С сентября этого года вступят в силу основные положения 580-ФЗ, регулирующего работу рынка такси. Какие изменения ждут бизнес в сфере перевозок, как подготовиться к нововведениям? И что нового закон готовит для потребителей?

Андрей Дурнов, экс-руководитель НКО «Профсоюз водителей такси», Ижевск:

— Мы уже давно говорили о необходимости перезагрузки рынка, разрабатывали немало инициатив в то время, когда в Удмуртии работал профсоюз водителей такси. Нас не услышали, но теперь, как я думаю, благодаря новому закону многое должно измениться.   

Согласно новшествам, у тех, кто хочет работать в такси, появятся три варианта официального оформления: работать по найму, заключив трудовой договор; зарегистрировать ИП; стать самозанятым.

К перевозкам пассажиров не допустят (мы это, кстати, тоже давно предлагали): водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ); водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки; кого лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год; не прошедших аттестацию.

Однозначно можно сказать: цены на поездки в такси повысятся. Здесь сыграют роль несколько факторов. 580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно (здесь отмечу, что законодатели могут отсрочить вступление в силу требования об обязательном полисе ОСАГО – есть немало противников новшества). Также службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Водители такси будут проходить аттестацию. Они должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения. Таксисы, как и прежде, будут обязаны проходить медосмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этой работы.

Считаю, что изменения будут как позитивные, так и отрицательные – и для игроков рынка, и для потребителей. Минусы для таксистов: более жёсткие критерии отбора, обязательная аттестация, расходы на страхование. Затраты автомобилистов и таксопарков вырастут, число водителей может сократиться.

Негативный момент для пассажиров, как я уже сказал, – повышение ценника. Плюсы: снижение рисков благодаря тому, что водители будут проходить через «фильтры», возмещение ущерба в случае ДТП.

В целом закон создаёт условия для выхода перевозчиков из тени, теперь агрегаторов узаконили – в текст нового документа введено понятие «служба заказа», узаконены и водители-частники – как самозанятые. Отрасль станет прозрачнее.

 

Екатерина Киселева, руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси, Москва:

— В первую очередь новый закон направлен на введение в законодательное поле сложившихся механизмов, участников отрасли и на обеление рынка такси. В документе даётся определение службам заказа такси, прописывается ответственность агрегаторов и перевозчиков, ужесточаются требования к водителям. В каждом регионе будет создано три новых реестра вместо одного: перевозчиков, автомобилей такси и служб заказа такси. Реестры будут вестись с помощью автоматизированной системы учёта. В настоящий момент в регионах идёт активная организационная работа по запуску систем.

Важно, что самозанятые получают возможность легально работать в такси, и им не нужно будет открывать ИП. Это позволит вывести из тени огромное количество водителей.

В то же время в новом законе есть ряд вопросов, которые не удастся решить к 1 сентября. Это проблемы с получением ОСАГО на такси, нехватка круглосуточных пунктов медицинского и технического осмотров для получения путевого листа, длительный срок выдачи справки об отсутствии судимости. А также есть опасение, что если регионам не удастся запустить автоматизированные системы в срок, то службы заказа такси не смогут проверять наличие разрешений.

Что будет с ценовой политикой? Для того чтобы избежать потрясений на рынке как для бизнеса, так и для пассажиров, мы выступаем за необходимость рассмотрения введения переходного периода для ряда норм, проблемы с которыми не удаётся решить. Это позволит плавно и без спешки запустить все процессы, избежать влияния на стоимость услуг и количество водителей на линии. С момента подписания закона, который по факту проводит реформу отрасли, до момента его вступления в силу было дано всего восемь месяцев. Этого мало для качественного запуска всех механизмов.

Как подготовиться уже сейчас малому бизнесу?  Самостоятельно изучить требования нового федерального закона и региональных нормативных актов к нему. На местном уровне могут устанавливаться дополнительные требования к перевозчикам, автомобилям и водителям. Заранее разобраться в непонятных вопросах.

Мы бы рекомендовали органам исполнительной власти регионов проводить информирование бизнеса, связанного с такси, и пассажиров об основных изменениях в таксомоторном законодательстве.

Также уже сейчас необходимо собирать у водителей справки об отсутствии судимости, чтобы к 1 сентября не попасть в очередь ожидания, когда за ними начнут массово обращаться. Рассмотреть вопрос получения разрешений на автомобили до осени, то есть по старым правилам. Такие разрешения будут действовать пять лет, а в новые реестры их включат автоматически.

 

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат», Ялта:

— Согласно нововведениям, власти начнут штрафовать за выполнение водителями заказов без лицензии на пассажирские перевозки. Сейчас в нашей стране четверо из пяти таксистов работают без официальной лицензии. И это не от хорошей жизни.  

Цена ОСАГО на пассажирские перевозки высокая (от 40 до 150 тыс. рублей в зависимости от региона). Повсеместно всё больше и больше случаев отказов страховых в выдаче полиса таксистам, предлоги – самые разные, настоящая же причина в том, что такси сам по себе – аварийный транспорт. По статистике страховых компаний, число ДТП, где виноват таксист, – в семь раз выше, чем у других категорий водителей. Ещё один момент, который говорит «не о хорошей жизни» участников рынка, – дефицит новых автомобилей, рост цен на них, проблемы с запчастями.

Для пользователей услугой хорошо то, что при ДТП они смогут получить выплаты. Но вопрос с ценой на перевозки пассажиров может не устроить. Если с 1 сентября агрегаторам будет некому передавать заказы из-за нехватки водителей, ценник на поездки, особенно на небольшие расстояния, вырастет, как минимум, в два раза. А значит, за безопасность и защиту, которую обеспечит пассажиру новый закон, платить придётся ему самому. Стоимость поездок на такси и так уже выросла за последние полтора года – до 30% в зависимости от региона. Причины: рост цен на топливо, страхование, лизинг и т. д.

Не исключаю, что появится, как раньше, много «бомбил». Сейчас и так чем дальше от столицы и больших городов, тем больше таксистов, не имеющих разрешение на работу. Если для крупных транспортных компаний с большим оборотом ещё одна обязательная страховка терпима, то для таксиста, который совершает от десяти до двадцати поездок в день, она очень болезненна.

 

Юлия Манн, генеральный директор MedMap:

— Новый закон о такси направлен на повышение безопасности и регулирование рынка. Нововведения могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для сегмента. С одной стороны, закон может увеличить доверие клиентов к услугам такси, повысить прозрачность рынка и обеспечить более высокий уровень безопасности. С другой, введение новых требований может создать дополнительные барьеры для водителей и усложнить вход на рынок для малого бизнеса.

Да, закон предоставляет самозанятым возможность осуществлять деятельность в области перевозок пассажиров и грузов легковым такси без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Это может упростить доступ к рынку такси для многих людей и создать дополнительные возможности для заработка. Однако таким перевозчикам будет требоваться заключение договора со службой заказа такси, работающей через интернет.

Будет создан региональный реестр перевозчиков, такси и служб заказа такси. Он позволит улучшить контроль и надзор за деятельностью такси и обеспечить более точное отслеживание их работы. Контроль со стороны службы заказа такси определяет то, что заказы будут направляться только зарегистрированным и имеющим разрешениям перевозчикам.

Если из-за новшеств возникнет дефицит водителей, цена на услуги может вырасти минимум в два раза. Такое развитие событий может негативно сказаться на спросе.

Малому бизнесу важно уже сейчас детально изучить новые требования закона, вникнуть в изменения, связанные с лицензированием, регистрацией и взаимодействием со службами заказа такси. Также может потребоваться внесение изменений в операционные процессы и системы учета с целью соответствия новым правилам и требованиям.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).