Правительство запланировало во многом знаковую реформу – объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. В России будет создана единая площадка – Фонд пенсионного и социального страхования. Выгодны ли изменения для работодателей – вопрос прокомментировал эксперт журнала «Деловая Репутация».
Ольга ОМЕЛЬЧЕНКО, руководитель партнёрской сети «Диалог Эксперт», Челябинск:
— С начала 2018 года и по настоящее время правительством РФ активно обсуждается вопрос объединения Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Предлагается создать новое подразделение – Социальный фонд России (СФР), который будет оказывать услуги в формате одного окна и устанавливать единый тариф на социальные взносы. 20 мая 2022 года законодательная инициатива была внесена на рассмотрение в Госдуму. Планируется, что новая структура начнёт функционировать с 1 января 2023 года.
Каким образом объединение фондов повлияет на выплату пособий? До 2025 года будет происходить постепенное повышение социальных выплат населению – вплоть до полутократного размера от сегодняшней величины.
Гражданину не нужно будет обращаться отдельно в ПФР и ФСС при возникновении каких-либо жизненных ситуаций, как это требуется сейчас. Например, при рождении ребёнка за назначением материнского семейного капитала требуется подавать заявление в ПФР, а пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет – в ФСС. Работу с населением будут вести клиентские службы, созданные на базе единого Социального фонда.
Объединение структур позволит с большей скоростью производить обмен информацией, сократить сроки оказания услуги. Даже сейчас, несмотря на наличие межведомственного взаимодействия, на подачу запросов и получение сведений требуются значительные временные затраты.
Рассмотрим изменения в размерах налогооблагаемой базы для бизнеса. Предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления предельного значения налогооблагаемой базы. Её размер (лимит) – 1,565 млн руб. с условием ежегодной индексации в зависимости от изменения уровня средней зарплаты в стране.
Для работодателей вводится единый тариф для уплаты страховых взносов в пределах базы по ставке 30 % (22 % в ПФР + 2,9 % в ФСС + 5,1 % в ФОМС). На сумму сверх базы применяется ставка 15,1 %.
Плательщики будут разделены по трём группам. Первая – субъекты малого и среднего предпринимательства (в том числе предприятия общественного питания со средней численностью работников в пределах 250-1500 человек), а также предприятия «Сколково». Размер тарифов: 0 % – при сумме выплат не выше МРОТ и 15 % – свыше МРОТ.
Вторая группа – некоммерческие и благотворительные организации, предприятия ИT-сферы и резиденты особых экономических зон Калининграда и порта Владивосток. Для них ставка в пределах лимита составит 7,6 %, выше – 0.
И третья группа – предприятия, выплачивающие вознаграждение членам экипажей судов. Ставка для этой группы работников будет равна 0.
Кроме того, в следующем году запланировано уравнять позиции лиц, занятых по трудовому договору и договорам гражданско-правового характера. Предпринимателям придётся платить взносы за обе категории лиц.
Отметим новые сроки сдачи отчётности и уплаты страховых взносов. С 1 января 2023 планируется объединить отчёты СЗВ-М, 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3 и установить срок её сдачи – ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчётным.
Взносы разрешат перечислять одним платёжным поручением. Срок для уплаты – до 25 числа следующего месяца. Данное нововведение позволит бухгалтеру снизить объём составления отчётности, бумажной волокиты, свести к минимуму риск совершения ошибок.
Что касается взносов для ИП без работников, предельная сумма доходов, которая берётся в основу расчёта причитающихся к оплате сумм, осталась на прежнем уровне – 300 тыс. рублей.
Изменения коснулись общей суммы взносов на пенсионное и медицинское страхование. С 2023 года при сумме доходов до 300 тыс. руб. она составит 45 842 руб. (в 2022 сумма равнялась 34 445 руб.), а свыше заявленной суммы – плюс 1% от превышения, но в итоге – не более 257 061 рублей.
Отметим плюсы и минусы объединения фондов. С одной стороны, объединение предполагает сокращение государственных затрат на содержание аппарата сотрудников двух ведомств, занимаемых площадей, повышение качества оказываемых услуг и сокращение бюрократических процедур. С другой стороны, для бизнеса это в некоторых случаях это грозит увеличением расходов на уплату страховых взносов за счёт лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера.
Подробный экспертный обзор реформы и её влияния на представителей бизнеса читайте в новом номере журнала «Деловая Репутация».