«У каждого должен быть свой Эверест» — это же умный человек сказал, сидя на красивом холме и определённо читавший Хэмингуэя — тот говорил то же самое, только про Париж. У Парижа с Эверестом много общего: каждый альпинист, покоривший самую высокую вершину планеты, подтвердит, что Эверест, как хэмингуэевский Париж, «праздник, который всегда с тобой». Людмила Коробешко, первая россиянка, покорившая семь высочайших вершин мира, на Эверест поднималась трижды. В начале марта легендарная альпинистка и исполнительный директор «Клуба 7 вершин» посетила с рабочим визитом родниковый край и поделилась с читателями «Деловой Репутации» историей своего успеха.

На горе и в радости

— Трудно не думать о горах, когда каждый день любуешься из окна Эльбрусом – я родилась и выросла в Пятигорске и привыкла к тому, что горы являются неотъемлемой  частью пейзажа. Но в первую очередь своим увлечением горами я обязана маме – по выходным она брала нас с братом в походы, прививала любовь к природе. Часто вспоминала, как сама ходила в горы. Рассказывала с таким увлечениям, в подробностях, что я была уверена, что у неё за плечами огромный альпинистский опыт. Только потом уже я узнала, что мама однажды попала по профсоюзной путёвке в альплагерь – там участники проходили начальную подготовку на значок «Альпинист СССР». Маршруты были простые, но за три недели впечатлений у неё накопилось столько, что хватило на всю жизнь.

В школе занималась всем понемножку — баскетболом, плаванием. Дольше всего бальными танцами, как ни странно это сейчас звучит. Потом записалась в школьную секцию  туризма и спортивного ориентирования — ходить в походы мне нравилось значительно больше, чем растягиваться у станка. Вокруг много гор-лакколитов – Машук, Змеиная, Верблюд, Бык. Они невысокие, самая большая Бештау, главная её вершина чуть выше 1400 метров, но очень красивые. Меня тогда больше привлекала не высота гор, не сложность маршрутов, а сама атмосфера – общение, песни под гитару у костра. Потом записалась в секцию при пятигорском Институте Иностранных языков — теперь это Лингвистический университет. На дворе девяностые, всё разваливалось, никакого финансирования не было, зато с преподавателем повезло. Руководителем нашей туристической секции был  Александр Викторович  Гребенюк. Замечательный человек, преданный своему делу — он вёл секцию, по сути, на голом энтузиазме. Вокруг было много нездоровых, соблазнов, а он делал всё возможное, чтобы оградить нас от всего этого, направлял нас в правильное русло. Мы ходили в походы, занимались своим любимым делом. Тогда я окончательно «заболела» альпинизмом.

Окончание института летом 96-го отметили красиво – восхождением на Эльбрус. В нашей группе было три девчонки, тренер шёл с нами. С погодой не слишком повезло, но мы своего добились. Остались фотографии на память – мы там в марлевых  масках, сами их шили.

Александр и Людмила

Всё, что имеет отношение к «Семи вершинам», случилось уже после переезда из Пятигорска в Москву, когда я случайно – правда, есть мнение, что случайностей не бывает —  познакомилась с будущим мужем Александром Абрамовым. Абрамов тоже Александр Викторович – с Гребенюком они полные тёзки. Я работала переводчиком в журнале Moscow out, а в свободное время мы с подругами ходили на тренировки – добрые люди посоветовали зал для скалолазания в Сокольниках.

Так получилось, что мы перепутали расписание и пришли как раз в тот день, когда там тренировался Саша. К тому моменту его имя уже было на слуху, он занимался интересными проектами. В частности, руководил  альпинистской частью восхождения на восточную вершину Эльбруса на автомобиле «Land Rover».  Правда, я ничего об этом не знала и про Александра ничего не слышала. Сработала старая поговорка: «Для мужчины альпинизм – это школа мужества, а для женщин – замужества».

Секрет от жены

Вскоре мы вместе организовали «Клуб 7 вершин» — это туристическая фирма, но мы занимаемся исключительно восхождениями. Изначально это была Сашина идея — в 2003 году была организована первая коммерческая экспедиция на Эверест. Двадцать лет назад это казалось чем-то из области фантастики. У меня тоже, честно говоря, были сомнения. «Неужели ты думаешь, что кто-то согласится заплатить деньги, чтобы подняться на вершину?».

С альпинистской точки зрения все восхождения на главные вершины планеты не очень сложные, но вокруг них закручивается целый калейдоскоп интересных событий: ты видишь много стран, иные культуры, другую природу. Это своеобразная кругосветка, большое путешествие. Иногда именно из-за возможности увидеть весь мир, люди приходят в «Клуб 7 вершин» и параллельно восходят на горы. Плюс новые знакомства, хорошая компания – все знают, что среди альпинистов плохих людей не бывает.

Первой моей заграничной поездкой стала экспедиция на Килиманджаро — я поехала в качестве гида. Мы четыре дня провели в сафари — природа там, в Африке, потрясающая, конечно. Но самое главное богатство – люди, очень дружелюбные, они так рады нам были! От этой поездки осталось много хороших и просто забавных воспоминаний.

Один участник отправился на «чёрный континент», никому из родных ничего не сказав. Побывать на Килиманджаро в составе альпинистской экспедиции было его мечтой, он экономил на всём, откладывая деньги в кубышку. «Жена и тёща не поймут, если узнают, сколько денег я потратил на эту «дурацкую» с их точки зрения поездку», — говорил он.

Альпинизм очень хорошо моделирует бизнес. Есть гора — это цель, и ты идёшь к этой цели. Людям, которые чего-то добились в бизнесе, не хватает определённых целей – и они начинают искать их в активном образе жизни. Бегают марафоны или восходят на горные вершины. Самые амбициозные приходят к нам: «Я хочу взойти на Эверест». Успешное восхождение повышает самооценку, особенно если это Эверест.

Есть, правда, нюанс. Когда в экспедиционной группе сплошь руководители, которые не очень привыкли подчиняться, руководить ею совсем непросто. Выручает то, что по одной из специальностей  я психолог. Плюс авторитет, наработанный годами. Когда группа слушается – это уже половина успеха, как показывает практика.

Любовь через боль

Все горы по-своему хороши, но самая, пожалуй, любимая — высочайшая гора Северной Америки Мак-Кинли (её называют ещё пик Денали). Денали – гора с характером, меня она долго не пускала и многому научила. Тут нет местных носильщиков, портеров, помощников — самим приходится грузы таскать. Постоянно в снегу, идти приходится на лыжах или снегоступах, верёвками надо уметь пользоваться. Первая попытка покорить вершину Денали едва не закончилась для меня трагически.  Организм не справился с нагрузкой и нехваткой кислорода, недалеко от пика случился отёк мозга — товарищи спасли. У нас восхождение, я попыталась идти, потом поняла, что не могу, вернулась и легла в палатку, Ребята без меня сходили на вершину, вернулись – я сплю. Хорошо, что нашёлся человек, который решил проверить – вдруг что-то случилось. Несколько часов я пролежала без сознания. Вытащили чудом — повезло, можно сказать.  Помогли местные рейнджеры, которые случайно оказались в этом лагере на высоте 5200,  потом совершенно случайно у них оказался с собой искусственный кислород. Дали подышать, привели в чувство, потом меня потихоньку спустили на километр, где был лазарет, отлежалась ещё пару дней под кислородом и окончательно пришла в себя. Ребята из группы подождали меня, потом спустились вместе. Почему случился этот сбой в организме, мне до сих пор непонятно – ни до, ни после ничего похожего не случалось. Кто-то удивится, но именно к Мак-Кинли родилась крепкая любовь и уважение. Горы —  почти как люди. Встречаешь ту самую, «единственную», и без неё уже тяжело, скучать начинаешь.

«Эверест или развод»

Муж несколько лет уговаривал меня пойти на Эверест. Мне это даже насмешкой казалось: «Саш, ну как ты себе это представляешь?» Наконец, сдалась – он человек упорный, если что-то решил – своего добьётся.

На вершину Эвереста я поднималась трижды. Первая в 2006-м закончилась неудачей. В той экспедиции погибли два человека, третий – австралиец Линкольн Холл – провёл ночь на высоте 8700 метров без кислорода и непостижимым образом остался в живых – потом он написал книгу «Чудо на Эвересте». Существует старое советское альпинистское правило: «Если что-то случилось – экспедиция сворачивается». Следуя этому правилу, Саша Абрамов, руководивший экспедицией, отменил все планы, кроме спасательных.

После той трагической экспедиции у Александра была мысль забросить коммерческий альпинизм. Это был тяжёлый период — пришлось многое обдумать, переосмыслить. Но выбор был сделан. Через год мы с Сашей снова отправились на Эверест – и вместе стояли на вершине. Так получилось, что я поднялась дважды. Сначала пришла на верхушку со своим помощником – шерпой (шерпы — жители Непала, гиды, носильщики во время экспедиций, — Прим. Ред.).  Знаете, какая была первая мысль? «Нужно спускаться». Разные мысли лезли в голову – а вдруг кислорода не хватит или что-то другое случится.  Свежа в памяти была прошлогодняя трагедия.

Только шерпа никуда не торопился, к восхождению он подготовился основательно. Разложил молельные флажки, фотографии родных, пришлось ждать, пока он все обряды исполнит – у буддистов так принято. Где-то через час стали спускаться обратно – встречаю Сашу. «Пошли обратно наверх, надо вместе сфотографироваться», — говорит он мне.  Я поначалу отказывалась, но с ним спорить бесполезно. «Пошли, иначе разведусь». Пришлось идти.

Я потом не планировала возвращаться на Эверест, но в 2012 году сделала это снова в рамках проекта «Семь вершин за 300 дней», когда удалось установить мировой рекорд скорости. Абрамов всячески поддерживал меня: «Люда, давай, я в тебя верю! Ты сможешь!» Штурмовала вершины с Иваном Трофимовичем Душариным, которого я считаю ещё одним своим учителем – это альпинист старой ещё советской закалки и совершенно уникальный человек, настоящий человечище с богатейшим опытом. Потом было и третье восхождение. В конце 2014 года к нам в клуб пришел Валдис Пельш – он собирался снять документальный фильм о восхождении на Эверест. И он его снял, кто не видел – посмотрите, «Ген высоты» называется». На мой взгляд, хороший фильм про альпинистов получился, нескучный. Саша ко мне обратился: «Люд, я один не справлюсь, будешь мне помогать женщинами руководить». Покорять Эверест собралась рекордная по численности женская команда, человек десять, наверное. Абрамов переживал больше обычного, как всё получится, но всё сложилось хорошо — почти все тогда поднялись.

Вообще это уже тенденция — с каждым годом женщин в экспедициях, в том числе в сложных, становится больше. Хотя с мужчинами работать проще – это я говорю как опытный гид. Они менее привередливы в мелочах, хотя, конечно, исключения встречаются.

Здесь, мам, не равнина

В среднем у меня получается 3-5 поездок в год в качестве гида, но хочется  попутешествовать и для себя. Иногда получается собраться всей семьёй – втроём с сыном. Редкий случай, на самом деле – то у меня экспедиция, то у Александра. И вместо того, чтобы загорать на пляже и отдыхать, мы идём в горы.  Максим альпинизмом  так и не заразился, хотя он достаточно вынослив физически и может сходить «за компанию» по несложному маршруту на высоту четыре-пять тысяч.

Если для людей, которые приходят к нам в клуб записаться в экспедицию, горы – это цель, то для нас с мужем это нечто другое. Абрамов говорит, что Москва для него как дача, а горы – его дом. И я его понимаю.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).