Лицензиаты с этого года работают в новом нормативном поле. И не только из-за повестки глобального характера. Чтобы получить «разрешение на бизнес», определил законодатель, теперь надо соблюдать дополнительные правила игры. Как по-новому регулируется работа получателей лицензий – в комментариях экспертов нашего журнала.
Владимир БАЛАКИН, президент «Национальной Ассоциации Комплаенс», Москва:
– С 1 марта 2022 года вступили в силу поправки в закон о лицензировании отдельных видов деятельности (Закон № 99-ФЗ). Изменения коснулись перечня видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Например, теперь лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности необходима при выполнении работ по установлению границ населённых пунктов и зон с особыми условиями использования территории.
Из закона исключено понятие «переоформление лицензии». Вместо него введён механизм внесения изменений в реестр лицензий. Причём в некоторых случаях изменения может вносить сам лицензиат – изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата. В этом случае госпошлина за внесение изменений не уплачивается. На процедуру отводится 15 рабочих дней.
Новшества коснулись и выписок из реестра лицензий – теперь они будут предоставляться в форме электронного документа бесплатно. Ранее они предоставлялись в бумажном формате, стоимость составляла 3 тыс. рублей.
Согласно обновлённому закону, предусмотрена возможность получения лицензии только на часть работ или услуг. Если по результатам оценки будет выявлено, что деятельность не соответствует всем требованиям для получения лицензии, то лицензия по его просьбе может быть предоставлена только на те виды работ или услуг, которые соответствуют требованиям.
Также утверждены изменения в постановление о лицензировании медицинской деятельности. Нововведения коснулись блока о «лицензионном контроле посредством проведения внеплановых проверок», который был заменён на «оценку соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям». При смене адреса осуществления медицинской деятельности оценка будет проходить в выездной форме, в остальных случаях она может проводиться посредством аудио- и видеосвязи. Порядок проведения фото-, аудио- и видеозаписи предусматривает возможность привлечения к оценке сторонних экспертов или экспертных организаций. Мнения специалистов, привлечённых на безвозмездной основе, будут фиксироваться в акте оценки.
Недавно президент подписал «антисанкционный пакет». Согласно документу, принимать решения о правилах лицензирования будет кабинет министров. Для бизнеса предусматривается возможность действовать без продления лицензии или разрешения, продлевать и получать их без оценки соответствия, а также без уплаты государственной пошлины и других необходимых государственных услуг.
Предприниматели также получат право не проходить квалификационный экзамен, продлевать квалификационные аттестаты и не проходить оценку соответствия по бессрочным лицензиям и разрешениям.
Дмитрий ТЕРЕНТЬЕВ, партнёр ООО «Юридический Консалтинг», Москва:
– Наверное, самое ожидаемое новшество – вступление в силу проекта Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». С 1 апреля 2022 года лицензированию будут подлежать производство и оборот табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья. То есть лицензии придётся получить производителям, поставщикам, оптовикам и импортёрам табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Розничную продажу эти изменения пока не коснутся.
Другие изменения связаны с внесением поправок в Федеральный закон № 99-ФЗ, реформой законодательства о государственном контроле. Правительство скорректировало ряд нормативных правовых актов в сфере лицензирования, основная часть изменений вступила в силу с 1 марта. В частности, правительство утвердило Правила формирования и ведения единого реестра учёта лицензий, его назначение – в информационном обеспечении лицензирования, систематизации и учёте сведений, повышении открытости работы лицензирующих органов. Ранее подобного реестра не было.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» был принят Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ, его положения в отношении Федерального закона № 99-ФЗ вступили в силу 1 марта. Интересен тот факт, что соискателям начнут выдавать лицензии на часть работ и услуг по одному или нескольким местам осуществления деятельности, если они не отвечают всем требованиям. При этом приостановить такое разрешение можно будет как в отношении всей деятельности, так и отдельных мест её ведения или определённых работ или услуг.
Вместо переоформления разрешительных документов предполагается внесение уточнений. Вносить изменения в реестры смогут либо сами лицензиаты, либо лицензирующий орган. Кроме того, бизнес обяжут вносить в реестры лицензий сведения о новом номере телефона или адресе электронной почты. Это можно будет сделать, например, через Госуслуги, возможности системы значительно расширят.
На что ещё хотелось бы обратить внимание – вступление в силу Технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции». Алкогольная продукция, не соответствующая требованиям этого техрегламента, подлежит самостоятельному изъятию из обращения либо по предписанию уполномоченных органов контроля, осуществляемого наряду с лицензионным контролем.
Недавно принятый закон, направленный на поддержку бизнеса, касается в том числе и лицензирования. Он расширяет полномочия правительства в этой сфере. С помощью новых рычагов власть сможет оперативнее регулировать работу компаний и ИП, имеющих лицензии.
Как пример, правительство для развития производства в России лекарственных препаратов, медицинских изделий, не имеющих аналогов, теперь вправе принимать решение об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, по техническому обслуживанию медизделий.
Также власти в 2022 году будут определять лиц, которые могут продолжать деятельность без продления или переоформления лицензии, если срок выданной лицензии истёк, и лиц, к которым не будут применяться санкции за работу без лицензии.
Кроме того, правительство вправе определять случаи, когда лицензии можно получать, переоформить, продлевать без оценки соответствия обязательным требованиям (и без уплаты государственных пошлин). Плюс – определять случаи, когда в отношении тех, кто имеет бессрочные лицензии, не применяются требования об оценке соответствия (либо изменяется срок прохождения таких процедур).
Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям будет проводиться каждые три года со дня предоставления лицензии (если больший период не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности).
Отдельно следует сказать, что правительство постановлением от 12 марта на 12 месяцев продлило действие срочных разрешений (действие которых истекает в период со дня вступления этого постановления по 31 декабря 2022 года).
Елена РУМЯНЦЕВА, автор «Новой экономической энциклопедии», д. э. н., профессор, Москва:
– Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, регулирующий сферу лицензирования, за десять лет поменялся уже сорок три раза. Это говорит о нестабильности в сегменте, связанном с разрешительной деятельностью, необходимости в этом ключе позитивных перемен. Я бы рекомендовала лицензиатам и соискателям лицензий мониторить законодательство, принимаемые подзаконные акты, новые редакции закона, в том числе недавно принятые новшества.
Эксперты, представляющие сторону государственного регулирования, говорят о том, что постоянные изменения направлены на упрощение предпринимательской деятельности. Насколько очередные нововведения упростят жизнь бизнеса и одновременно повысят эффективность лицензирования в России, говорить трудно – есть дефицит обратной связи от бизнеса. И существует проблема непрозрачности работы профильных госорганов. Достаточно привести пример освобождения от должности двух начальников отдела лицензирования из департамента промышленности Минпрома Калининградской области (в 2017 и 2020 годах) за взятки при выдаче лицензий.
Главное, о чём хочется сказать: изменения в регулировании работы лицензиатов есть, но они не закрывают многих проблемных моментов. Возьмём, например, деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. Она входит в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензирование. Несмотря на то, что правила выдачи разрешительных документов ужесточаются, как и требования к юридическим лицам, предпринимателям, работающим в «мусорной» сфере, по-прежнему остаётся много нерешённых вопросов. В России перерабатывается всего 7% отходов, площади полигонов растут. И это только один пример.
В целом имеющиеся в России практики показывают: требуется совершенствование сферы лицензирования с более полным согласованием интересов государства, бизнеса, общества.
Марат АХУНОВ, руководитель Центра лицензирования «Лицензиат», Казань:
– Отмечу изменения, коснувшиеся медицинских услуг, производства медизделий, а также технического обслуживания медицинской техники.
Первое – медицинские услуги. Здесь изменений достаточно много, но критичных для бизнеса нет. Это и введение электронных реестров лицензий, организаций и даже электронных реестров медработников, изменение перечня видов лицензируемых медицинских услуг, изменение регламента лицензирования и прочее. В целом коррективы отражают те изменения, которые происходят в сфере медицинских технологий, дальнейшего внедрения электронного документооборота, учитывают «узкие места», выявившиеся в предыдущие годы.
Массового переоформления лицензий не будет, в этой процедуре нуждаются только единицы. В основном все бессрочные лицензии остались в силе.
Второе – производство медицинских изделий. Именно производство вообще исключили из лицензирования. Однако есть «но»: теперь введено постоянное инспектирование со стороны Росздравнадзора, регулярные закупки с контролем качества и прочие виды регулярного контроля (а не только разово при лицензировании). Тем самым законодатель учитывает опять же «узкие места» и опыт прошлого периода, приближает к цели качественного производства медицинских изделий. Это сильное изменение, через определённое время увидим, как оно будет реализовано.
И третье направление – техническое обслуживание медицинской техники. Здесь тоже большие изменения: всем участникам рынка необходимо переоформить лицензии до 31 декабря 2023 года. И главное – приобрести оборудование для каждого вида обслуживаемых медизделий. Суммы на закупку достигают 10–15 млн руб., бизнесу это осложняет работу, однако и логика законодателя здесь понятна: нельзя работать с медицинской техникой, не имея оборудования. Например, что касается медицинских услуг, такая практика была всегда. Относительно технического обслуживания медицинской техники необходимость проявилась после возникновения, к сожалению, несчастных случаев.
Считаю, что все изменения соответствуют требованиям времени, развитию ситуации в отрасли. Как бы ни хотелось, чтобы законы менялись нечасто, новшества будут, коррективы потребуются и в дальнейшем.