Особый порядок уплаты налогов будет действовать с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Организации и ИП, решившие опробовать новый механизм, должны подать заявку в ИФНС с 1 апреля по 4 мая включительно. У системы есть плюсы и минусы, какие – разъясняют эксперты журнала «Деловая Репутация».
Ирина Смирнова, налоговый консультант, управляющий партнёр и генеральный директор ООО «Ваш Бухгалтер», основатель Лиги Защиты Бизнеса (Москва):
— Единый налоговый платеж (ЕНП) – это особый порядок уплаты налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов и процентов. Он работает по принципу «одного окна»: организация или ИП перечисляет в бюджет сумму одним платежом, а затем налоговики самостоятельно зачитывают эту сумму в счёт текущих платежей по налогам и взносам, а также в счёт имеющихся недоимок. Сейчас заполняется отдельное платёжное поручение на каждый налог, а ЕНП позволит внести сумму один раз, не указывая сроки оплаты и вид платежа. В дальнейшем средства будут распределяться автоматически на уплату налогов, сборов, штрафов, пеней.
Переход на единый налоговый платеж – добровольный. Перед тем как перейти на ЕНП, нужно пройти сверку расчётов, устранить разногласия, если есть недоимки — оплатить или переплату вернуть. Причём по итогам сверки не должно быть разногласий с налоговиками. Важно: подать заявление о переходе на ЕНП нужно не позднее, чем через месяц после сверки. Заявление направляют в налоговую службу по телекоммуникационным каналам связи с 1 апреля по 4 мая.
Погасить можно будет следующие виды обязательств: налоги, которые организация уплачивает в качестве налогоплательщика (для предпринимателя это только предпринимательские налоги); налоги, которые организация уплачивает в качестве налогового агента; авансовые платежи по налогам; страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ; сборы, кроме госпошлины, по которой суд не выдавал исполнительный документ; пени, штрафы и проценты по платежам в бюджет.
Зачёт ЕНП в счёт платежей в бюджет осуществляется в следующей последовательности: в первую очередь – в счёт недоимки; во вторую – в счёт покрытия текущих платежей по налогам (авансовым платежам), сборам, страховым взносам, по которым у организации, ИП уже возникла обязанность по их уплате; в третью – учитывается в счёт пеней; затем в счёт процентов и штрафов.
Марина Шершнева, генеральный директор ООО «АудитКонсалт», член Палаты налоговых консультантов (Санкт-Петербург):
— Единый налоговый платеж – это пока эксперимент, который будет проводиться в течение второго полугодия 2022 года. Однако есть предположения, что при благоприятном исходе особый порядок уплаты в виде ЕНП станет общеобязательным.
Оценим плюсы и минусы системы. И начнём с первого.
Поскольку ЕНП перечисляется на один банковский счёт Федерального казначейства, не будет неблагоприятных последствий от ошибок в платежках, касающихся КБК, ОКТМО, статуса плательщика и т. д. Все деньги будут зачисляться на один счёт и оттуда распределяться налоговой инспекцией самостоятельно. Плательщикам не придётся каждый месяц делать несколько платежек на текущие налоги. Можно с определенной регулярностью перечислять единый платёж и просто следить за его остатком. Перед переходом на ЕНП будет проведена совместная сверка, все расчёты с бюджетом будут сверены, за счёт ЕНП будут погашены все недоимки. Тем самым, у организаций всегда будет нулевое сальдо по расчётам с бюджетом, что удобно для получения лицензий, участия в тендерах, получения кредита и пр.
Теперь о минусах. Если у организации есть старые долги перед бюджетом, которые она не признаёт и не хочет оплачивать, долги все равно будут погашены за счёт ЕНП автоматом. Ведь по итогам совместной сверки не должно быть разногласий с ИФНС. Следовательно, если организация подписала акт сверки, значит, она признала свои старые долги.
Не всегда организация может авансом перечислить большую сумму в бюджет. Многие внимательно следят за оборачиваемостью средств и не готовы «заморозить» большую сумму денег в бюджете. В этом тоже для бизнеса – некий минус системы.
Из минусов отметим и то, что придётся регулярно подавать в ИФНС уведомление по текущим платежам – это довольно большая нагрузка на бухгалтерию. Рассчитывать текущие налоги придётся, как минимум, на пять дней раньше, чем сейчас. Поскольку уведомление с исчисленной суммой налога надо подать заранее – за пять дней до наступления срока уплаты. А, скажем, не все организации в состоянии посчитать НДС сразу по окончанию квартала, так как идёт сбор необходимых документов.
Бывает, что налоговики ошибочно начисляют какие-то платежи или пени. ЕНП будет автоматом списан в счёт их уплаты, и вернуть впоследствии деньги будет затруднительно.
Подробнее о новшестве, его плюсах и «подводных камнях» читайте в ближайшем номере журнала «Деловая Репутация».