Минпромторг заявил о намерениях отменить механизм параллельного импорта. Ряд аналитиков утверждает: пока это невозможно – импортозамещение работает на низких оборотах. Кто-то, напротив, утверждает: мера будет внедрена, как лобби для отечественного производителя. Наши эксперты оценили, насколько реальна отмена, и как она скажется на российском бизнесе.  

Дмитрий Светлов, управляющий партнёр Центр правовой поддержки внешнеэкономической деятельности «ПравоВЭД»:

— Главная задача легализации параллельного импорта заключается в оперативной защите внутреннего рынка от резкого ограничения поставок, в первую очередь, критически важных для страны товаров. Механизм параллельного импорта, введённый российскими регуляторами, в целом позволяет восполнить дефицит продукции, ввоз которой был прекращён в результате введённых санкционных ограничений.

Как и любой другой инструмент регулирования рынка, параллельный импорт, помимо преимуществ, несёт и определённые риски, одним из которых является негативное влияние на внутреннего производителя. Упрощения, которые получили импортёры продукции, поставляемой по параллельному импорту, отрицательно влияют на конкурентоспособность аналогичных товаров российского производства. Минпромторг учитывает такое влияние и уже заявлял о планах ввести осенью заградительные пошлины на ряд товаров в качестве одной из мер протекционизма отечественного производства.

Заявление главы Минпромторга Дениса Мансурова о скорой отмене параллельного импорта, на мой взгляд, является очередным сигналом российским производителям о готовности государства их поддержать. На практике же масштабная отмена параллельного импорта в ближайшем будущем представляется маловозможной. На данный момент импортозамещение, по моему мнению, не достигло того уровня развития, чтобы говорить о возможности отечественных поставщиков заменить существенную часть поставок товаров, ввозимых по схеме параллельного импорта. Более того, по ряду направлений импортозамещение только начинает своё развитие.

Преждевременные или ошибочные меры по выбору категорий товаров, для которых параллельный импорт будет отменён, может грозить фактическим коллапсом на рынке, особенно для такой продукции как электронная и бытовая техника, автомобили, медицинское оборудование, фармацевтика и т. п.

Нельзя также и забывать, что последовательность и предсказуемость государственного регулирования является одной из основ для устойчивого развития бизнеса в стране. Российские импортёры, вложившие силы и средства в наработку новых каналов поставок и организации постпродажного обслуживания товаров, ввезённых по процедуре параллельного импорта, в результате его отмены могут понести серьёзные убытки.

Роман Тарантул, консультант в сфере ВЭД:

— Говорить об отмене параллельного импорта пока крайне преждевременно. Как минимум, в ближайшие несколько лет правительство не вернётся к его полному запрету, поскольку российская промышленность в нынешнем её состоянии не готова закрыть все освободившиеся из-за ухода западных брендов ниши.

Новость же о грядущей «отмене параллельного импорта» родилась в результате неверной трактовки слов Дениса Мантурова, озвученных в ходе рабочего визита в Ижевск. Вице-премьер заявил, что «мы скоро параллельный импорт отменим по группам, когда будем понимать, что у нас есть достаточно российской продукции». Однако ещё в конце апреля при составлении перечня разрешённых к параллельному импорту товаров министр говорил о готовности ведомства пересматривать список как в сторону расширения, так и сужения. В Ижевске же разговор шёл об исключении из перечная только тех позиций, производство которых российская экономика освоит в необходимых объёмах.

Стоит отметить, что Минпромторг изначально составлял данный список в условиях сжатого времени, экономической и правовой неопределённости. После опубликования перечня правительство получило от бизнеса ряд обращений о целесообразности корректировки отдельных его позиций, а многие эксперты указали на возникновение возможных препятствий для импортозамещения в отдельных секторах экономики.

Как следствие, сделанное в Ижевске заявление министра свидетельствует о том, что правительство воспринимает параллельный импорт как гибкий инструмент временного обеспечения страны наиболее востребованными иностранными товарами, материалами и технологиями, а не как лёгкий способ быстрого решения долгосрочной проблемы импортозамещения, и в ближайшие годы не намерено полностью отказываться от него.

Глеб Лубенников, директор по развитию в TENCAR:

— Параллельный импорт (ввоз в страну того или иного товара без разрешения правообладателя) был и до того, как его легализовали власти. Последние пошли на такой шаг из-за того, что в нашей стране нет отечественных компаний, которые могли бы быстро заменить ушедшие из РФ компании (iPhone, Intel и т. д.) Я уверен, что параллельный импорт этих товаров точно не отменят. Отмена, скорее всего, коснётся таких товаров, качественные аналоги которых в достаточном количестве выпускают наши компании.

Параллельный импорт – правильное решение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, как мера поддержки бизнеса. Но он имеет и ряд подводных камней. Объясню на примере рынка автозапчастей. Уже сейчас есть трудности с маслами, фильтрами, компонентами двигателей и пр. Параллельный импорт сам по себе – это удар по контролю качества, крупные производители не просто так выстраивали его в последние годы. Если в сервис или к владельцу ТС попадет бракованная деталь, кто будет за это отвечать? Сервис, который поставил запчасть? Раньше такие случаи рассматривал производитель.

Цена на оригинальные автозапчасти по параллельному импорту «скачет» от логистики. К примеру, возьмём кузов w213. Выпуск данного кузова был налажен и в России. Отличие от европейской сборки было очевидно. Это и шумоизоляция, и наполнение комплектующими, качество исполнения материала. Даже проводка отличается сечением и соответственно качеством. Так же и с запчастями.

К примеру, возьмём бренд Lemförder. Он всегда оставлял гравировку в виде птички на своих изделиях. Что мы видим на сегодня на российском рынке? Гравировка отсутствует, есть минимум два вида одной и той же детали, которая имеет разные каталожные номера и существенно отличается по стоимости – в обоих случаях гравировка отсутствует. Качество также оставляет желать лучшего. Соответственно, вот и ответ на вопрос, почему где-то дороже, а где-то дешевле.

Никто не отменит расходы на логистику и т. п., поэтому в нынешний кризис утверждать, что импорт будет дешевле, сомнительно. Разве что не возникнет «спекуляции в моменте», искусственного дефицита, потому что параллельный импорт – всё-таки конкуренция.

О риске подделок. К сожалению, рынок и до санкций был завален подделками: запчасти, масла и т. д. Сейчас все залежи на складах «полезут» на прилавки магазинов, так как цена на запчасти – в космосе (она выросла в среднем на 50%). Простому потребителю, ранее не сталкивающемуся с товаром той или иной категории, будет крайне тяжело отличить оригинал от подделки. И как показывает практика, покупатель из двух товаров выберет тот, который будет на условные 500рублей дешевле. Покупателям оригинальных запчастей по параллельному импорту настоятельно рекомендую: чтобы избежать покупки подделки или некачественной детали, надо не просто внимательно изучать запчасти (маркировку, упаковку, качество и т. п.), но и консультироваться с проверенными мастерами.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).