С началом и продолжением частичной мобилизации предприниматели получали много советов и инструкций от юристов и правозащитников. Однако ряд моментов так и остался в зоне внимания только самих представителей бизнеса. Узнали у предпринимателей, как они перестроили бизнес-процессы в связи с мобилизацией сотрудников и новыми геополитическими обстоятельствами.

Анастасия Патралова, индивидуальный предприниматель (Санкт — Петербург):
В компаниях малого и среднего бизнеса в производственном, торговом или сервисном сегменте, наиболее распространены две реакции на последствия частичной мобилизации: первая реакция — это внутренняя мобилизация и повышение собственной прочности, второй способ реагирования — впадение в стресс, состояние «Всё пропало!», но таких компаний меньшинство.

Адаптация управленческих процессов при внутренней мобилизации компаний идет по следующим направлениям:

  • В основе изменений – сохранение и оптимизация технологий. Ищем «узкие» места, минимизируем операционные издержки и потери. И самое главное – находим и быстро внедряем новые направления деятельности или сохраняем и наращиваем объемы текущих направлений.
  • Внутри компаний собираем и актуализируем внутреннюю базу знаний, интенсивно работаем по подготовке внутреннего кадрового резерва! Потеря темпов и снижение эффективности происходят всегда, когда со своих рабочих мест уходят носители уникальных знаний, умений и навыков. Программы ускоренной адаптации и институт наставничества – это прочность компании в условиях турбулентности и давления внешней среды.
  • Изменение бизнес-процессов невозможно без обучения и перераспределения функционального наполнения должностей. Сейчас время быстрого расширения компетенций, освоения не только смежных направлений деятельности, но и приобретения совершенно новых навыков. Здесь важны целевая направленность, предметность, непрерывность и адекватность обучения персонала.
  • Интенсификация работы с персоналом — фокус на оптимизацию и перестроение режимов рабочего времени, на изменение подходов к нормированию труда и системам оплаты. В прошлое уходят такие схемы как линейное премирование (чем больше сделал, тем больше получил), избыточные системы премирования по KPI (многие из показателей эффективности быстро устаревают в меняющихся условиях). Им на замену приходят более понятные системы стимулирования не только производительности, но и эффективности труда, например, дискретное премирование или проектный подход.

    Илья Полухин,  учредитель транспортной компании «Норд-групп» (Тюмень):
    Сегодня бизнесу тяжело строить долгосрочные планы, и это плохо. Мы  просто решаем текущие проблемы и думаем, как остаться на плаву. Если призыв станет более массовым, или боевые действия перейдут на территорию России, то нам думать о бизнесе будет вообще некогда. Поэтому сегодня всем важно сплотиться и постараться минимизировать ущерб для компании, а главное — для людей: сотрудников, покупателей, поставщиков.
    Я проанализировал показатели всех сфер своей деятельности, и пришёл к выводу, что объявленная в стране частичная мобилизация, в первую очередь, коснулась работы транспортной компании  — сейчас уже призвали нескольких водителей. Кроме того, двое сотрудников внезапно уволились, еще двое в спешном порядке пошли учиться в вуз.
    Если тенденция продолжится,есть риск, что транспортная отрасль  останется вообще без водителей большегрузов. Их и в мирное время всегда не хватает, а сейчас дефицит стал совсем острым. Мы ходили в военкомат, чтобы понять, что можно сделать, но ничего вразумительного там не услышали.
    Поэтому мы решаем вопрос о том, где и как найти водительские кадры. На рабочей планёрке я предложил сотрудникам, в качестве выхода из ситуации, объявить о наборе женщин на открытые водительские вакансии — ранее при наборе кадров мы отдавали предпочтение мужчинам водителям. Над моим предложением ожидаемо посмеялись и не восприняли всерьёз. Но я не шутил. В ближайшее время мы разместим объявления о наборе водителей преимущественно женского пола. Женщины хорошо водят —  есть много примеров успешной работы дальнобойщиц. Более тогоы готовы обучить их за счёт компании, создать подходящие условия труда и обеспечить безопасность с помощью датчиков мониторинга  и видеокамер в салонах. Так, новые кадры будут всегда под наблюдением, и в случае опасности смогут быстро позвать на помощь. Конечно, могут возникнуть сложности в ситуациях, где нужно взаимодействовать с какими-то тяжелыми предметами, но, мне кажется, такие моменты тоже можно решить.
Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).