Резонансная «сидровая история» подняла волну идей по ужесточению контроля за рынком слабоалкогольной продукции. Например, уже есть предложения возобновить внеплановые проверки производителей пива, сидра, коктейлей, в целом усилить надзор за сегментом. Как может измениться система контроля, и насколько она поможет в борьбе с контрафактом, если учесть, что и до плачевной ситуации действовали меры, направленные на устранение фальсификата, в виде, скажем, маркировки продукции?

Кристина Ноздрина, помощник юриста проекта «Алкогольное право»:

На самом деле, ужесточение регулирования рынка пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи уже – факт. Государством за последний год принят ряд нормативных актов, усиливающих контроль за производством и оборотом этой продукции. Здесь важный момент: изменения вступают в силу не сразу, а в течение некоторого времени.

С 1 сентября 2023 года появится Реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, без включения в который предприниматели не смогут производить продукцию. При включении организации в Реестр проводится внеплановая выездная проверка для установления наличия основного технологического оборудования.

Госдумой в первом чтении принят законопроект, предусматривающий дополнительные санкции КоАП за нарушение требований закона о производстве таких напитков, в том числе за добавление в них этилового спирта. Не исключено, что до президента закон дойдет в редакции, предусматривающей более расширенные санкции.

Что касается системы маркировки пивной продукции, сейчас она в полной мере не работает, потому что запускается поэтапно. На данный момент маркируется только продукция в кегах, но с 1 октября 2023 года появится обязанность маркировать напитки в стеклянной или в полимерной упаковке, а с 15 января 2024-го – в иных видах упаковки. В этой системе каждый по qr-коду сможет проверить легальность того или иного продукта пивоварения, как это уже можно сделать с вином в системе ЕГАИС. Магазины же будут обязаны предоставлять в Честный знак сведения о продажах только в 2024 году, а именно на этом этапе можно рассчитывать, что суррогат, каковым являлся «Мистер Сидр», не попадет в руки потребителя, так как магазин просто не сможет официально продать немаркированную и незаконно произведенную продукцию.

Подобные меры схожи с регулированием крепкой алкогольной продукции, но, безусловно, являются менее строгими. Мы считаем, что их совокупность позволит решить многие проблемы, связанные с безопасностью продукции, но для их введения нужно время. Предполагаем, что государство в сложившейся ситуации ускорит процесс внедрения системы контроля.

Станислав Сидоров, эксперт в сфере маркировки продукции, основатель проекта «No Copy», генеральный директор «Pro Control»:

— Стоит разобраться, усиление контроля за производством пива и сидра – адекватная реакция или «перебор»?

Усиление контроля в данной сфере кажется разумным шагом на фоне недавних событий. Внеплановые проверки могут усилить контроль качества продукции и дисциплину производителей. Однако следует помнить, что рынок и так уже достаточно регулируется, в частности, с помощью маркировки товаров.

С точки зрения борьбы с контрафактом такие меры, как внеплановые проверки и усиленный надзор, могут быть не слишком эффективными. Контрафактная продукция часто производится в условиях, которые изначально скрыты от глаз контролирующих органов. Вместо усиления надзора за легальными производителями следует больше внимания уделить наращиванию контроля на границах и в точках продажи, а также улучшению системы трассировки продукции.

Какие меры могут быть эффективными? Во-первых, важным фактором может стать повышение уровня подготовки сотрудников контролирующих органов. Специалисты должны легко «узнавать» контрафактную продукцию, обладать достаточными знаниями о процессах производства алкоголя.

Во-вторых, нужно активизировать работу по привлечению к ответственности недобросовестных производителей.

Третий момент: использование инновационных технологий, таких, например, как трассировка продукции, может оказаться весьма эффективным решением. Организация системы трассировки позволит контролировать происхождение сырья и обеспечивать безопасность продукции.

Александра Фоменко, основатель винотек WINEDER и винного бара «ВИНОДЕР»:

— Неудивительно, что после трагедии с «паленым» сидром крупные игроки рынка предложили ужесточить меры контроля. Рынок будет все дальше двигаться к усилению надзора, работающего на повышение качества продукции и предотвращение инцидентов. Естественно, участятся  поверки, и на практике будут применяться штрафные санкции.

Теоретически меры усиленного контроля должны положительно повлиять на производителей и стимулировать более ответственное отношение к работе. Такие шаги облегчат и деятельность правоохранительных органов, структур, контролирующих качество пивоваренной продукции.

Но у меня есть следующие опасения. У игроков рынка могут возрасти издержки. К примеру, установка системы Честный знак, автоматизация продаж по правилам нацсистемы – дорогое удовольствие. Это станет дополнительным бременем для ответственных компаний, а спекулянты и производители контрафактной продукции по-прежнему будут находить лазейки для того, чтобы «сломать» систему.

Вывод таков: ужесточение контроля необходимо, и для этого уже есть нужные инструменты. Но возникает вопрос: все ли захотят следовать единым правилам?  

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).