Как подобрать профессионально подготовленный образовательный курс? Какими качествами обладает хороший педагог? Какие тренды и подводные камни существуют в образовательной среде? Обо всём этом «Деловой Репутации» рассказала федеральный эксперт в области образования Мария Миркес, кандидат философских наук, директор школы развития «НооГен».
– Мария Моисеевна, какие образовательные тренды вы наблюдаете сегодня?
– Первый заметный тренд – это обучение короткими модулями. Поскольку мир очень быстро развивается и меняется, длительные учебные программы сегодня выглядят странно. Наглядная история произошла в начале 2000-х годов, когда ребята из Воронежа поступали на программу бакалавриата по специальности «оператор пейджинговой связи». Как видите, сейчас о пейджерах мы только вспоминаем.
Нормально проучиться полгода, посмотреть на мир, поработать, понять, каких знаний не хватает для более успешной работы, и пройти повышение квалификации. Эту тенденцию мы видим очень часто. Например, курсы для IT-специалистов могут длиться три месяца или полгода.
Второй тренд в образовании – вариативность. Не надо всему учиться в одном месте. Менять школы, курсы, преподавателей – нормально. Тем более дети растут абсолютно разными. Кому-то комфортно в уютных камерных образовательных клубах, кому-то – в более открытых учреждениях. И для всестороннего образования любых детей мы должны создавать разные ситуации.
Идеально, когда образование построено на сочетании онлайна и оффлайна – это ещё один тренд. Онлайн-формат позволяет гораздо быстрее получить самую актуальную информацию. Россия – большая страна, и многие передовые эксперты не смогут приехать в отдалённые её уголки. Значит, до них нужно дотягиваться с помощью Интернета.
– В Интернете сегодня действительно много образовательных программ как от экспертов в своей сфере, так и от людей, которые не имеют должной квалификации. Как отличить качественный курс от некачественного?
– Принципиально важно, чтобы преподаватели входили в какое-либо профессиональное сообщество. Например, я вхожу в сообщество альтернативного образования «Большой поток». Это значит, что иногда я рассказываю другим экспертам о своей практике, демонстрирую её. И если я сделаю свою работу некачественно, то меня поправят.
Иногда гарантом такого контроля становится государственная лицензия, но не у всех частных образовательных учреждений она есть. Поэтому я предлагаю выбирать того педагога и ту площадку, которые регулярно проводят супервизию – онлайн или очно. Я работаю с одной из школ в Москве – там стоят камеры во всех кабинетах, и мы вместе с администрацией и педагогами школы раз в месяц просматриваем случайные занятия, обсуждаем их. При такой модели преподаватели выкладываются на всех занятиях, поскольку на них влияет сам факт внешнего контроля.
Также качественные образовательные площадки не боятся открытости. Если преподаватели настаивают на том, чтобы на уроке присутствовал только ученик, у себя на сайтах показывают постановочные фотографии, где все улыбаются, а также демонстрируют результаты работы, принципиально умалчивая о процессе их создания, то стоит усомниться в качестве курса и образовательного учреждения. А вот факт того, что вас могут пустить на урок, организовать интерактивы между родителями и детьми, если это детские курсы, или между новичками и опытными учениками – это повод для доверия.
– Какие моменты, кроме прохождения супервизии, отличают действительно хорошего преподавателя?
– Хороший педагог берёт на себя ответственность за результат процесса образования пополам с учеником и не рассматривает каждую его ошибку как фатальный провал. Нужно понимать, что несделанная сегодня домашняя работа – не катастрофа. За время обучения в школе человек проживает 20 личностных психологических кризисов, и некоторые их периоды несовместимы с усвоением материала. Бывают абсолютно неадекватные по содержанию ситуации, когда у подростка бушуют гормоны, а ему в это время нужно слушать, как сокращать математические формулы. Ученики отвлекаются, учитель видит, что дети «не здесь», начинает их ставить на место. А правильный преподаватель терпелив и готов дать человеку время для того, чтобы он мысленно вернулся обратно. Поэтому важно, чтобы педагог обладал терпением и понимал, что определённые ямы в процессе обучения – это нормально. Ученик сможет из них выбраться – один или с помощью преподавателя.
– Разве при таком подходе не потеряются часы, отведённые на усвоение учебной программы?
– В моменте, да, материал может потеряться. Но это не критично. В Красноярске, откуда я родом, зимой часто бывают морозные дни и карантины. И до того, как появилось онлайн-образование, школы в среднем не работали зимой по три недели. Но, несмотря на большое количество «выпавших» часов, никакой корреляции между пропусками и качеством образования не обнаружено. Потому что человеку не нужно монотонно заниматься математикой с 10:00 до 10:45 для того, чтобы выучить предмет. Люди устроены не так. У всех бывают провалы, которые навёрстываются достаточно быстро. Во многих школах делают более длительные уроки с поправкой на такие моменты.
Или, например, дети быстро учат десятки новых иностранных слов, если на следующий день у них запланирован диалог с носителем языка – им не хочется «упасть лицом в грязь». А ждать, что подросток будет учить по пять слов на английском каждый день, – очень опрометчиво.
– При всём разнообразии детских характеров, о котором вы сказали ранее, как правильно сегодня выбирать образовательное учреждение для ребёнка?
– Есть дети, так скажем, академического склада ума – они готовы к монотонному изучению предметов и решению логарифмов по 45 минут в день. Таким детям комфортно учиться в муниципальных школах и воспринимать результаты ЕГЭ и ОГЭ в качестве показателя уровня их знаний. Но сегодня больше половины детей не вписываются в этот академический тип. Им нравится что-то изобретать, творить. Это будущие архитекторы, парикмахеры, писатели. Таким детям отбор по ЕГЭ не подходит, для них данный экзамен – невероятно абстрактное явление, не имеющее никакого отношения к реальной жизни.
Поэтому образовательное учреждение надо подбирать индивидуально для каждого ребёнка. Например, для детей не самого «ЕГЭшного» склада ума лучше выбирать организацию, исходя из того, как много выбора у ребёнка появляется в процессе обучения. Как правило, в большинстве школ установлено строгое расписание: русский, математика, английский, и далее по списку – вариативность отсутствует. Но есть места, где, например, на последнем уроке перемешивается параллель, все идут в парк, и каждый выбирает, чем он хочет заняться: сажать растения, писать стихи, рисовать. Кстати, в образовательном стандарте такие часы заложены. Но администрациям многих школ проще написать расписание, где выбор не предусмотрен. Мы настаиваем на том, чтобы у детей была возможность выбирать, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Это формирует жизненный стержень и субъектность.
– Какие ещё проблемы, кроме отсутствия выбора, в образовании существуют сегодня?
– Основная проблема образования сегодня заключается в том, что ключевые действующие лица – родители и педагоги – ориентированы на успех именно в настоящее время: нужно, чтобы именно сегодня у ребёнка было сделано домашнее задание, именно сейчас он должен пойти в школу подготовленным. Но мало кто задумывается о том, что именно мы можем сделать, чтобы он начал делать задания без контроля, и как сделать так, чтобы позже, уже на работе, стал ответственным и ценным сотрудником.
Школьные учителя и представители частного образования, прогибаясь под запрос «здесь и сейчас», эту тенденцию держат. Когда мы включаем в цепочку образования репетиторов, то да, прямо сегодня ребёнок получает пятёрку. Но в этот момент мы транслируем ему, что можно вообще не «пахать» и за счёт денег родителей нанять того, кто решит все проблемы. Хороший подход, на мой взгляд, устроен так: учитель разъясняет информацию и даёт ребёнку задание для того, чтобы появился опыт личной встречи с предметом, принципиально один на один. Надо, чтобы ребёнок один посидел, подумал, сделал что-то неправильно и снова обратился к учителю для подробного разбора.
Ещё одна проблема – миф о том, что хороший родитель должен своего ребёнка обучить всему и записать на всевозможные кружки и лекции. Ребёнка действительно нужно развивать всесторонне – и интеллектуально, и физически. Но хотя бы один день в неделю у него должен быть свободен для того, чтобы он мог посидеть, подумать о своём, пообщаться с друзьями, понять, чего хочет. При этом есть другая, тоже плохая крайность – позволять ребёнку бросать любые дисциплины, которые ему не понравились или надоели. Такой подход очень вреден, поскольку человек начинает думать, что можно начать дело, при первых же трудностях его бросить, и ничего за это не будет. Будет. Уже во взрослой жизни это помешает добиваться своих целей.
Интервью состоялось в рамках презентации образовательного клуба «ЛичностиОтличности» от компании-девелопера UDS. Именно у Марии Миркес руководящий состав клуба прошёл обучение на курсе «Специалитет в частном образовании».