Несмотря на то, что сегодня многие  в условиях логистических и транзакционных изменений называют сферу ВЭД проблемной и рисковой, аналитики утверждают: это по-прежнему перспективное для бизнеса направление развития. Как грамотно выстраивать стратегию участникам внешнеэкономической деятельности – и новичкам, и опытным компаниям – рекомендации даёт первый вице-премьер правительства УР Константин Сунцов.

Для чего компании из Удмуртии стремиться к выходу на экспортные рынки?

Экспортная деятельность повышает конкурентоспособность на домашнем рынке. Компания получает статус международной, соответственно, может так и позиционировать себя на внутреннем рынке. Приведу пример. Компания-производитель спортивной одежды заявила о себе на нашем стенде на выставке ISPO в Германии, после этого её продажи по России возросли. Российские клиенты увидели производителя на статусной мировой выставке – лояльность автоматически увеличилась. 

Валютное хеджирование. Экспортная деятельность позволяет диверсифицировать валютную выручку. Это защищает от колебания курса рубля и других валют.

Повышение качества продукции. Иногда для выхода на тот или иной рынок необходимо наличие международной сертификации производства, получение деклараций/сертификатов соответствия на товары. Здесь может потребоваться модернизация производства, внесение изменений в технические характеристики товара, что повысит его качество (в том числе и для внутреннего рынка).

Нивелирование сезонного спроса. Ещё пример. Компания производит мороженое, соответственно, пик спроса на товар в России приходится на тёплые месяцы. В Китае, допустим, это могут быть совершенно иные сезоны года.

Отметим, что десять лет назад был создан институт центров поддержки экспорта, которые оказывают информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку экспортоориентированным субъектам МСП.

Как научиться создавать продукт для экспорта и торговать с зарубежными партнёрами?

Для создания экспортного продукта необходимо: 

– Провести маркетинговое исследование для выявления перспективных экспортных рынков. На платформе «Мой экспорт» в открытом доступе находится объективная и достоверная аналитика о спросе других стран на российские товары. Плюс важно самим изучить рынок.

– Убедиться в наличии достаточных производственных мощностей и квалифицированных кадров. 

– Узнать требования, предъявляемые к вашему продукту в других странах, международная сертификация – довольно затратный и долгий процесс.

– Создать сайт, переведённый на иностранный язык целевого покупателя.

– Обратить внимание на международные выставки и бизнес-миссии, это эффективный инструмент для продвижения продукции на зарубежных рынках.

На всех этих этапах поможет Центр поддержки экспорта Удмуртии.

Есть ли какие-то условия и критерии для того, чтобы компания могла стать участником ВЭД?

Предпринимателю необходимо провести анализ состояния компании и ответить на вопросы: 

  • Пользуется ли продукция устойчивым спросом? 
  • Есть ли подушка финансовой безопасности?
  • Кто будет заниматься в компании ВЭД? 
  • Конкурентоспособна ли продукция на том рынке, куда собираетесь экспортировать?

Рекомендации для компании, которая уже осуществляет экспортные поставки

Начинающим и опытным экспортёрам в Удмуртии помогает Центр поддержки экспорта Корпорации развития региона.

Благодаря господдержке компании сокращают затраты при выходе на новые рынки. Центр финансирует участие компаний в выставках и бизнес-миссиях, софинансирует затраты на оформление международной сертификации, создание сайта на иностранном языке, размещение на маркетплейсах. Также сотрудники Центра оказывают помощь предприятиям в поиске новых зарубежных партнёров, консультируют при составлении сложных экспортных договоров. 

Рекомендации для компании, которая только собирается выходить на экспортные направления

Первое, что нужно сделать, – обратиться в Центр поддержки экспорта Удмуртии. Сотрудники проведут для вас исследование иностранных рынков и подскажут, в какую страну лучше всего выйти именно с вашим продуктом. Далее для предприятия подберут потенциальных партнёров за рубежом и помогут сопроводить экспортный контракт «под ключ», то есть составят договор, расскажут о юридических нюансах, оформят документы для таможенных процедур. 

Советы тем, кто испытал проблемы при поставках на зарубежные рынки в результате санкций и других обстоятельств современного периода

Сейчас традиционные цепочки поставок рушатся, но при этом появляются новые возможности и ниши для экспорта. Усиливаются отношения с партнёрами из ЕАЭС и СНГ, выстраиваются новые каналы со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Здесь важно постоянно мониторить ситуацию, вовремя занимать освободившиеся ниши.

Обучающие мероприятия Центра сейчас переориентированы под новые реалии. Экспортёрам рассказывают, как адаптировать бизнес, как оценить риски, какие изменения вводятся в валютном регулировании. Для поиска партнёров на новых рынках в этом году пройдут бизнес-миссии и выставки в Узбекистане, Казахстане, Турции, Иране, Индонезии. 

Напомним: в связи с усложнившейся логистикой в Удмуртии в прошлом году ввели новую меру поддержки. Экспортёры могут сэкономить до 80% расходов на транспортировку товаров за рубеж. 

Цифры, факты, успешные кейсы экспортёров из Удмуртии

За 9 месяцев 2022 года наши компании продолжили экспорт в 82 страны мира. Экспортёры выстраивают новые каналы со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.  Например, в 2022 году с помощью Центра поддержки экспорта Глазовский завод «Металлист» заключил экспортный контракт с компанией из Ирана на поставку шахтных вентиляторов.  На маркетплейсе Alibaba компания «Ялога» нашла покупателей в Арабских Эмиратах: пищевые красители на 70 тыс. долларов отправились в ОАЭ. Компания «Стандарт» поставила свои каши и приправы в Туркменистан.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).