За последнее время система целевого обучения серьёзно модернизирована. Поправки, внесённые в закон «Об образовании в РФ», существенно изменили её, сделав более адаптированной к современным требованиям. В том числе новшества направлены на то, чтобы снизить остроту кадровой проблемы, привлечь в экономику человеческий ресурс. Накануне новой приёмной кампании узнали у экспертов, что конкретно изменилось для работодателей, соискателей, образовательной системы.  

Марина ДЕГТЕРЁВА, депутат Гордумы Ижевска, заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике, к. э. н., доцент ИжГТУ им. М.Т. Калашникова:

– Целевое обучение – возможность построения профессиональной карьеры по выбранной специальности на основе договорных отношений с организацией-работодателем. Будущий студент заключает договор с компанией, согласно ему работодатель обязуется принять работника в штат после того, как он завершит обучение, а работник обязуется отработать в компании оговорённый срок.

Что конкретно изменилось в правилах целевого приёма и обучения?

Ранее договор заключался до зачисления абитуриента в образовательное учреждение, теперь – после его зачисления и до начала учебного года.

До вступления в силу новшеств основными сторонами договора были гражданин и заказчик, третьей стороной могла выступать образовательная организация. По новым правилам, основные стороны – гражданин, заказчик и учреждение образования, которое должно следить за успеваемостью студента и прохождением практики.

Важное изменение касается способа поиска заказчика на целевое обучение. До вступления в силу новшеств абитуриент самостоятельно искал информацию о потенциальном заказчике на различных ресурсах, сам договаривался с ним о целевом обучении. Сейчас заказчики должны размещать предложения о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России». Это новшество важно в том числе для работодателей: нужно иметь в виду, что все предложения необходимо размещать на созданной единой площадке.

Отмечу, что предприятия ОПК имеют право работать по прежней системе, без использования портала.

Стать заказчиком целевого обучения теперь могут частные коммерческие компании и ИП. Кроме того, резиденты ТОР, ОЭЗ. Ранее заключать договор могли только органы власти, местного самоуправления, госорганизации, муниципальные учреждения, организации с госучастием, предприятия ОПК, сельхозпроизводители.

Заказчиком не могут быть организации и граждане, прямо или косвенно связанные с недружественными странами, и иноагенты.

Преимущества для компаний при работе по новой системе есть. Об их предложениях узнает большее число абитуриентов, в будущем это повлияет на успешность закрытия вакансий. Это также поможет снизить нагрузку на эйчаров. Кроме того, предлагаемые платформой фиксированные типовые договоры избавят заказчиков от юридических сложностей.

Плюсы для образовательных организаций тоже налицо. Один из них в том, что теперь организация – сторона договора, она получает право требовать возмещения расходов на обучение при одностороннем расторжении договора абитуриентом.

Павел ХОДЫРЕВ, проректор по информатизации, цифровой образовательной среде и профессиональной ориентации УдГУ:

– В Удмуртском государственном университете принята Концепция содействия трудоустройству обучающихся и выпускников УдГУ и взаимодействия с работодателями на 2022-2030 годы, её цель – развитие системы эффективного взаимодействия вуза с предприятиями-работодателями в сфере образовательной, научной, профориентационной деятельности.

Договором о целевом обучении могут предусматриваться условия о прохождении гражданином практической подготовки у заказчика или работодателя и о его индивидуальном сопровождении представителем заказчика или работодателя. Это значит, что подготовка будущего специалиста будет ориентирована на заказчика.

Сейчас более 250 студентов УдГУ обучаются по договору о целевом обучении. Причём это не только поступившие на бюджетные места в рамках целевой квоты, но и студенты, заключившие договор о ЦО в период обучения. 

Новый механизм целевого набора через единую цифровую платформу «Работа в России» значительно упростил абитуриентам поиск будущих работодателей. Предложения от компаний стали доступны для всех, это позволяет выбрать наиболее подходящие вакансии с гарантированным трудоустройством. Абитуриент из любого уголка страны может выбрать регион дальнейшего трудоустройства и вуз, в котором будет получать образование. Информация, размещаемая заказчиками ЦО на портале «Работа России», способствует осознанному выбору абитуриентами своей дальнейшей профессии.

К сожалению, в прошлом году новый механизм целевого обучения появился очень поздно, практически за месяц до начала приёмной кампании. Не все работодатели успели оперативно оформить предложения о целевом обучении на цифровой платформе. Выпускники школ, родители, педагоги тоже оказались не осведомлены – мотивационные и обучающие материалы, видеоролики появились уже в разгар приёмной кампании. Надеемся, что в 2025 году приём на целевое обучение пройдёт более организованно.

Александр ХОДЫРЕВ, директор Регионального объединения работодателей  «Союз Строителей Удмуртии»:

– Система, когда абитуриент заключает договор с будущим работодателем при поступлении в вуз, а после его окончания обязуется отработать на предприятии положенный срок, не нова. Однако постановление Правительства РФ от 27 апреля 2024 года №555 внесло ряд новшеств, расширяющих и уточняющих механизмы её реализации.

В частности, утверждены типовая форма договора о целевом обучении, форма предложений о заключении такого договора и форма заявки на заключение договора о целевом обучении. Установлены правила определения квоты приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счёт федерального бюджета.  Также установлено, что Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет учёт и анализ размещения предложений о целевом обучении на цифровой платформе «Работа в России».

Постановление действует до 1 мая 2030 года.

Но я бы хотел больше сказать о следующем. На мой взгляд, важно активнее информировать работодателей, органы власти, которые особенно нуждаются в кадрах, о самой системе целевого обучения и её возможностях. Если посмотреть на опыт Удмуртии, можно сказать, что данная система мало востребована, и по большей части это связано с низким уровнем информированности организаций, владельцев бизнесов о её возможностях. Даже органы власти не используют этот инструмент для привлечения будущих сотрудников, и одна из причин также – недостаточная осведомлённость. Хотя надо сказать, что есть ещё определённые сдерживающие факторы. Финансовый: заказчик целевого обучения должен нести соответствующие затраты. И фактор, связанный с ответственностью: выпускника вуза необходимо будет трудоустроить, согласно договору, при любых складывающихся условиях. 

Считаю, что взаимодействие с вузами и студентами в плане привлечения потенциальных работников актуально для органов госвласти, предприятий, которые прочно стоят на ногах, понимают, что в перспективе будут обеспечены заказами, новыми проектами. Им в любом случае в ближайшем будущем и далее потребуются кадры.

Для организаций, которые работают «здесь и сейчас», не вполне понимают, что будет с их бизнесом завтра, модель целевого обучения вряд ли будет интересной.   

В апреле мы планируем организовать круглый стол на кадровую тематику, в том числе рассмотрим в его рамках механизм целевого обучения, как один из способов решения проблемы дефицита кадров.

Екатерина БЕЗСМЕРТНАЯ, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, Москва:

– Прозрачность приёма на целевое обучение теперь обеспечивается равным доступом всех абитуриентов к предложениям работодателей (заказчиков) о заключении договоров. За конкретное предложение от работодателя могут бороться все желающие, а выиграет в конкурентной борьбе набравший наибольшее количество баллов.

В 2025 году порядок приёма в вузы содержит новшество: в рамках учёта индивидуальных достижений абитуриентов предусмотрена возможность получения дополнительных баллов за целевые индивидуальные достижения – если поступающий принимал участие в профориентационных мероприятиях, организованных заказчиком. В дополнение к баллам за прочие индивидуальные достижения такой абитуриент имеет возможность получить ещё 5 баллов.

Однако пока отсутствуют разъяснения о том, какие именно мероприятия следует считать профориентационными и как вузы смогут убедиться в том, что абитуриент действительно имеет право на получение дополнительных баллов. Тем не менее новшество поможет отчасти решить проблему целевого набора, на существование которой сетовали в прошлом году многие работодатели. В ряде случаев на целевые предложения заказчиков откликались абитуриенты, для которых основной целью было поступление в вуз на бесплатной основе, а не реальный интерес к будущей работе на конкретном предприятии. Возможность получить дополнительные баллы, которые могут оказаться решающими в конкурсной гонке, будет стимулировать абитуриентов предварительно знакомиться с предприятием и принимать решение о выборе целевого места осознанно. Это в конечном итоге будет способствовать приёму на целевые места заинтересованных студентов, имеющих представление о специфике работы у выбранного работодателя.

Также отмечу, что распоряжением Правительства РФ № 378-р установлены квоты приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования на 2025 год. Квоты по вузам станут известны позже: вузы должны будут опубликовать информацию до 10 апреля. Квоты установлены более чем по 800 направлениям подготовки, более чем по 70 направлениям в этом году объём увеличен. Больше всего целевых мест – по медицинским специальностям. Увеличение квот коснулось также технических и инженерных специальностей. Теперь у большего числа абитуриентов появятся шансы поступить в вуз и иметь гарантированное рабочее место.

Вадим КОВРИГИН, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат педагогических наук:

– Существовавшая ранее система целевого обучения была весьма непрозрачной, и, по сути, использовалась многими как лазейка для того, чтобы в университеты поступали «нужные» абитуриенты. Выпускник мог получить направление на целевое обучение в государственных и муниципальных организациях, органах власти и в рамках отдельной квоты поступить на обучение на бюджетной основе. Минимальный срок работы после окончания вуза составлял три года. В сферах, где наблюдается дефицит работников, например, в медицине, эта система работала, в остальных – не всегда.

О конкретных запросах работодателей по отношению к потенциальным работникам, претендующим на целевое обучение, узнать было трудно. Чаще всего система превращалась просто в получение справки у работодателя через неофициальные каналы – для снижения требований по конкурсным баллам при поступлении. После того как студент завершал обучение, большинство работодателей не требовали его трёхлетней отработки в организации.

Всё это выливалось в неэффективный механизм: страдало «качество» поступивших, плюс ко всему, система целевого обучения не вносила вклад в решение кадровой проблемы в экономике. 
Теперь система меняется. Благодаря единому порталу любой абитуриент может узнать о потребностях потенциальных работодателей и в рамках конкурса получить направление на ЦО. Работодатели, готовые выдать направление, как уже было отмечено, прописывают конкретные требования к выпускнику. Отныне они могут касаться даже последующей успеваемости в вузе, прохождения практики.

Система, очевидно, становится прозрачнее. Она позволит реально улучшить многие моменты, в том числе диалог вузов и работодателей.

Анастасия СИМОНОВА, учёный-востоковед, политолог-международник, социолог-демограф (МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ), политический и бизнес-консультант, Москва:

– Что касается работы целевого выпускника после получения диплома, в новых условиях целевого обучения появилось временное ограничение в пять лет. Ранее его не существовало, был лишь минимальный порог работы в штате направившей организации в три года. Изменения введены, с одной стороны, для увеличения возможностей талантливой молодёжи заявить о себе, с другой, для повышения уровня ответственности потенциальных студентов целевого обучения: теперь им нужно будет серьёзно подойти к выбору направляющей организации, вуза и специальности. Если они не выдержат конкурс, второго шанса обучаться по целевому набору не будет. Вместе с тем ограничение работы в пять лет выпускника-целевика в направившей организации даёт компании мотив для отбора по-настоящему достойных кандидатов и не связывает надолго будущих сотрудников в выборе места работы.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).