Итоги взаимодействия с бизнес-сообществом в 2024 году, основных принятых изменений по ряду направлений законодательства подвёл для нашего журнала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в УР Олег Овчинников.
Открытое обсуждение
В современном мире доверие между властью и бизнесом становится одним из важнейших факторов, определяющих экономическое развитие города, региона, страны в целом. Этот фактор влияет на инвестиционный климат, стабильность рынка и, в конечном итоге, на благосостояние граждан. Именно поэтому укрепление данной позиции считаю приоритетной задачей в своей работе. За последний год мы опробовали ряд новых площадок для проведения встреч бизнеса и органов государственной власти, особенного успешной показала себя практика с ФНС. Ни для кого не секрет, что налоговое законодательство претерпело ряд серьёзных изменений к началу 2025 года. Поэтому, получив федеральные методические рекомендации по внесённым поправкам в НК, было организовано расширенное совещание, которое позволило собрать все волнующие вопросы для получения на них ответов. Также в подобном формате прошли совещания с Инспекцией по труду, Прокуратурой Удмуртии, рядом министерств. Данную практику по взаимодействию будем продолжать и в 2025 году.
Новые виды для ПСН и льготы по УСН
Обратная связь от предпринимателей позволяет получать расширенные варианты по коммуникации. Это и официальная интернет-приёмная, и социальные сети, и предпринимательские чаты в мессенджерах. Следствием всей этой работы считаю увеличение количества обращений в мой адрес. За 2024 год поступило 96 письменных и более 500 устных жалоб и предложений. Ряд из них были связаны с подготовкой изменений в региональное законодательство. В первую очередь стоит говорить об увеличении видов деятельности, применяющих ПСН. В числовом выражении это + 15 новых позиций в региональном законодательстве.
Дальнейшая работа также была связана со специальным налоговым режимом – УСН. В конце года на сессии Государственный Совет принял поправки в 66-РЗ «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения». Большим достижением считаю, что получилось не только продлить ещё на пять лет уже существующие льготы, но и предусмотреть дополнительные критерии с возможностью применять пониженные процентные ставки по УСН. Одна из предусмотренных льгот распространяется на участников СВО и членов их семей. Это совершенно новый пункт в региональном законе. Второй вопрос был связан с предоставлением льготного переходного периода для бизнеса на УСН, который с 2025 года становится плательщиком НДС. Пока что он предусмотрен на один год с возможной пролонгацией на следующие налоговые периоды.
Но несмотря на то, что данные изменения позволят бизнесу работать в Удмуртии на льготных условиях следующие пять лет работа по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности не останавливается. Уже сейчас мы запустили социологический опрос для получения обратной связи по ведению бизнеса в регионе. Он станет уже девятым по счёту, наработана неплохая база для отслеживания динамики запрашиваемых показателей. Анализ полученных данных станет одним из разделов моего ежегодного доклада о результатах деятельности за 2024 год.
Новые задачи
Также одной из задач вижу принятие АвтоУСН на территории Удмуртской Республики, эксперимент с которым активно проводится на территории Российской Федерации. На сегодняшний день в 59 субъектах страны уже приняты соответствующие региональные законы.
АвтоУСН несёт в себе ряд преимуществ для бизнеса, а именно:
— упрощение, а в большинстве случаев отмена налоговой отчётности и отчётности в Фонд пенсионного и социального страхования;
— отсутствие необходимости платы страховых взносов, социальные гарантии обеспечиваются из бюджета;
— часть функций налоговых агентов по НДФЛ передана банкам.
Полагаю, что принятие предлагаемого закона не приведёт к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям, появлению выпадающих доходов бюджета, не потребует выделения дополнительных финансовых средств. Скорее наоборот, участие Удмуртской Республики в данном эксперименте послужит дополнительным стимулом для развития предпринимательского сообщества региона, наряду с уже принятыми льготами, закреплёнными в Законе УР от 29.11.2017 года № 66-РЗ «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощённой системы налогообложения».
В заключение хочу сказать, что доверие между властью и бизнесом – это не просто абстрактное понятие, как может показаться на первый взгляд, а реальный фактор, способствующий экономическому развитию и социальной стабильности. Устойчивые отношения между этими двумя сферами могут стать основой для создания инновационной и конкурентоспособной экономики. Для достижения этой цели необходимо делать акцент на прозрачности, стабильности и постоянном диалоге, что поможет преодолеть существующие проблемы и выстроить доверительные отношения на долгосрочную перспективу.
Подписывайтесь на нас в Телеграм — только деловые новости и ничего лишнего