена как на улучшение жилищных условий россиян, так и на решение задач по сохранению и привлечению кадров, поддержку производств.

Принимая участие в программе, работодатель получает возможность обеспечить сотрудников современным жильём. Арендные квартиры и апартаменты предлагаются в формате «заезжай и живи»: с уже выполненным ремонтом, мебелью, бытовой техникой.  Это для работодателя – реальный инструмент для привлечения сотрудников.

Считаю, что производственные предприятия республики могут объединить усилия, озвучить общую потребность в «квадратных метрах» для привлекаемых работников, с помощью местной власти сформировать и направить заявку на создание в Удмуртии фонда арендного жилья».

Работать удалённо

Эйчар-специалист Нэлли Жека поделилась своим кейсом привлечения соискателей на незакрытые вакансии:

«На определённом этапе развития нашему предприятию нужно было запустить новое важное производственное направление. Безусловно, это потребовало привлечения достаточно большого числа новых сотрудников. Найти их в республике было достаточно проблематично. Тогда мы пошли по следующему пути: набрали команды квалифицированных специалистов в других регионах, открыли там филиалы предприятия. Вновь привлечённые специалисты работали удалённо. Проект был запущен успешно, в том числе благодаря выбранной стратегии подбора персонала. Такой формат подходит для привлечения определённых категорий работников – выполняющих задачи дистанционно».

Менять мировоззрение

Сегодня в числе самых востребованных на рынке труда – представители рабочих профессий, таких, например, как токарь, станочник широкого профиля. Работники нужны по всей стране.

Дефицит в этом плане – следствие падения престижа рабочих специальностей, негативных социальных явлений, связанных с переориентацией молодёжи на профессии менеджерского плана, отметили участники мероприятия. Необходимо внедрять социальные программы популяризации труда в производственном секторе, по-новому позиционирующие образ, положение рабочего. Сегодня это человек, гарантированно имеющий высокий уровень оплаты труда, обширные соцгарантии от работодателя, возможность работать на современном производстве, профессионально развиваться.

При этом повышение престижа рабочих профессией – это не только задача государства, подчеркнули эйчар-эксперты. Начинать нужно с семьи. По статистике, 72% родителей не желают, чтобы их дети получали рабочие профессии. Профориентационную работу важно проводить комплексно – и среди молодёжи, и среди представителей родительского сообщества.

В этом во многом может содействовать Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»», объединяющий наставников, психологов, активных родителей, представителей отраслевых компаний и помогающий подросткам решить задачу выбора карьерного пути, личностного развития.

Помимо прочего, необходимо развивать сферу среднего профессионального образования, обеспечить активное участие работодателей в жизни колледжей и техникумов. Работа в этом направлении ведётся, в том числе благодаря проекту «Профессионалитет». В рамках проекта создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, предприятия в тесном контакте с ссузами формируют образовательные программы, исходя из конкретных потребностей экономики. Главное – помочь войти в проект большему числу работодателей. 

В целом важно решать проблему кадрового дефицита на основе диалога представителей всего профессионального сообщества, государства, сферы образования. Только совместными силами мы сможем подготовить новое поколение профессионалов, заключили участники встречи.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).