В марте традиционно отмечается День работников жилищно-коммунального хозяйства. В Удмуртии реализуется большое количество проектов модернизации ресурсоснабжающей инфраструктуры, запускается национальный проект «Инфраструктура для жизни», создаются объекты благоустройства городской среды. Об этом и ситуации в отрасли в целом поговорили с министром строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртии Михаилом Барановым.

– Михаил Николаевич, вы практически всю жизнь работаете в отрасли, но руководство всем региональным хозяйством – для вас новый вызов. Какие ключевые задачи поставил перед вами глава региона?

– Да, 16 лет я проработал на муниципальной службе в управлении строительства Воткинского района, из них 11 лет руководителем. Второе место работы – «Удмуртнефть», почти 13 лет в должности заместителя генерального директора по строительству. Должность министра – третье место работы за всю жизнь. Я прекрасно представляю, как устроены и финансовая схема, и организационная схема государственной службы. А опыт работы в производственной компании это прекрасно дополняет.

Главная задача от главы Удмуртии Александра Бречалова – наведение порядка и модернизация жилищно-коммунального хозяйства. Даже структура министерства под неё подстраивается: первый заместитель министра теперь отвечает именно за ЖКХ.

Мы действуем в двух направлениях. Это поддержание в работоспособном состоянии существующих объектов, сетей, коммуникаций. Их достаточно большое количество, порядка 900 объектов теплоснабжения, более 2000 объектов водоснабжения, более 500 объектов водоотведения.

Второе направление – приведение системы в нормативное состояние. Износ сетей сегодня далеко за 50%. С этого года беспрецедентно увеличатся вложения в поддержание сетей, порядка 1,5 млрд руб. направим на ремонт водозаборов, водопроводов, канализации, систем теплоснабжения, модернизацию котельных, очистных сооружений и так далее.

Параллельно ведётся полная инвентаризация сетей и объектов отрасли в муниципальных образованиях Удмуртии. Начали с проблемных. Первый город –Можга. Уже пересмотрены схемы теплоснабжения, инвентаризируем водоснабжение и водоотведение, определены дальнейшие действия. В марте заканчиваем по Можге и переходим в Балезинский район. Ситуация здесь достаточно непростая, нестабильная.

Работы продолжатся, задача за три года охватить республику и получить проработанную глубокую программу модернизации всех сетей.

Главный принцип – не только восстановить, но и в дальнейшем эффективно управлять, чтобы они всегда находились в нормативном состоянии. Мы видим, что на местах, особенно в отдалённых районах, отсутствуют компетентные специалисты по эксплуатации сооружений. В настоящее время просматривается тенденция к укрупнению ресурсоснабжающих организаций. К примеру, в республике может быть создано пять-шесть кустовых организаций по территориальному принципу – юг, центр, север и т.д. – в части управления и эксплуатации муниципальных сетей, при этом снижается количество неэффективных РСО.

– Что можно сказать, кроме самых проблемных Можги и Балезино, про другие города и районы Удмуртии?

– По другим городам в целом ситуация стабильная. В Ижевске организации, ведущие обслуживание тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, достаточно крупные и профессиональные, это «Ижводоканал», «Т Плюс» и так далее. То же самое можно сказать по Сарапулу, Воткинску, Глазову.

– Говоря про Ижевск, нельзя не вспомнить, что ситуация нормализовалась в первую очередь благодаря реализации концессии с «Т Плюс». Этот опыт и вообще опыт работы с концессиями в сфере ЖКХ вы рассматриваете для других городов и районов?

– Безусловно, концессия является прекрасным финансовым инструментом для привлечения средств в отрасль за счёт банков, лизинга. Вкупе с бюджетными средствами получается максимальный синергетический финансовый эффект. Концессия с «Т Плюс» показала себя, огромное количество магистральных сетей уже заменили и вышли на достаточно стабильную работу. Количество повреждений на сетях снизилось на 60%, срок входа в отопительный сезон составляет 10 дней, а ранее он занимал целый месяц. Будем транслировать этот опыт и в других муниципалитетах республики.

Отдельно хочется спросить про национальные проекты, которые будут реализовываться в вашей отрасли. Есть ощущение, что государство в приоритет ставит именно ЖКХ, которое «проседало» в последние годы.

– Новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» – для нас основной. В его рамках реализуются федеральные проекты, в первую очередь «Модернизация коммунальной инфраструктуры», он продолжается.

Порядка 750 млн  в 2025 году будет направлено в коммунальную инфраструктуру. 35 объектов запланировано к реконструкции, модернизации, капитальному ремонту. Средства из федерального бюджета составят около 400 млн руб., из республиканского бюджета чуть более 200 млн и внебюджетные источники 125 млн рублей.

Программа будет увеличиваться: в 2026 году сумма уже за 800 млн, на 2027-й – более миллиарда. Весь перечень объектов определён и расписан. В целом мы в отрасли ЖКХ в этом году планируем 3,9 млрд руб. вложений, беспрецедентный объём средств. Но цифры, чтобы привести в нормативное состояние всю систему в регионе, кратно выше.

Есть ли в регионе подрядчики, компании, которые в состоянии качественно и в срок обеспечить реализацию этих больших планов?

– Рынок ремонтно-строительных услуг в республике растёт незначительно. Его потенциал задействован, но сейчас мы наблюдаем некоторый спад жилищного строительства, и дополнительный ресурс не нужен. Часть компаний просто предложат свои услуги на инфраструктурных и коммунальных объектах. В принципе, сегодня при проведении закупочных процедур мы не испытываем больших трудностей с выбором подрядной организации. Есть участники, есть понятные в части своих компетенций компании. Тем более мы стараемся в любом случае быть конкурентными с точки зрения предложений по цене за оказываемые услуги со стороны строительно-ремонтных подразделений.

Единственная на сегодняшний день проблема – технологии водоотведения, потому что специалистов, которые умеют качественно строить очистные сооружения, недостаточно. Поэтому мы отказываемся от больших сложных объектов, с аэротенками и так далее. Есть современная технология выпуска блочных систем: можно покупать готовые очистные сооружения, которые делаются на заводе, и в конечном итоге наша задача только смонтировать, подключить и провести пусконаладку. И за этим, конечно, будущее в сфере водоотведения.

По этим технологиям в рамках программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры» сегодня мы строим очистные сооружения в деревне Шабердино  Завьяловского района и в селе Подгорное Киясовского района.

– Возможности инфраструктуры сегодня соответствуют потребностям республики в ресурсах?

– Объектов у нас достаточно, чтобы эффективно обеспечивать жителей водой, теплом, светом, водоотведением. Состояние этих объектов, естественно, не идеальное, поэтому мы и говорим про масштабный ремонт и реконструкцию. Там, где это будет нецелесообразным, будем строить новое.

Для экономики и бизнеса у нас тоже нет ограничений в развитии, достаточно большой задел имеется по электричеству, газу, никаких проблем по выдаче технических условий. Самое главное, чтобы это было учтено в перспективных схемах.

Кстати, подключение к сетям – регулируемый вид деятельности, это вопрос министерства, все подключения к сетям РСО проходят экспертизу и контроль по ценообразованию. Мы  внимательно следим, чтобы они не злоупотребляли своим положением.

К слову сказать, сейчас начинаем разработку новой перспективной схемы газоснабжения республики с целью выяснить потенциал на ближайшие 10–15 лет, где возникнут новые потребители. Это даст возможность ресурсоснабжающим организациям заблаговременно предусмотреть объёмы ресурсов, необходимых в будущем для потребления. Эту работу мы должны в течение двух лет сделать совместно с «Газпромом».

Та же ситуация с «Россетями». Отслеживаем появление новых промышленных объектов, кластеров. Это учитывается в рамках перспективной схемы электроснабжения республики.

– Отдельная тема газификации и догазификации. Как эти программы идут в Удмуртии?

– Уровень газификации жилого фонда в Удмуртии сегодня составляет 78,9%. И текущее состояние, и темпы развития у нас неплохие. В прошлом году мы построили порядка 475 км новых газовых сетей, как межпоселковых, так и внутрипоселковых. Подключены к газоснабжению более 17 тыс. домовладений, это значительно больше первоначальных планов.

План на 2025−2030 годы тоже амбициозный: более 870 км сетей должно быть построено, из них 150 км – по программе догазификации. Напомню, что в рамках догазификации по поручению президента России Владимира Путина газ бесплатно подводится до границ участка.

До 2030 года газ придёт в 103 населённых пункта, 209 населённых пунктов будут включены в программу догазификации, для 11 тыс. домовладений появится техническая возможность получить газ. У нас налажено плодотворное взаимодействие с подразделениями «Газпрома» в республике. Работа будет продолжена.

Ещё одно направление, о котором хотелось бы поговорить, – это благоустройство, развитие городской среды. Очень много изменений к лучшему, основной толчок дали, наверное, опять же нацпроекты. Что удалось сделать, какие самые знаковые объекты назовёте?

– Безусловно, ключевая здесь федеральная программа «Формирование комфортной городской среды», которая действовала с 2017 по 2024 год. За этот период у нас обустроено 1663 объекта, в том числе 986 дворов и 677 общественных пространств.

Это была одна из насущных проблем: где погулять, куда пойти подышать воздухом, на велосипеде прокататься. Результаты впечатляющие, и их ощутили многие жители республики на примере своих дворов, скверов, новых парков.

В 2025 году работа по формированию комфортной городской среды будет вестись в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Планируем благоустроить 108 территорий в Удмуртии, в том числе 32 двора и 76 общественных пространств.

Все они определены, в том числе, народным голосованием, например, в Ижевске –«Ёлки-парк», в Воткинске – Богатырёвский парк. Ведутся конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций, финансирование обеспечено в полном объёме. 

Есть ещё проект «Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды», где мы также являемся активными участниками. Девять проектов уже реализовано, в том числе в 2024 году в Камбарке «Копани – горсад». В прошлом году в конкурсе участвовало три проекта республики – от Сарапула, Воткинска и Глазова, и все они победили. Сумма достаточно приличная: 300 млн рублей. Сейчас заканчивается разработка проектной документации, пройдёт экспертиза. Планируем, что не позже мая мы приступим к их реализации.

– Растёт ли уровень проектов, как меняется запрос людей на создание таких пространств, достигаем ли цели действительно качественного изменения среды?

– Именно исходя из такого подхода при запуске программы ФКГС в республике был создан Центр территориального развития. Центр изучает общественное мнение, проводит опросы и встречи с жителями, чтобы в будущем наполнение этих пространств было максимально востребовано у людей. При этом профессиональные дизайнеры и архитекторы ЦТР со своим опытом, знанием современных тенденций, материалов прорабатывают концепции для будущих территорий, чтобы пространство соответствовало архитектурным нормам и требованиям.

Работу считаю эффективной, подтверждением этому – регулярные победы в конкурсах благоустройства проектов из Удмуртии, сопровождение которых ведёт именно команда Центра.

– Подрядчики за эти годы подводили? Соответствует ли уровень наших строителей масштабам проекта?

– К сожалению, случается, что подводят. Эта тенденция искореняется, но медленно. Почему-то считается у подрядчиков правилом хорошего тона, что если они столкнулись с  трудностью, то это становится для них оправдательным аргументом. Мы считаем всех участников рынка профессионалами, они должны сами оценивать риски, когда заходят в конкурсы. Мы готовы рассчитываться день в день, выполнять свои обязательства как заказчики на 100%. Ждём взаимной ответственности от участников рынка.

Справедливости ради скажу, что есть и подрядчики, которые «выросли», увеличили свой профессиональный уровень, в том числе работая на объектах программы ФКГС.

– Многие из них реализуются в Ижевске. Можно коротко рассказать, как идут дела?

– В большей степени Минстрой погружён в проект реконструкции набережной Ижевского пруда. Объект важный для всей республики, визитная карточка столицы, плюс достаточно сложный технически. Кстати, абсолютно адекватно и профессионально проявляет себя подрядчик, быстро реагирует на изменения. Здесь мы столкнулись с трудностями по прокладке подземных коммуникаций из-за высокого уровня грунтовых вод, практически течений, которые собираются со всех прилегающих склонов. Тем не менее мы нашли технические решения, чтобы качественно продолжить работы на объекте.

Без внимания не остаются и объект-победитель народного голосования «Ёлки-парк», и проект реконструкции улицы Удмуртской. Здесь главные ответственные – городские службы. Если необходимо будет подключиться в каких-то вопросах, конечно, министерство это сделает.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).