Год назад в России был внедрён механизм параллельного импорта, позволивший в определённой степени снизить негативные последствия санкций. Однако, как говорят эксперты, решили одну проблему – появилась другая: с сервисным облуживанием и гарантийными обязательствами по ввозимым импортным товарам. С какими трудностями приходится сталкиваться и как их преодолеть?
Александр Федотов, советник по правовым вопросам Юридической Группы «Совет»:
– Уже достаточно продолжительное время на территорию России ввозятся заграничные товары в рамках параллельного импорта. Если кратко, это ввоз в страну оригинальных брендовых товаров без согласия правообладателя – производителя товара.
Параллельный импорт – это не пиратство, товары оригинальные. Однако нечистые на руку продавцы могут предлагать контрафакт, маскируя его под товары параллельного импорта.
Гарантийные обязательства продавца на товары, ввезённые в режиме параллельного импорта, распространяются в полном объёме. В отношении таких товаров продолжают действовать все права потребителя, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом. При этом если покупатель приобрёл, например, неисправную аудиотехнику, обращаться с претензией надлежит непосредственно к продавцу: производители товаров, как правило, отказываются от предоставления гарантийного обслуживания на свои товары, завезённые по параллельному импорту. Поэтому в сложившихся экономических условиях исполнение гарантийных обязательств будет возлагаться на продавцов и импортёров. Но ещё раз подчеркну: у покупателя остаются все права на гарантийное обслуживание. Покупатель, приобретающий товар, ввезённый в режиме параллельного импорта, вправе сдать, обменять некачественный товар либо требовать ремонта товара или возмещения расходов на него.
Соответственно, выход в данной ситуации – создание силами продавцов и импортёров новых сервисных центров либо выстраивание гарантийной сети путём заключения соглашений с действующими ремонтными сервисами.
Однако косвенно на качество гарантийного обслуживания может повлиять проблема проверки оригинальности товара. Ранее обычной практикой проверки оригинальности товара были запросы таможенных органов правообладателям. Сейчас такой способ не является рабочим, однако у ФТС России остаются в распоряжении и другие методы: досмотры, направление на экспертизу, система управления рисками. Естественно, таможенники имеют также право потребовать у импортёра документы, подтверждающие оригинальность товара.
Алёна Талаш, управляющий партнёр «РосКо – Консалтинг и аудит»:
– Эйфория от ввезённых импортных товаров сменилась проблемами по гарантийным обязательствам по ним. Поскольку товар приобретён через посредников, без лицензии правообладателя, возникает вопрос, что делать покупателю, если он купил бракованную продукцию, будет ли сохраняться гарантия, если товар в течение определённого времени эксплуатации вышел из строя?
Например, покупатель приобрёл товар известного бренда, ввезённый из ОАЭ. Сама продукция была ориентирована на арабского потребителя, и в России нет сервисных центров производителя товара. В подобных ситуациях потребитель продукции по параллельному импорту не имеет возможности обратиться к производителю. Если производитель покинул российский рынок, то на «параллельную» продукцию не действует официальная гарантия. Отметим, что это не означает, что покупатель остаётся у разбитого корыта и не сможет отремонтировать сломавшуюся технику.
Обратимся сначала к букве закона. При обнаружении недостатков приобретённого товара покупатель может потребовать его замены, соразмерного снижения стоимости, устранения этих недостатков либо потребовать вернуть товар и получить за него деньги (ст. 18 Закона о защите прав потребителя от 07.02.1992 г. № 2300-1).
Если покупатель обнаружит недостаток в бытовой технике в течение 15 дней с момента покупки, он вправе не ремонтировать, а вернуть товар продавцу. В течение этого срока потребитель может также потребовать замены бракованного товара на другой либо возврата денег.
Если дефект обнаружится после 15 дней со дня покупки, покупатель вправе обратиться к продавцу с требованием о проведении бесплатного гарантийного ремонта.
В части товаров, на которые производитель не установил гарантийных сроков, покупатель может предъявлять претензии в пределах двух лет с момента продажи товаров.
Однако на практике покупатели не всегда могут вернуть деньги даже не с «параллельного» товара. А на ввезённый «параллельный» товар возникают дополнительные трудности по возврату.
Например, в крупные розничные сети «ДНС», «М-Видео», «Связной» поступили смартфоны «Самсунг», ввезённые по параллельному импорту из Казахстана. Много смартфонов поступает из Эмиратов. И производитель установил гарантию именно для ОАЭ, а не для российского рынка.
Чтобы избежать негативных последствий для покупателей, крупные российские ритейлеры («ДНС», «М-Видео», «Эльдорадо», «Ситилинк», «Яндекс.Маркет» и ряд других, входящих в Ассоциацию компаний интернет-торговли) установили годичную гарантию на бытовую технику, компьютеры, ноутбуки, смартфоны.
Однако сложности могут возникнуть с тем, что при ремонте техники могут понадобиться оригинальные запчасти, комплектующие. В этом случае выходом из положения видится замена оригинальных запчастей на их неоригинальные аналоги.
Гораздо сложнее ситуация обстоит с автомобилями, ввезёнными по параллельному импорту. В начале 2023 года ряд дилеров отказались предоставлять бесплатную гарантию на машины. Тем не менее продавец, приобретающий гарантийную машину через Казахстан и другие дружественные страны для продажи в России, несёт ответственность за её качество в течение двух лет.
Например, если в указанный срок возникнет поломка с двигателем, коробкой передач, покупатель вправе устранить недостаток либо заменить автомобиль на новый в пределах двух лет у продавца. Правда, покупателю без гарантии на машину нужно доказать дилеру наличие заводского брака, пройти независимую экспертизу за свой счёт.
Бывает, что даже после проведения экспертизы дилеры отказываются возвращать деньги либо заменять автомобиль. В этом случае у покупателя одна дорога – в суд.
Дмитрий Смоляков, руководитель отдела импорта КТМ АВТОДОМ:
— Рассмотрим ситуацию на примере мотоциклов, ответим на вопросы о том, почему эти техсредства следует приобретать у официальных дилеров, и чем рискуют покупатели мототехники, ввезенной по «серым» схемам?
В последнее время на российский рынке выросло количество предложений мотоциклов КТМ, прежде всего, эндуро и кроссовых, завезенных по так называемым «серым» схемам. Стоимость этих мотоциклов зачастую ниже, чем у официальных дилеров. Чтобы снизить себестоимость техники, неофициальные поставщики стремятся минимизировать сумму таможенных пошлин, налогов и сборов или вовсе не оплачивать их – ввезти товар, минуя таможню.
Важно помнить, что корректное таможенное оформление при ввозе товара в Россию – довольно затратная составляющая в итоговой стоимости продукции. Ненадежные посредники поставляют мотоциклы мелкими партиями, с формулировкой «для личного пользования». Подобный механизм называется «серой» схемой, и он, в отличие от параллельного импорта, запрещен законом. Техника, ввезенная таким способом, как правило, не имеет маркировки соответствия EAЭC, таможенных документов и электронного паспорта транспортного средства, если речь идет о мотоциклах.
Наличие полного пакета документов на мотоцикл важно, например, при вывозе внедорожных мото на соревнования и сборы за рубеж. Приобретать мототехнику у непроверенных поставщиков рискованно. Более низкая цена мотоцикла у «серого» дилера – сомнительный плюс для клиента. Такая продукция не подлежит гарантийному обслуживанию и ремонту в специализированных сервис-центрах. Если мотоциклисту, который купил мотоцикл, ввезенный по «серой» схеме, потребуется техническое обслуживание, в конечном счете он не сэкономит, а понесет дополнительные непредвиденные траты, например, на сервис без гарантийного обязательства.
«Серые» поставщики нередко предлагают новые модели, которые официально не представлены на рынке. У мотоциклистов могут возникнуть трудности с запчастями и сервисным обслуживанием этих байков. Неофициальные поставщики не осуществляют предпродажную подготовку, комплектация мотоцикла может не соответствовать заявленной производителем, а часть функций может быть заблокирована в России. Более того, после покупки мотоцикла может выясниться, что он – с пробегом и нуждается в ремонте. В спорных ситуациях за некачественный товар клиент не получит от «серого» поставщика компенсацию и не вернет предоплату при расторжении сделки.
В мотоциклах, представленных у официальных дилеров, клиенты могут не сомневаться. В частности, официальные дилеры обеспечивают гарантийное обслуживание мото, у них имеются оборудование и оригинальные запчасти для сервисного обслуживания и ремонта.
Константин Бахтин, руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнёры»:
— Гарантия производителя не распространяется на товары, ввезенные в страну по параллельному импорту. Раньше до санкций и ухода из страны многих иностранных компаний именно производитель отвечал за поломки, недостатки и дефекты товаров, возникшие не по вине покупателя. Когда потребитель обращался с какой-либо жалобой на качество товара в магазин, торговая сеть, как правило, самостоятельно связывалась с производителем.
Сейчас из-за того, что компании покинули Россию и их товары не предназначены для российского рынка, гарантийные обязательства возлагаются на продавца и импортера.
Следует отметить, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей продавец вправе установить собственную гарантию на товар, если она не предусмотрена производителем. Кроме этого, он может взять на себя дополнительные обязательства, не входящие в гарантию производителя.
Крупные ритейлеры заявляли, что будут самостоятельно предоставлять гарантию на сложную электронику. На практике это означает, что торговые сети заключают договоры с сервисными центрами, которые будут заниматься ремонтом устройств по гарантии. Естественно, это касается только товаров, ввезенных по параллельному импорту. Нужно понимать, что связанные с предоставлением гарантии издержки закладываются продавцами в стоимость товара.