Моногородам, оставшимся наследием СССР, требуется адаптация при нынешних условиях. Одним из способов притяжения инвесторов, бизнеса и, следовательно, диверсификации экономики, на ранее узконаправленных территориях стала концепция территорий особого социального и экономического развития – ТОСЭР, установленная правительством Российской Федерации в 2014 году. Подробнее о механизме и его результативности рассказали эксперты журнала.

Константин Сунцов, первый заместитель председателя правительства УР:

– ТОСЭР – одно из перспективных направлений развития моногородов. Данная концепция призвана способствовать прогрессу бизнеса и открытию новых производств, что позволит повысить инвестиционную привлекательность территорий. Все меры поддержки реализации инвестпроектов держатся на четырёх столпах. Первый – это предоставление земли под реализацию без конкурса. Министерство экономики региона и Корпорация развития УР помогут инвестору получить земельный участок без торгов.

Ещё одна составляющая инвестиционной привлекательности ТОСЭР – инфраструктура за счёт республики. В части инфраструктуры мы ведём индивидуальную работу по программе 1704: инвесторы, использующие ОСН, реализующие новые инвестиционные проекты в определённых сферах, могут возместить свои затраты по созданию объектов инфраструктуры.

Третье направление мер поддержки для резидентов ТОСЭР – льготное налогообложение. Первые пять лет для резидентов ТОСЭР налог на прибыль составляет 5%, налог на землю и имущество – 0%. Кроме того, компании, приобретающие имущество для реализации инвестиционного проекта, освобождаются от уплаты налога на имущество за этот объект до достижения срока окупаемости, но не более пяти лет.

Предприятия, которые покупают, модернизируют оборудование или строят новый цех (за исключением перечня отраслей), могут с помощью инвестиционного налогового вычета уменьшить размер налога на прибыль до 90%, но в пределах 300 млн рублей. Мы расширили доступ в ТОСЭР субъектам МСП, приняв летом налоговые льготы по УСН. Для новых резидентов ТОСЭР, применяющих УСН, установили налоговую ставку в размере 2% по объекту налогообложения «доходы» и 5% – по объекту налогообложения «доходы минус расходы». Раньше эти ставки составляли 6 и 15% соответственно. Льготные ставки устанавливаются на весь период существования ТОСЭР – как минимум до конца 2027 года в Сарапуле и до 2028 – в Глазове.

И завершающим составляющим элементом поддержки резидентов ТОСЭР является льготное финансирование до 5% годовых. Министерство экономики и Корпорация развития Удмуртии также способствуют получению льготных займов для резидентов ТОСЭР от федеральных институтов развития, включая Фонд развития промышленности.

Одним из направлений работы является и подготовка заявки в правительство РФ на предоставление Воткинску статуса ТОСЭР. Это позволит переориентировать экономику города с преобладающей долей оборонно-промышленного комплекса на развитие новых отраслей промышленности.

На сегодняшний день статус резидентов ТОСЭР «Глазов» и «Сарапул» получили 39 предприятий. Они создали порядка 900 рабочих мест и вложили более 400 млн руб. в развитие производств. Общий объём инвестиций, вложенных резидентами ТОСЭР в экономику республики, – 550 млн руб., создано 1225 новых рабочих мест. В наших планах в скором времени подать заявку на создание особой экономической зоны в Завьяловском районе и к 2028 году привлечь в экономику республики более 40 резидентов ТОСЭР. Для резидентов ОЭЗ налог на прибыль составит 3%, налог на имущество, землю и транспорт – 0%. Самое важное – резиденты не платят таможенные пошлины на ввоз продукции. Это позволит значительно сэкономить средства компаниям, которые используют в своём производстве иностранное сырьё.

Филипп Чистяков, заместитель директора Консалтинговой группы IFL (Санкт-Петербург):

– С 2014 года в России появилось около 110 ТОСЭР. Большинство из них организованы в моногородах. Остальные – на Дальнем Востоке и в ЗАТО, связанных с производством, утилизацией или хранением оружия массового поражения.

На моногорода приходится 89 ТОСЭР, в которых зарегистрировано 922 резидента. Параметры предоставляемых преференций могут немного отличаться в зависимости от региона и ТОСЭР. Предлагаемые льготы действительно интересные при достаточно скромных требованиях для инвесторов, но инициатива развивается скромными темпами. Если сопоставить число резидентов с количеством ТОСЭР, то получится, что на одну территорию приходится всего 10 компаний. Это связано с рядом аспектов.

Во-первых, ТОСЭР расположены достаточно неудобно относительно главных транспортных магистралей и крупных городов. Получается большое транспортное плечо, которое зачастую не очень оправдано. Во-вторых, обычно ТОСЭР – это города, удалённые от других населённых пунктов, с численностью 10–20 тыс. человек. В такой ситуации сложно делать бизнес, ориентированный на внутреннее потребление. В-третьих, исторически моногорода строились вокруг одного производства и были полностью «заточены» под него. Следовательно, если там разместить производство, где требуются специальные навыки сотрудников, предприниматель столкнётся с кадровым голодом. Можно сказать, что получается двоякая ситуация – с одной стороны условия интересные, с другой – затраты на размещение не окупаются полученными преференциями. Совершенно точно, что ТОСЭР подходит не всем, но те, кто понимают, как собрать этот ребус, попадают в благоприятные, институциональные рамки. ТОСЭР – отличный вариант для бизнеса без специальных требований к рабочей силе и транспортной доступности. Правительство не собирается отказываться от идеи развития ТОСЭР. Чтобы продлить действие налоговых льгот, готовятся изменения в Налоговый кодекс. Минэкономразвития дофинансирует программы стимулирования бизнеса и рапортует о постоянном росте числа резидентов и их финансовых показателей, а региональные власти придумывают новые способы привлечения инвесторов, чтобы решить вопрос с нехваткой рабочих мест и низким уровнем жизни.

Юлия Зубова, руководитель академии городских технологий SREDA:

– Изначально создание ТОСЭР предполагало решение трёх ключевых задач: привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и повышение уровня благосостояния населения.

Однако 55% муниципальных образований, где ТОСЭР созданы в период с 2015 по 2017 год, не смогли увеличить свой вклад в объём региональных инвестиций, а в 30% он даже сократился. Также создание ТОСЭР рассматривалось и как инструмент сохранения населения данных территорий путём создания новых рабочих мест и обеспечения роста доходов жителей. Однако в решении данной задачи он оказался наименее эффективным: в 80% муниципальных образований за этот период численность жителей сократилась в среднем на 6,4%. В целом, ТОСЭР не сработали даже для решения задачи сохранения занятости в муниципальных образованиях: в 78% численность занятых в экономике сократилась в среднем на 21,7%.

Проблема эффективности функционирования ТОСЭР во многом обусловлена отсутствием позиционирования, несогласованностью отраслевых и региональных сценариев продвижения площадок, бессистемностью мероприятий по продвижению ТОСЭР; низкой информированностью бизнес-сообщества о действующих площадках и недостатком агрегированной информации, необходимой потенциальным инвесторам.

В 2021 году мы провели исследование и увидели, что только 4% площадок используют широкий спектр коммуникационных инструментов для продвижения среди целевой аудитории. Существующие проблемы можно решить с помощью проведения детального анализа маркетингового потенциала ТОСЭР, формирования профиля целевой аудитории потенциальных инвесторов, разработки концепции бренда ТОСЭР и плана продвижения, подготовки команды бренд-амбассадоров, вовлечения ключевых стейкхолдеров в продвижение территории.

Существуют и положительные результаты работы ТОСЭР: их создание позволило нарастить реальный объём инвестиций более чем в 50% муниципальных образований, в которых особый статус территории был получен в 2014–2017 годах. В среднем объём капитальных вложений увеличился почти на 40%, что свидетельствует о возможности эффективного использования данного инструмента для обеспечения инвестиционной привлекательности территорий, но сам по себе не является гарантом прихода бизнеса.

Среди муниципальных образований, существенно увеличивших свою долю в структуре промышленного производства, наилучшие результаты у Анжеро-Судженска, удельный вес которого, увеличившись в 31,3 раза, достиг 6,5% в Кемеровской области. Существенной стала и доля Кондопоги в Республике Карелия, составив 12,6%. Для остальных муниципальных образований создание ТОСЭР пока не обеспечило существенных изменений в экономике.

Подводя итог, можно сказать, что ТОСЭР как инструмент развития территорий может иметь позитивный эффект, но не является залогом улучшения социально-экономической ситуации. Без системных мер, позиционирования, активной политики продвижения ТОСЭР, широкого использования инвестиционного маркетинга вероятность стать желанной площадкой для «запуска» бизнеса остаётся крайне низкой.

Виктор Шестаков, глава города Сарапула:

– В сентябре 2017 года Сарапул стал первым в Удмуртии городом, получившим статус ТОСЭР. С этого момента мы начали работу по привлечению инвесторов и активно реализуем проект. У некоторых предпринимателей есть необходимость получения земельного участка под инвестиционный проект, включая инженерную и транспортную инфраструктуру. В таких случаях мы можем предложить поддержку Фонда развития моногородов (ВЭБ.РФ) и такой инструмент поддержки, как «Программа 1704». У нас уже есть накопленный опыт по реализации проектов в данном направлении. На сегодняшний день потенциальный объём средств на строительство инфраструктуры в рамках этих двух механизмов составляет более 700 млн рублей.

В настоящее время совместно с Министерством экономики УР и Корпорацией развития Удмуртской Республики сопровождаем инвестпроект промышленного технопарка, который позволит за счёт строительства производственных площадей и предоставления их потенциальным резидентам технопарка увеличить количество резидентов ТОСЭР, тем самым привлечь инвестиции в город, а также создать новые рабочие места. Новые инвесторы будут приходить на подготовленную территорию.

По состоянию на март текущего года в Реестр резидентов ТОСЭР «Сарапул» входят  27 резидентов, которые в перспективе принесут городу 7 млрд рублей при реализации проектов. Уже сейчас резидентами создано 950 новых рабочих мест.  Развитие Сарапула в таком русле подтверждает, что концепция ТОСЭР – это новое дыхание в экономике, которое позволяет моногородам развиваться.

Сергей Коновалов, глава города Глазова:

– ТОСЭР стал действенным инструментом для Глазова. Есть перемены в нашей промышленной экономике, на рынке труда, напрямую связанные с тем, что мы – территория опережающего развития.

Глазов получил этот статус в декабре 2019 года. В июле 2021 года федеральное правительство по инициативе правительства Удмуртской Республики приняло решение о расширении видов деятельности для резидентов ТОСЭР в нашем городе. Сегодня в перечень резидентов ТОСЭР Глазов входят 16 предприятий. Все активные на данный момент компании в перспективе реализуют инвестиционные проекты на общую сумму более 8 млрд руб. с созданием 926 новых рабочих мест. В реестре потенциальных резидентов – 10 инвесторов, подготовкой бизнес-планов по этим проектам мы будем заниматься до конца года.

Резиденты ТОСЭР уже дополнительно принесли в бюджетную систему более 36 млн руб. в виде налоговых платежей. Статус ТОСЭР позволил к 2020 году увеличить объём инвестиций в основной капитал на 26%, а годовой рост заработной платы с 2019 по 2020 год составил 8%. Создание новых рабочих мест способствует сохранению численности работников, занятых в экономике. Благодаря этому уровень безработицы в городе снизился до минимальных значений по Удмуртии. В то же время наличие подобного инструмента позволяет новым предприятиям выйти на более быструю окупаемость проекта за счёт льготного режима налогообложения.

У нас 24 свободные инвестплощадки под производство, объекты торговли, общепита и иных услуг. В Глазове открыт муниципальный Центр развития бизнеса, который сопровождает инвестора от написания заявки до получения всех возможных мер поддержки.

Григорий Лаврухин, генеральный директор АО «Региональная корпорация развития и поддержки Тульской области»:

– Из шести монопрофильных муниципальных образований Тульской области два города –Ефремов и Алексин – включены в список ТОСЭР. Сейчас 21 компания получила статус резидента: 12 резидентов располагаются на ТОСЭР «Ефремов», и 9 – на ТОСЭР «Алексин».

Согласно концепции ТОСЭР, инвесторы, реализующие проекты на этих территориях, получают ряд налоговых льгот, например, полностью освобождаются от налога на землю. Также компании-резиденты освобождаются от налога на прибыль на первые пять налоговых периодов с момента получения прибыли, а в следующие пять периодов данный налог составляет 12%. Кроме того, резиденты территорий освобождаются от уплаты налога на имущество на первые пять лет. На шестой и седьмой годы данный налог составит 1,1%, а с восьмого по десятый годы – 1,5%. Серьёзным послаблением и одной из самых привлекательных налоговых льгот является снижение отчислений во внебюджетные фонды от фонда оплаты труда для резидентов ТОСЭР «Алексин» – с 30% до 7,6%. Аналогичная льгота была применима и для новых резидентов ТОСЭР «Ефремов», но завершилась 16 марта 2021 года в связи с трёхлетним функционированием данной территории. С инициативой о продлении данной льготы на весь срок ТОСЭР в адрес правительства РФ выступал губернатор Тульской области Алексей Дюмин в рамках ПМЭФ-2021.

В рамках соглашений о создании ТОСЭР в регион запланировано привлечение более 11,5 млрд руб. инвестиций и создание 914 рабочих мест на ТОСЭР «Ефремов» в 2027 году. На ТОСЭР «Алексин» в 2028 году планируется привлечение более 13 млрд руб. инвестиций и создание около 3500 рабочих мест.

Сейчас на ТОСЭР Тульской области создано 412 рабочих мест, освоено более 3,2 млрд руб. инвестиций. Объём выручки от продаж товаров, работ и услуг, полученных резидентами, составляет более 1,8 млрд рублей. Более того, на эти территории нам уже удалось привлечь крупных инвесторов, благодаря которым будет создано много новых рабочих мест и освоен большой объём инвестиций. Так, в рамках реализации трёх инвестиционных проектов по развитию крупнейшего в России мясоперерабатывающего кластера в 2021 году резидентами ТОСЭР «Ефремов» стали дочерние компании ПАО «Группа Черкизово». Запланированный объём инвестиций компаний – около 56 млрд руб., а также создание около 3500 рабочих мест. Ещё один крупный резидент – дочерняя организация ООО «Вайлдберриз», расположенная в ТОСЭР «Алексин», чей планируемый объём инвестиций в рамках инвестиционного проекта по строительству логистического центра составляет более 24 млрд руб., а количество новых рабочих мест – 15000 единиц.

Комментарий Министерства территориального развития Пермского края:

– Первая для Пермского края территория опережающего развития – Чусовой – появилась в марте 2017 года. Весной 2019 года в регионе была размещена ТОСЭР «Нытва». Цель создания обеих площадок – развитие территорий путём диверсификации экономики и привлечения в моногорода инвестиций, создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций – АО «Чусовской металлургический завод» и ООО «Свеза Уральский».

Сейчас на данных площадках действуют 32 резидента: 20 в ТОСЭР «Чусовой» и 12 – ТОСЭР «Нытва». Cтатус резидента ТОСЭР дает возможность бизнесу получить налоговые льготы: так, ставка по налогу на прибыль составляет 5% вместо 20%, пониженные тарифы страховых взносов – 7,6% вместо 30%, 0% составляют налоги на имущество, землю и добычу полезных ископаемых. В течение первого года после получения статуса резидента ТОСЭР «Чусовой» компании необходимо вложить не менее 5 млн руб. и создать не менее 20 новых рабочих мест. Для резидентов ТОСЭР «Нытва» требования снижаются в два раза: от 2,5 млн руб. капвложений и не менее 10 новых рабочих мест.

Проект ТОСЭР оправдывает возложенные на него ожидания в части повышения инвестиционной привлекательности Пермского края и диверсификации экономики отдельных территорий за счёт создания новых производств. Так, резидентами ТОСЭР «Чусовой» и «Нытва» в рамках проектов запущено 15 новых производств и создаётся ещё 14. Объём инвестиций в проекты резидентов на 1 октября 2021 года составил 7,7 млрд рублей.

Улучшается ситуация на рынке труда. За период функционирования проекта число вакансий на ТОСЭР «Чусовой» возросло в 2,6 раза, на ТОСЭР «Нытва» – в два раза. Всего на 1 октября 2021 года резидентами обеих ТОСЭР создано 1301 новое рабочее место, и ещё минимум 238 мест планируется создать до 2023 года в рамках соглашений.

Поступление дополнительных налоговых доходов за счёт открытия новых предприятий даёт дополнительные возможности для социально-экономического развития муниципалитетов и региона. Совокупный объём налоговых поступлений резидентов ТОСЭР в бюджеты всех уровней за период функционирования обеих ТОСЭР составил 518,7 млн рублей.

Нужно учитывать, что в полном объёме налоги в бюджеты сейчас не поступают, поскольку концепция ТОСЭР подразумевает льготное налогообложение для резидентов в течение ближайших 10 лет. У 16 из 32 резидентов новые производства находятся в стадии строительства или запущены недавно, следовательно, не вышли на проектную мощность. Льготное налогообложение даёт возможность бизнесу создать новые производства, это не просто. Сейчас в большей степени можно сказать о социальном эффекте, экономический пока небольшой, но хочется верить, что все производства останутся и после окончания срока ТОСЭР.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).