В России обязательная маркировка ряда товаров вводится поэтапно с 2019 года. К 2024-му планируется сделать маркировку для всех без исключения товаров. Сведения о движении изделий отражаются в базе данных. Самой крупной информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров является «Честный ЗНАК». Эксперты «Деловой Репутации» подвели первые итоги внедрения обязательной маркировки и объяснили, почему  представители МСП считают её барьером в развитии бизнеса. 

Кирилл Малышев, директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг»:

— Модель функционирования системы включает в себя описание процесса маркировки (идентификация товара, создание информационной системы и так далее). Фактически, это формирование кода продукции на стороне контролирующих органов. Далее этот код присваивается произведенной или ввезенной продукции, и передается информация по всей цепочки поставок: производитель – дистрибьютор – точка продаж – покупатель. Соответственно система учёта должна стоять у каждого «звена» цепочки.

Система маркировки даёт государству механизм для понимания полной цепочки добавленной стоимости. Из плюсов хотелось бы отметить следующий момент. Система даёт возможность контроля за незаконным оборотом или контроля за некачественной продукцией, что являлось основным аргументом ввода маркировки на некоторые виды продукции. Далее эту систему можно развивать в сторону контроля необоснованного и резкого увеличения цен. Например, у ФАС и других контролирующих органов будет больше фактуры для понимания на каком «звене» цепочки было повышение стоимости, почему и насколько оно обосновано. 

Самая основная причина критики системы – это сроки ввода маркировки для категорий продукции. Особенно критично процесс сказывался на тех компаниях, у кого подобных систем до этого не было, им приходилось внедрять «с нуля». Мы видели сложность реализации по переносам сроков, например, для маркировки лекарственных препаратов или молочной продукции. И в том, и в другом случае компании при интенсивной работе не успевали в первые обозначенные сроки. Вторая причина критики – стоимость инвестиций по внедрению системы учета и необходимой инфраструктуры для обеспечения ее работы. Данные расходы ложатся на плечи самих компаний и зачастую это просто расходы без повышения эффективности работы. Введение несёт за собой затраты на оборудование. Первое – это внедрение системы, которая будет интегрирована с контролирующими органами для обмена информацией. В идеале, она должна быть интегрирована с операционными системами компании, чтобы избежать дополнительной ручной работы по передаче данных (производственные системы, складские системы, касса). Второе – необходимая инфраструктура для обеспечения работы (сервера для дополнительной системы, дополнительные каналы связи при необходимости, сканеры, принтеры). 

Есть ли у системы технические проблемы? В последнее время их становится всё меньше со стороны контролирующих органов. В большинстве случаев технические проблемы возникают у компаний. Причины могут быть разные: отсутствие связи, некорректная передача данных в случае каких-либо обновлений внутренних систем, некорректно настроенный процесс передачи данных при возвратах, возможных пересортах при отгрузке и т.д. В связи с тем, что бизнес-процессы и автоматизирующие их системы на каждом предприятии уникальны, проблемы также требуют индивидуального решения.

Екатерина Курбатова, эксперт портала по сертификации продукции и услуг ТРТС 24: 

— Многие предприниматели считают, что маркировка приводит к росту себестоимости изделий, дополнительным расходам и в целом может оказаться разорительной для бизнеса. Внедрение системы маркировки уже назвали косвенным налогообложением, считая, что прибыль от её внедрения идёт мимо бюджета и оседает в причастных к процессу коммерческих структурах. 

Маркировку считают барьером в развитии представители МСП, поскольку она может негативно повлиять на работу небольших торговых точек. У владельцев малого бизнеса есть опасения не справиться с увеличенной налоговой нагрузкой, что приведет к закрытию бизнеса или переходу на «теневой» рынок. Для крупных торговых сетей всеобщий госконтроль – это способ укрепить свои позиции и избавиться от недобросовестных иностранных конкурентов, поставляющих на отечественный рынок подделки, фальсификат и дешевые товары низкого качества. 

Модель функционирования системы основана на следующих принципах: 

  • идентификация продукции (каждой единицы в отдельности), присвоение КИЗ; • внедрение информационной базы для отслеживания и хранения данных о движении товаров, регистрируемых участниками рынка; 
  • формирование единого каталога продукции. 

Несмотря на негативные отзывы предпринимателей, есть и аргументы в поддержку системы. Фальсифицированная продукция заняла прочные позиции на прилавках российских магазинов. Внедрение системы маркировки помогает легализовать работу и даёт ряд преимуществ: 

  • усиливает контроль рынка со стороны государства;
  • позволяет отслеживать путь товарной позиции от производителя к потребителю; 
  • противодействует незаконному обороту продукции; 
  • защищает потребителя от покупки контрафакта; 
  • способствует повышению налоговых выплат, что положительно сказывается на доходной части бюджета. 

Владельцы бизнеса разных направлений критикуют эту практику, поскольку считают, что маркировка грозит существенным ростом издержек и создаёт сложности, которые коснутся в первую очередь предприятий малого и среднего бизнеса, а в связи с ростом себестоимости товаров – и конечных потребителей. 

Введение системы прослеживания товаров потребует определенных затрат со стороны производителей и торговых точек: 

  • покупка средств идентификации (RFID‑меток, кодов DataMatrix и т.д.); 
  • приобретение считывающих устройств для сканирования кодов; 
  • покупка контрольно-кассовой техники; 
  • внедрение электронного документооборота. 

Стоимость оборудования варьируется от 30 тысяч рублей до сотен тысяч евро. 

Разумеется, в каждой структуре могут возникнуть технические проблемы. При сбое может быть заблокирована отгрузка товара с предприятия. Могут возникнуть проблемы с онлайн-кассами – долгие «зависания» даже в процессе пробития чека. Множество контролирующих структур, например, ЕГАИС, может привести к тому, что все порты онлайн-касс заняты флэш-устройствами. Несмотря на аргументы в поддержку системы и существующие «подводные камни», к 2024 году запланировано внедрение маркировки для всех без исключения товаров.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).