Формирование бюджета – ответственный и сложный процесс, он требует от участников и команды финансистов знаний, навыков и опыта в области планирования, аналитики и контроля. Мы успешно справились с задачей по вёрстке главного финдокумента региона, формирования основных бюджетных приоритетов на предстоящий период.
Наиль МУХАМЕДЗЯНОВ, заместитель председателя Госсовета УР – председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам
Общая работа
При работе над проектом бюджета республики на 2025 год постоянными комиссиями и депутатскими фракциями было внесено более 240 поправок на сумму 33 млрд 360 млн рублей. Более 150 предложений поддержаны и включены в бюджет. Те предложения, которые на момент принятия не учтены в бюджете, приняты в работу правительством УР.
Постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам сопровождает весь процесс принятия проекта бюджета в Госсовете УР. В рамках работы над проектом в комиссию поступает большое количество обращений и предложений, и не только от депутатского корпуса. Все обращения принимаются в работу, проводятся слушания, обсуждения, совместные заседания, в том числе с участием финансового блока правительства УР, Государственного контрольного комитета УР.
Кроме того, мы проводим общественное обсуждение проекта документа в онлайн-формате, это помогает вовлечь в работу больший круг лиц.
Социальные задачи
В процессе обсуждения проекта интересные предложения поступают от депутатов. Их внимание направлено на такие важные темы, как сохранение родного языка, истории, спортивное, культурное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Законодателей также волнуют вопросы поддержки участников специальной военной операции, ремонта памятников, антитеррористической защищённости учреждений образования и других объектов с массовым пребыванием людей.
Поддержка бизнеса и реального сектора
Радует и то, что чаще стали поступать предложения о поддержке реального сектора экономики. Например, в этом году много поправок связано с необходимостью увеличения средств, направляемых на докапитализацию фондов поддержки промышленности и малого бизнеса – фактически это наиболее востребованные формы помощи при условиях сохраняющейся высокой ставки рефинансирования.
Расширение спектра предоставляемых субсидий хозяйствующим субъектам – также один из наиболее часто встречающихся запросов со стороны депутатов. Наше видение развития экономики республики совпадает с позицией правительства УР, и большинство предложений депутатов учтены в принятом бюджете. Могу оценить уровень поддержки реального сектора экономики на «хорошо». При этом считаю: надо ещё много работать, чтобы добиться уровня «отлично».
Позитивно, что в республике растёт число предпринимателей, готовых запустить своё производство. Многие из них становятся резидентами территорий опережающего развития, где действуют выгодные условия – от налоговых льгот и предоставления всех коммуникаций до сопровождения бизнеса. Запускается ещё одна льготная территория – особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Ижевск».
Постоянно совершенствуется региональное налоговое регулирование – в недавнем времени Госсовет принял ряд законов, направленных на улучшение предпринимательского климата в Удмуртии. Самые ожидаемые из них – продление льготных ставок по УСН, установление новых льгот, в том числе для предпринимателей, которые с 2025 года будут считаться плательщиками НДС. Также предусмотрены пониженные налоговые ставки для бизнеса с участием защитников нашей Родины, пребывающих на СВО.
Ещё один долгожданный закон – об инвестиционном налоговом вычете, согласно ему, отдельные категории бизнеса, в том числе субъекты МСП, смогут возвращать свои средства, вложенные в инвестиционные проекты.
Все мы понимаем: чем больше выгодных условий для ведения бизнеса мы создадим в республике, тем сильнее будет наша экономика.
Работая совместно с финансово-экономическим блоком правительства, я провожу множество деловых встреч для предпринимателей с участием представителей Торгово-промышленной палаты, Корпорации развития и банковского сообщества, уполномоченного по защите прав предпринимателей в УР.
Предложенные идеи обретают форму в проектах и законодательных инициативах, и мы готовы выходить на федеральный уровень, чтобы воплотить их в жизнь. Нередко республика опережает по новым разработанным мерам поддержки соседние регионы.
Укрепление бюджетной политики
Совместно с главой Удмуртии, командой финансового блока правительства мы стремились сформировать «бюджет развития». Сейчас – как раз время возможностей для укрепления бюджетной политики. Прежде всего, я имею в виду возможность списания 2/3 регионального государственного долга. На протяжении определённого времени не удавалось финансировать отдельные проекты развития из-за уровня существующего госдолга. Объявленная президентом РФ возможность реализации новых проектов за счёт списания госдолга, безусловно, – главный инструмент, который будем использовать.
Прогнозы
В 2024 году впервые объём собственных доходов бюджета республики, без учёта поддержки из федерального бюджета, превысил 100 млрд руб., а с учётом этой поддержки – 135 млрд руб., по отношению к 2023 году рост – более 20%.
Выросли зарплаты, которые не в последнюю очередь посодействовали пополнению бюджета. Промышленность Удмуртии внесла достойную лепту в виде повышенных поступлений по налогу на прибыль. При исполнении бюджета в 2024 году только по предложениям Госсовета УР прогнозы по поступлению налогов в доходную часть пересматривали три раза в сторону увеличения.
Конечно, хочется сохранить достигнутые результаты, наращивание доходной части бюджета. Однако отмечу, что в предстоящем финансовом периоде спрогнозированы более плавные темпы поступления доходов.
В целом ожидаем устойчивый и стабильный рост экономики, показателей сферы промышленности, выпуска продукции оборонного, двойного и гражданского назначения, развитие малого и среднего бизнеса.