За последнее время участились факты миграции бизнеса с целью уклонения от налогов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имитирующие переезд в регионы с более комфортными налоговыми условиями, сейчас находятся на особом контроле налоговых органов. Что нужно учитывать юрлицам и ИП, желающим оптимизировать нагрузку путём миграции, – этот вопрос подробно прокомментировали эксперты УФНС России по Удмуртской Республике.
В Удмуртии в 2024 году наблюдался всплеск регистрации индивидуальных предпринимателей, связано это не только с действующими пониженными ставками по УСН для мигрантов на территории Удмуртской Республики, но и с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ.
В целях получения преференций в 2024 году на территории Удмуртии зарегистрировались по месту жительства более 8 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также 220 юридических лиц поменяли свое место нахождения из других регионов России на Удмуртию.
Налоговые ставки по УСН для определенных категорий налогоплательщиков на территории Удмуртской Республики установлены Законом Удмуртской Республики от 29.11.2017 №66-РЗ «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения».
С 2020 года Удмуртия снизила ставки УСН при объекте налогообложения «доходы» до 1 % вместо стандартных 6% и по УСН «доходы минус расходы» — до 5% вместо 15%. Указанные ставки действуют для предпринимателей и юридических лиц, применяющих УСН и переехавших из других регионов в Удмуртию. В 2024 году льготный период был продлен до 2030 года.
Целью принятия решения о снижении ставок по УСН для мигрантов является стимулирование развития региона, привлечения бизнеса для работы в Удмуртии. Но зачастую предприниматели фактически бизнес в Удмуртии не ведут. Они покупают или снимают жилье, для получения прописки в Удмуртии, и в действительности живут и ведут деятельность в другом регионе.
С 2025 года пороги по «упрощенке» расширились, применять УСН можно при доходе до 450 млн рублей в отчетном периоде, соответственно и число пользователей спецрежима растет. А это значит, что и интерес к миграции в регионы с льготными ставками увеличивается. В связи с этим Министерство финансов России и ФНС России разработали меры против необоснованной перерегистрации бизнеса в регионы с минимальной ставкой по «упрощенке».
С 2025 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ. Теперь если бизнес меняет регистрацию на регион с пониженной ставкой, то для него еще 3 года действует ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения, которая установлена в регионе, где находился бизнес до «переезда». Такие изменения внесены в часть 2 ст. 346.21 Налогового Кодекса РФ.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, мигрировавшие на территорию Удмуртской Республики с 01.01.2025 из регионов РФ, в которых ставки по УСН больше 1 процента, если объект «доходы», и 5 процентов, если объект «доходы минус расходы», не вправе применять пониженные ставки в течение 3-х лет с момента регистрации на территории Удмуртии.
С целью недопущения фиктивной миграции предприниматели и организации на УСН, которые мигрировали в Удмуртию из других регионов, находятся под пристальным вниманием налоговиков.
Имитация переезда налогоплательщиков, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения.
Зачастую причинами фиктивной миграции является не реальное ведение бизнеса в другом населенном пункте, а попытки избежать камеральных и выездных налоговых проверок, сокрытие деятельности в схемах уклонения от уплаты налогов, а также затягивание сроков для взыскания задолженности.
ФНС России разработан и утверждён порядок действий, который предусматривает проведение полного комплекса мероприятий уже на этапе начала действий по миграции.
При переезде в иной регион или населенный пункт инспекцией в обязательном порядке в налоговый орган по новому месту учета передаются материалы, собранные в ходе проведенной контрольно-аналитической работы, в отношении мигрирующего лица.
Налоговые органы Удмуртии напоминают основные признаки фиктивной миграции, на которые будут обращать внимание при проверке:
- регистрация большого количества граждан по одному адресу из различных регионов России, в том числе в виде долевой собственности (зачастую это разрушенные дома, не пригодные для проживания);
- отсутствие сотрудников ЮЛ (ИП) на территории региона;
- отсутствие контрагентов ЮЛ (ИП) на территории региона;
- отсутствие налогоплательщика по юридическому адресу (осмотр ЮЛ);
- отсутствие в новом регионе регистрации зарегистрированного и действующего контрольно-кассового аппарата, при его наличии по прежнему месту учета;
- отсутствие коммунальных и арендных платежей на территории региона, при их наличии по прежнему месту учета;
- осуществление видов деятельности, не предполагающих деятельности на территории нового региона (сдача недвижимости в аренду, недвижимость на территории иных субъектов и прочие);
- наличие по расчетным счетам предпринимателей платежей личного характера, которые осуществлялись не на территории региона и др.
В ФНС подчеркивают, что в случае фиктивной налоговой миграции, когда экономическая деятельность в новом регионе регистрации практически не осуществляется, суды становятся на сторону налоговой службы.
Дополнительно обращаем внимание, Министерство финансов Удмуртской Республики дали разъяснения, что если налогоплательщик сменил систему налогообложения в льготный налоговый период до 2030 года, а потом вновь вернулся на упрощенную систему налогообложения, то он утрачивает право на применение пониженных налоговых ставок, так как принцип непрерывности применения УСН был нарушен.