В системе работы законодательной власти «ковидная» реальность сделала большую сложную надстройку в виде новых стратегических задач. Как справилась с поиском инструментов решения одна из ключевых комиссий Госсовета УР, ответственная за экономику, какие цели поставил её новый на момент разгара ограничений-2020 председатель Тимур Ягафаров – в материале журнала «Деловая Репутация».
– Тимур Фаатович, в мае 2020 года вы возглавили комиссию Госсовета УР, отвечающую за экономику, промышленность, инвестиции. Как Госсовет и профильная комиссия включились в работу по поддержке экономики, бизнеса, содействовали формированию комплекса мер поддержки?
– Считаю, что в этот период принципиальным в работе стало оперативное, комплексное взаимодействие Госсовета УР и правительства республики. Инициативы, поступающие с обеих сторон, а также извне – от граждан, предпринимателей, отдельных сообществ, требовали эффективной проработки и сжатых сроков запуска. Кроме того, значительная часть мер, связанных с поддержкой бизнеса, носила характер общефедеральный. А её «приземление» и возможная корректировка – зона ответственности региона. Фактически в этот период основная работа заключалась в «адаптации» региональных нормативных актов к условиям пандемии, установлении льготных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, обеспечении условий для прохождения периода с наименьшими потерями.
В комиссии мы дополнительно очень тщательно следили за опытом внедрения мер поддержки других регионов, анализировали их положительное влияние, возможность применения в Удмуртии. Кроме того, дистанционные мероприятия позволили оперативно выносить на обсуждение отдельные вопросы поддержки экономики с привлечением всех заинтересованных лиц.
– Схожий вопрос – по бюджету. Он был очень проблемным весь прошлый год. Как это коснулось программ и статей расходов, которые курирует комиссия? Возможно, по сравнению с социальным блоком пришлось в большей степени «затянуть пояса»?
– Ориентиры работы с проектом бюджета – прогноз социально-экономического развития, план приватизации и адресно-инвестиционная программа региона. Отдельно также рассматриваем программные направления курируемых министерств.
Безусловно, особенность бюджета – постановка во главу угла здоровья граждан, снижение социальной напряжённости, меры поддержки. В части экономического блока республика вновь отказалась от софинансирования капитального ремонта общего имущества МКД, что, к сожалению, из года в год увеличивает проблематику в сфере ЖКХ. В свою очередь средства, сэкономленные в течение года, запланировано всё же направлять на развитие экономики, строительство дорог, поддержку строительной отрасли.
В определённом смысле стратегия оправдана. Фактически закон о бюджете с достаточной периодичностью в течение года корректируется, и если обеспечение социальных гарантий – это точка опоры, то реализация программных направлений в промышленности, строительстве, дорожном хозяйстве и инвестиционной деятельности региона – задачи, реализация которых возможна в параллели с анализом внешней среды.
– Какие основные проекты комиссии стоит вспомнить за год, если не иметь в виду форсмажорную ковид-повестку?
– Значительное внимание комиссии в прошедшем году уделено созданию условий для осуществления инвестиционной деятельности. В частности, законом, принятым в октябре 2020 года, введён ряд мер, предусматривающих господдержку управляющих компаний, резидентов промышленных парков, инвесторов и иных лиц, указанных в специальных инвестиционных контрактах (СПИК). Предоставляются налоговые льготы для участников СПИК на срок действия такого контракта: налог на прибыль в размере 12,5% на период с 2020 по 2024 год, освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество, приобретённое в целях реализации СПИК, освобождение от налога на имущество управляющих компаний и резидентов промышленных парков. Установлены виды экономической деятельности, при осуществлении которых организации, расположенные на территории Удмуртии, смогут получить инвестиционный налоговый вычет при реализации инвестпроектов.
Кроме того, в декабре 2020 года по инициативе правительства Удмуртии рассмотрен и принят Госсоветом региональный закон, которым введены новые формы господдержки: предоставление инвесторам за счёт средств бюджета республики субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов.
Также отмечу закон, которым актуализированы положения регионального законодательства в сфере защиты прав граждан – участников долевого строительства. Нормативный акт уточнил порядок формирования и ведения проблемных объектов, деятельность органов местного самоуправления в рамках соглашения между пострадавшими участниками, органом местного самоуправления и новым застройщиком.
– 2021 год – не менее трудный для экономики и промышленности. Основные планы комиссии на ближайшее время?
– Стоит отметить, что в режиме неопределённости, вызванной пандемией, предпринимательское сообщество активнее выражает свои потребности как в адрес исполнительных органов власти, так и в адрес Госсовета. Мы проводим рабочие встречи, круглые столы с приглашением представителей бизнеса, чаще – тех отраслей, которых в меньшей степени коснулись меры господдержки, а реальный урон носит длящийся характер. Конструктивный диалог в данном вопросе необходим. По результатам таких встреч разрабатываются локальные нормативные акты.
Оперативно реагировать на потребности – это в текущих условиях, на мой взгляд, значительно более эффективная стратегия, нежели планирование мер поддержки в условиях «кабинетов» на некий длительный период.
Что касается промышленности, я считаю, в этом секторе необходимо ставить высокую планку задач, развивать проекты конверсии, импортозамещения и контролировать их реализацию. Допустить сейчас снижение темпа работы и технологического развития предприятий нельзя, но это, скорее, задача оперативного управления, а не законотворчества.
Окончательный итог прохождения экономикой и бизнесом периода «ковида» подводить, к сожалению, пока рано, и только сбалансированный, тщательно продуманный подход к госрегулированию позволит сохранить не только здоровье граждан, но и обеспечить развитие экономики.