Власти планируют на время «обнулить» «Платон» – систему сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным дорогам. Законопроект уже поступил на рассмотрение нижней палаты российского парламента. Авторы полагают: «дорожная мзда» неуместна на фоне санкционных давлений. Эксперты журнала «Деловая Репутация» оценили потенциальную эффективность нулевого сбора.

Ринат Резванов, старший научный сотрудник НИФИ Минфина России (Москва):

— Относительно введения моратория на действие системы «Платон»: побудительный мотив здесь, прежде всего, – меры, которые должны дать эффект в борьбе с ростом цен на продовольствие и товары народного потребления. Это, как мы знаем, одна из серьёзных на сегодня задач, стоящая перед российским правительством.

Другое дело, значение «Платона» в структуре конечной стоимости тех же продуктов довольно сильно переоценено. Это далеко даже не те цифры в виде десятков процентов, в которых нас пытаются заверить. По факту, на порядок значительно меньше.

В автологистике сейчас большее значение имеет вопрос с поставками запчастей и комплектующих для тех же грузовых фур. Даже если заработает механизм параллельного импорта, скорее всего, порядок цен на запчасти окажется уже значительно выше прежнего. И вот здесь появляется риск того, что удорожание ремонта и обслуживания техники, не говоря уже о банальном обновлении автопарка, скажется на увеличении стоимостных затрат в логистике – гораздо сильнее, если сравнивать с тем же «Платоном».

Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» (Москва):

— На мой взгляд, большого эффекта мера не даст, потому что оплата по системе «Платон» составляет примерно 2,5% от стоимости перевозок, соответственно, инициатива может обеспечить лишь незначительное снижение тарифа. Но вместе с тем и этот шаг, как мера поддержки, не будет лишним.

 

Олег Гаджиев, председатель комитета по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Московской областной думы, депутат:

— По системе «Платон» могу сказать так: проект нормативно-правового акта не содержит предложений по тому, за счёт чего будут компенсироваться недополученные расходы. Это один из важных вопросов, который возникает при обсуждении возможного введения временной нулевой ставки.

 

Дмитрий Журавлёв, руководитель Аналитического центра «Монтранс» (Москва):

— Отмена (пусть и временная) платы по системе «Платон» – реальная помощь владельцам автопарков и водителям. Особенно с учётом того, что с 1 февраля 2022 года тариф в очередной раз проиндексировали (даже выше уровня официальной инфляции – сразу на 8,55% до 2,54 рубля за километр). Вопрос экономии становится для перевозчиков всё более острым (многие маршруты закрыты, затраты на обслуживание будут расти и пр.). Запрос от профсообщества на эту процедуру есть.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).