Начало делового сезона традиционно принесло регулятивные законодательные изменения. Существенная часть из них связана со сферой охраны труда, безопасности сотрудников на рабочих местах. Вместе с экспертами разбираемся в новых нормативных актах, особенностях организации работы компаний с учётом изменений.
Юлия МАНН, генеральный директор ГК Med Map, Москва:
– С 1 сентября 2024 года вступил в силу ряд значительных изменений, касающихся законодательства по охране труда, они затрагивают несколько ключевых аспектов: специальную оценку условий труда (СОУТ), процедур оказания работникам первой помощи, вопросов безопасности на транспорте, сферы расследования несчастных случаев на производстве. Новшества требуют от работодателей пересмотра существующих процедур, соблюдения введённых требований, это позволит осуществлять работу в нормативном поле, избежать санкций.
Начнём со сферы специальной оценки условий труда. До 1 сентября 2024 года процедуры СОУТ проводились преимущественно с использованием бумажных носителей информации, и это замедляло процесс сбора, анализа и передачи данных. Документооборот был не столь оперативным, прежняя система могла приводить к затягиванию сроков подачи отчётов, несвоевременным корректировкам условий труда.
Новшества обязали работодателей перейти на электронные формы документации при проведении СОУТ. Теперь результаты оценки должны быть доступны в цифровом формате. Это упрощает и ускоряет процесс, повышает прозрачность отчётности, оптимизирует взаимодействие компаний с регулирующими инстанциями.
Что в этом свете предпринять работодателям? Нужно внедрить электронные системы документооборота для проведения СОУТ, обновить локальные нормативные акты, обучить сотрудников новым требованиям по спецоценке. Переход на цифровые инструменты также потребует обучения специалистов, отвечающих за охрану труда.
Есть изменения, связанные с безопасностью на транспорте, они касаются субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков. Автотранспортные организации обязаны выполнять требования к обеспечению безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ). В этих целях с водителями проводят три вида инструктажа: по охране труда, безопасности дорожного движения, а также по транспортной безопасности. Инструктаж по транспортной безопасности – это новое мероприятие в сфере охраны труда, которое должны организовать и провести работодатели. Он стал обязательным с 1 сентября 2024 года в связи с вступлением в силу приказа Минтранса. Его проводят в отношении водителей наземного электротранспорта, автобусов, электричек.
Александра ЖУРАВЛЁВА, директор ООО «АС БЕЗОПАСНОСТИ», Ижевск:
– Законодатели более детально связали методику измерений по спецоценке условий труда и СанПиНы. Эксперты, проводящие СОУТ, будут запрашивать акты и предписания органов санитарно-эпидемиологического надзора, если таковые имеются.
Изменилась форма отчёта о проведении спецоценки, вместо ОКАТО в III разделе будут указывать ОКТМО. Самое важное, что в строке 021 необходимо указывать СНИЛС работников, занятых на данном рабочем месте за месяц, предшествовавший заполнению карты. А значит, вновь трудоустроенные сотрудники теперь знакомятся с условиями труда через трудовой договор и по форме, утверждённой СОУТ.
Вступил в силу обновлённый Порядок оказания первой помощи. Новый порядок предусматривает перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их проведения. Поскольку такая помощь оказывается до медицинского вмешательства, работодателю необходимо ознакомить работников с перечнем состояний, при которых помощь обязательна. Также следует внести изменения в программу обучения по охране труда и провести внеплановое обучение.
Новые правила меняют последовательность действий при оказании первой помощи. Согласно им, вызвать бригаду «скорой» должен не тот, кто оказывает помощь, а другие люди, находящиеся рядом. Ранее и оказание помощи, и вызов «скорой» возлагались на одного человека. Оказывать первую помощь пострадавшему можно только в том случае, если он выражает согласие. Получается, прежде чем производить какие-либо действия, о них нужно сказать пострадавшему или его представителю. Если пострадавший потерял сознание, разрешение на оказание первой помощи получать не нужно. В ситуациях, когда есть несколько пострадавших, в первую очередь нужно оказать медпомощь тем, у кого самое тяжёлое состояние, опасные повреждения.
И ещё одна новая обязанность для тех, кто оказывает помощь, – необходимо помочь пострадавшему принять лекарства, которые назначил ему лечащий врач. Ранее такого требования не было. Изменился порядок комплектации аптечки первой помощи, но аптечки, закупленные по старому порядку, действительны до 1 сентября 2027 года. Новая комплектация аптечек: медицинских масок должно быть две, а не десять; устройств для искусственного дыхания – два, а не одно; можно использовать не только марлевый бинт, но и нестерильный эластичный; в аптечке должен быть блокнот не менее формата А7, один маркер (чёрный/ синий) или карандаш.
Ирина СМИРНОВА, основатель Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой, управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер», Домодедово:
– Новшества неизбежно коснутся каждой компании, они нацелены на улучшение безопасности рабочего процесса, создание комфортных условий труда сотрудников. Рекомендуем специалистам по охране труда в организациях составлять план мероприятий в тесном диалоге и сотрудничестве с руководителем, экономистом или бухгалтером.
Для построения грамотной, эффективной работы специалисту по ОТ также рекомендуется следующее. Обратитесь в финансовой отдел с просьбой предоставить сумму возможных расходов на охрану труда в текущем году – что компенсирует компания, а что Социальный фонд. Проведите ревизию прошлогодних закупок и осуществлённых работ по ОТ. Если в организации зарегистрированы нарушения со стороны контролирующих органов или происходили несчастные случаи на производстве, необходимо устранить ошибки и предоставить новые отчёты.
Отмечу, что законодательные изменения коснулись не только правил ведения внутренних процессов по охране труда на предприятиях, но и самих компаний, в том числе ИП, оказывающих профильные услуги данного характера.
Новое постановление правительства вводит ряд новых правил аккредитации для таких компаний. Появилась возможность подачи заявлений через портал Госуслуг.
Если в электронном виде подаются данные о членах комиссии, технические средства охраны и систему дистанционного обучения можно будет указать через форму заявления на едином портале государственных и муниципальных услуг (ФГИС ЕПГУ). Если работодатель подаёт заявление в электронном виде, ответ от госорганов придёт в таком же – электронном – формате.
Также обращаем внимание на то, что внесение и проверка данных, которые предоставляет организация, приобретают автоматический характер. Срок рассмотрения заявок на аккредитацию сократился до 21 дня. Ранее компании ждали решения Министерства труда месяц.
Иван ОЛЕННИКОВ, эксперт Консорциума «Кодекс» в области охраны труда, Санкт-Петербург:
– Введена новая форма акта для продления расследования несчастных случаев – Н-1С. Акт по форме Н-1С составляется, когда расследование несчастного случая нельзя завершить вовремя – обстоятельства рассматривают в экспертных организациях, органах следствия, суде и пр. Акт необходим для того, чтобы пострадавший мог получить страховое обеспечение, не дожидаясь окончания затянувшегося выяснения обстоятельств происшествия.
При оформлении акта Н-1С расследование продолжают. Акт составляется после определения причин несчастного случая и выявления лиц, нарушивших требования охраны труда. Ещё один случай, когда нужно составлять акт Н-1С, – это этап разработки рекомендаций по устранению нарушений и предупреждению подобных инцидентов.
Важно учесть, что на сегодняшний день новым Приказом Минтруда России от 25.04.2024 № 237н не регламентирован момент оформления акта о продлении расследования (форма № 4, или Н-1ЧС). Кроме того, от Минтруда не было ни писем, ни методичек, ни разъяснений по этому вопросу.
На наш взгляд, такой акт следует оформлять на любом этапе расследования, поскольку неизвестно, в какой момент он может понадобиться. С нашим мнением солидарны многие инспекторы Государственной инспекции труда.
При лёгком несчастном случае работодатель согласовывает продление сроков только со страховщиком. При групповых и/или смертельных – с ГИТ и со страховщиком.
Изменений в сфере охраны труда немало. Чтобы снизить риски ошибок и обеспечить мобильный доступ к постоянно меняющейся информации, профильному специалисту необходимо оцифровать процесс, создать единую среду для внешних и внутренних документов.
Оксана ВАСИЛЬЕВА, к. ю. н., доцент Финансового университета при правительстве РФ, Москва:
– Работодателям важно знать о том, что изменён и расширен перечень состояний, при которых оказывалась первая помощь. Ранее перечень был следующий: отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела в верхних дыхательных путях, травмы различных областей тела, ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения, отморожение и другие эффекты воздействия низких температур, отравления.
Теперь в перечне появились такие состояния, при которых нужна первая помощь, как травмы, ранения и поражения, вызванные механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения; укусы ядовитых животных; судорожный приступ, сопровождающийся потерей сознания; острые психологические реакции на стресс.
Дополнен перечень видов работ, исполнителям которых полагается бесплатное лечебно-профилактическое питание. В том числе это производство взрывчатых веществ, нитроэфиров, баллиститных, сферических порохов.
Коснусь и новшеств, связанных с проведением спецоценки условий труда. Раньше в методике было указано, что эксперт СОУТ может использовать при идентификации опрос работников. Теперь у него появилась новая обязанность, а не рекомендация – изучение предложений работников по идентификации потенциально вредных и опасных факторов.
Ранее требовалось в обязательном порядке предоставлять проекты строительства или реконструкции на здания и сооружения независимо от того, ведутся ремонтные работы на рабочих местах или нет. Сейчас нормативно указано, что проекты строительства или реконструкции на здания и сооружения работодатель обязан предоставлять в экспертную организацию только в случае, если на рабочих местах ведутся соответствующие работы.
При нарушении требований в сфере ОТ работодатель может быть привлечён как к административной, так и, в отдельных случаях, к уголовной ответственности.
Штрафы за нарушение порядка проведения спецоценки условий труда или за её отсутствие:
- для должностных лиц организаций и ИП – от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
- для юрлиц – от 60 тыс. руб. до 80 тыс. рублей.
Согласно ч. 3 ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить расследование и учёт несчастных случаев на производстве. За факт ЧП на предприятии работодатель и сотрудники могут быть наказаны, несоблюдение нормативной документации и требований по защите трудовой деятельности предусматривает такие штрафные санкции:
- для должностных лиц и ИП – от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
- для юрлиц – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. рублей.
Вторичное привлечение к ответу грозит:
- сотрудникам – штрафом от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. либо дисквалификацией от 1 до 3 лет;
- ИП – штрафом от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.;
- юрлицам – штрафом от 50 тыс. руб. до 70 тыс. рублей.
Сокрытие работодателем факта наступления страхового случая – тоже основание для привлечения к административной ответственности в виде штрафа, который составляет:
- для должностных лиц – от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
- для юрлиц – от 5 тыс. руб. до 10 тыс. рублей.