Главные особенности нового федерального бюджета на 2025–2027 годы во многом отличаются от специфики ключевых финдокументов страны прошлых периодов. Эксперты оценили приоритеты современной бюджетной политики, основные цифры и параметры, соответствие документа приоритетам социально-экономического развития, дали прогноз по исполнению бюджета.

Алексей БЕЛОСТОЦКИЙ, к. э. н., доцент Курского филиала Финансового университета при правительстве РФ:

– Проект федерального бюджета на 2025–2027 годы верстался совсем в других условиях относительно конъюнктуры прошлого года. Продолжающееся формирование пакета санкций, рост цифр в этом отношении, конечно, влияют на параметры макроэкономических показателей.

В течение 2024 года мы наблюдали значительные изменения ключевой ставки Банка России с 16% до 21% при прогнозе Банка России в 12–13% к 2026 году, а также изменения уровня инфляции с 7,4% в начале 2024 года до 9,52% в декабре, учитываем при этом, что таргет 4% к 2026 году сохраняется.

По итогам 2024 года ВВП прогнозируется в сумме 195,8 трлн руб., или 3,9%. Тем не менее в достаточно жёстких денежно-кредитных условиях прогнозируется рост данного показателя: в 2025 году – до 214,6 трлн руб., или 2,5%, в 2026 году – до 230,6 трлн руб., или 2,6%, в 2027 году – до 248,3 трлн руб., или 2,8%.

С учётом оценки исполнения федерального бюджета в 2024 году доходы составят в сумме 36,11 трлн руб., с последующим ростом в 2025 году – 40,30 трлн, в 2026-м – 41,84 трлн и в 2027 – 43,15 трлн рублей.

Отдельно хотелось бы отметить, что в анализируемом периоде наблюдается рост ненефтегазовых доходов с 29,36 трлн руб. в 2025 году до 33,39 трлн к 2027 году, при снижении нефтегазовых доходов с 10,94 трлн в 2025 году до 9,77 трлн руб. к 2027 году. Это должно положительно сказаться на развитии промышленного производства и в целом на росте национальной экономики.

Бюджетные расходы также продолжат увеличиваться, по оценке исполнения 2024 года они составят 39,40 трлн руб., в 2025 году – 41,50 трлн, в 2026-м – 44,02 трлн, а в 2027 году – 45,92 трлн рублей.

Несмотря на значительное снижение дефицита с 3,3 трлн руб. в 2024 году до 1,17 трлн в 2025-м (в 2,8 раза), в 2026 году дефицит составит 2,18 трлн рублей. А в 2027-м – 2,76 трлн рублей. Это соответствует ранее представленным проектировкам.

В трёхлетнем финансовом плане (хотя в скором времени будем переходить на шестилетнее планирование) учтены новые вызовы, связанные с технологическим лидерством и развитием кластера высокотехнологичных производств. Для решения этих важных вопросов предусмотрено более 6 трлн руб., из них в 2025 году – 1,65 трлн, в 2026 году – 2,10 трлн, в 2027-м – 2,34 трлн рублей.

Что касается социальной сферы, предусмотрено финансирование в объёме 6,5 трлн руб. в 2025 году, в 2026–2027 годах – по 7,2 трлн рублей.

Помимо этого, запланированы бюджетные ассигнования в виде межбюджетных трансфертов на сбалансированность региональных бюджетов, в 2025 году – 3,26 трлн руб., в 2026-м – 3,29 трлн, в 2027-м – 3,30 трлн рублей. А также средства на развитие «новых» и приграничных регионов.

Несмотря на сложные экономические условия, в федеральном бюджете заложены средства, позволяющие достичь национальных целей с хорошей динамикой роста ВВП (по сравнению с другими странами) в запланированных пределах 2,6–2,8% в 2025–2027 годах.

Маргарита ВАСЮНИНА, заведующая кафедрой общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ, Москва:

– Федеральный бюджет, утверждённый на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов, в полной мере отвечает условиям и вызовам, которые прогнозируются в российской экономике и социальной сфере.

Выраженная особенность федерального бюджета на этот период – ориентация на обеспечение технологического лидерства России, это нашло отражение в программно-проектной структуре расходов бюджета. В частности, предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию нового блока национальных проектов, разработанных по направлениям технологического лидерства: «Средства производства и автоматизации», «Новые материалы и химия», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Новые технологии сбережения здоровья», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Беспилотные авиационные системы», «Развитие космической деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и «Новые атомные и энергетические технологии». Объём ассигнований по проектам в 2025 году предусмотрен на уровне 6% общего объёма расходов на реализацию нацпроектов, с последующим ежегодным ростом. При этом приоритетное положение в структуре расходов занимает национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».

Положительную динамику имеют и расходы федерального бюджета по комплексу государственных программ, ориентированных на развитие науки, промышленности и технологий. Среди них – «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Научно-технологическое развитие РФ». Уровень бюджетных ассигнований на реализацию данных государственных программ существенен – 20% общего объёма расходов федерального бюджета. Это важный фактор для устойчивого экономического и технологического развития.

Для обеспечения технологического лидерства, с одной стороны, предусматривается комплекс мер налоговой поддержки производственного сектора, среди которых – таможенные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины и НДС на ввозимое технологическое оборудование. С другой стороны – меры по финансированию развития объектов научной и технологической инфраструктуры, субсидированию НИОКР, поддержке развития энергетических технологий, а также субсидированию процентных ставок по кредитам на реализацию проектов выпуска приоритетной промышленной продукции и т. д.

Федеральный бюджет сохраняет тенденцию роста расходов как на фундаментальные, так и на прикладные научные исследования. Этот тренд позволит России повысить своё место среди государств-лидеров по объёму совокупных расходов на научные исследования и разработки. Вместе с тем в относительных параметрах к объёму ВВП расходы на НИОКР не столь высоки – около 1%. Например, в Китае внутренние расходы на НИОКР превышают 2,5%, в Германии – 3%.

Александр ВАЙС, серийный FinTech and DeFi предприниматель, разработчик и аналитик WEB3Bureau, член комиссии по ЦФА ТПП РФ и РСПП РФ, Москва:

– В числе особенностей федерального бюджета рассматриваемого периода – рост инвестиций, доходов, расходной части, структурная сбалансированность.

Объём инвестиций, согласно прогнозу, за три года увеличится на 51,7%. Ещё одна особенность бюджетной политики – рост доходов. В связи с принятыми в 2024-м изменениями в налоговой системе (рост налога на прибыль организаций до 25%, по налогу на имущество предельную ставку предлагается поднять с 2% до 2,5%, по земельному налогу – с 0,3% до 1,5%, также вводится новый курортный налог, пятиступенчатая шкала НДФЛ в зависимости от получаемого дохода).

Крупнейшая статья расходов – национальная оборона, на которую придётся 32,4% всех трат (13,49 трлн руб.).

Поставлена задача структурной сбалансированности. Расходы бюджета должны быть равны сумме ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга и разности между обеспечением и погашением внутригосударственных бюджетных и межгосударственных кредитов.

В целом я согласен с мнением многих экспертов о том, что впервые за пять лет государство подготовило структурно сбалансированный бюджет. Грамотное распределение расходов и доходов обеспечивается упором на актуальные проблемы, оптимизировав баланс в которых, удастся достичь необходимых поступлений в государственный бюджет.

Конечно, важно понимать, что на практике всё зависит от экономических данных (цены на нефть, газ, энергетические ресурсы в целом, санкции, неопределённая политическая ситуация и пр.), которые могут повлиять на бюджетную политику. Но в целом выстроенный чёткий план должен привести бюджет к нужным показателям.

Дмитрий СЕМЁНОВ, экономист, председатель совета директоров «Трансинвест», Москва:

– Действительно, новая сформированная бюджетная политика подразумевает структурную сбалансированность, что означает формирование и исполнение бюджета по принципу «равновесие доходов и расходов».

Компенсация расходов будет происходить в том числе за счёт увеличения налоговой нагрузки.

Бюджет 2025–2027 годов  в целом сформирован по принципу «рост экономики небольшими темпами». Он также предусматривает закладку нулевого дефицита баланса на 2025–2027 годы, что, возможно, означает нейтральное влияние бюджета на формирование денежно-кредитной политики.

Говорить о реальности исполнения бюджета можно. Документ свёрстан, исходя из прогнозных данных, и приведён в соответствие с запланированными расходами на 2025–2027 годы.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).