Согласно данным ОПЕК, Россия является мировым лидером по количеству запасов природного газа и занимает второе место в мире по объёму его добычи. В 2021 году страна обеспечивала до 40% потребляемого в Европе газа. Сегодня этот показатель снизился. Одним из основных направлений увеличения потребления природного газа внутри страны осталась отрасль газомоторного топлива. Эксперты рассказали о состоянии данной сферы в Удмуртии и России.
Виктор Лашкарев, министр промышленности и торговли Удмуртской Республики:
– В Удмуртии используются порядка 1500 единиц транспортных средств, работающих на компримированном природном газе. Поставленная правительством цель – увеличить их количество к 2025 году до 2500. На сегодняшний день в Удмуртии работают 15 АГНКС. До 2025 года планируется увеличение их количества до 23 объектов.
Для развития этой сферы действуют меры поддержки. В 2019 году Удмуртская Республика в числе 27 регионов России была включена в федеральную программу развития рынка газомоторного топлива. В рамках её основной части и подпрограмм в Удмуртии реализуются мероприятия, направленные на стимулирование использования газомоторного топлива, включая строительство газозаправочной инфраструктуры и перевод транспортных средств на данный вид топлива. На реализацию программы в 2024 году предусмотрено 54,1 млн рублей. Финансирование направлено на возмещение недополученных доходов, возникающих у сервисных центров в связи с предоставлением скидки владельцам транспортных средств на данные услуги, а также на компенсацию затрат, понесённых инвестором при реализации инвестиционного проекта по строительству АГНКС.
Совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований осуществляется работа по подбору земельных участков и их приведению в соответствие требованиям под строительство АГНКС. Данные участки предлагаются потенциальным инвесторам, готовым построить АГНКС.
В том числе благодаря мероприятиям, направленным на развитие газозаправочной инфраструктуры, уровень использования метана в качестве моторного топлива увеличивается – в среднем на 20–21% ежегодно. Но, несмотря на стабильный рост потребления газа, газомоторное топливо всё ещё не может конкурировать с другими видами, причины – отсутствие развитой сети АГНКС, газопроводов на отдалённых территориях, переоборудование автомобиля приводит к увеличению его массы, уменьшению размера багажного отделения, трудностям запуска двигателя в зимний период.
Владимир Антропов, технический тренер Автоцентра «ГАЗ» (Ижевск):
– Газовое топливо используется достаточно широко как для коммерческих перевозок, так и в сфере личного транспорта. Мы видим, что это направление развивается: спросом пользуются не только авто, оснащённые газовым или газобензиновым двигателем на заводе, но и услуги по установке газовых двухтопливных двигателей на автомобили, ранее работающие на бензине или дизельном топливе.
Основная причина, по которой автомобилисты переходят на ГМТ, заключается в его цене – заправка авто газом позволяет сократить соответствующую статью расходов почти в два раза. Кроме того, автомобиль, работающий на нескольких видах топлива, становится универсальнее, что позволяет избежать простоя. Однако возможность установки ГБО актуальна не для всех автомобилей. По своей специализации мы знаем, что в автомобилях «ГАЗ» она заложена конструкцией авто, остальные случаи нужно рассматривать в индивидуальном порядке.
Кроме того, при переустановке двигателя нужно обратить внимание на установку соответствующего программного обеспечения: неграмотно установленное или неоригинальное ПО может привести к проблемам в эксплуатации и необходимости дорогостоящего ремонта. Но если вовремя проводить техническое обслуживание авто на ГБО при соблюдении всех регламентов, машина становится надёжным инструментом решения задач в бизнесе и повседневной жизни.
Руслан Гиниятов, исполнительный директор АО «ИПОПАТ»:
– Эксплуатация автобусов на газомоторном топливе – это экологично, так как снижается выброс вредных веществ в атмосферу, и практично, поскольку цена на газ существенно ниже, чем на другие виды топлива. Мерами поддержки в этой сфере компания сейчас не пользуется. В перспективе мы стремимся увеличить количество транспорта на газомоторном топливе и рассчитываем принять участие в госпрограмме для приобретения ещё 50 единиц транспортных средств, работающих на данном типе топлива.
Павел Марышев, директор по развитию инжиниринговой компании ООО «Энергия Плюс» (Москва):
– Развитие рынка газомоторного топлива охватывает три направления: общественный транспорт, промышленную технику и автомобили массового производства. Первый сегмент находится в фазе динамичного роста за счёт подкреплённого бюджетными возможностями устойчивого спроса в ряде регионов (Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ростовская и Нижегородская области, Краснодарский край и Республика Башкортостан): ГМТ для автобусного парка – вернейший способ оптимизировать топливные издержки.
Второй сегмент – промышленная техника и коммерческий транспорт – развивается «нехотя». Сказывается, во-первых, недостаточно широкая линейка продукции, производимой отечественным автопромом; во-вторых, отсутствие коммерчески привлекательных лизинговых программ, «заточенных» конкретно под газификацию промышленного автопарка; в-третьих, отсутствие устоявшихся логистических цепочек и, как следствие, необходимость создания коммерческими абонентами собственной инфраструктуры для хранения газомоторного топлива. Тем не менее перевод коммерческого автопарка остаётся экономически целесообразным, несмотря на ряд параметров, требующих значительной доработки.
Третий сегмент – частные автомобили – является объектом наиболее пристального внимания со стороны регулятора. А именно, льготная ставка транспортного налога, субсидирование перевода авто на ГМТ, скидки на топливо и прочие «маркетинговые» активности в совокупности с галопирующими темпами роста цены на бензин и дизельное топливо уже в ближайшие годы должны привести к скачкообразному росту рынка газомоторного транспорта.
Ильяс Салахутдинов, директор ООО «ДизельТехЦентр», ООО «ФРЦ СЕРВИС ЯМЗ18»:
– Вопреки распространённому мифу о том, что газ «убивает» двигатель, транспорт на газу надёжен, универсален и экономичен. Мы часто обслуживаем такие автомобили и можем с полной уверенностью сказать, что при своевременном и грамотном техническом обслуживании любая машина будет исправно и долго работать. Более того, использование газомоторного топлива выгодно при большом годовом пробеге автомобиля – оно востребовано среди логистических компаний, грузоперевозчиков, владельцев коммерческих автопарков и людей, часто совершающих поездки на дальние расстояния. Использование, например, метана позволяет сократить расходы на топливо примерно в два раза. Однако если газовый двигатель не установлен на транспорт заводом, переоборудование авто требует крупных единовременных затрат (которые окупаются, как правило, за два года). Поэтому, если транспорт эксплуатируется редко или на небольших расстояниях, дизельное топливо станет более выгодным вариантом, чем газомоторное. Также при использовании газового топлива в поездках по России нужно учитывать расположение заправок – если на крупных трассах и магистралях АГЗС встретить можно, то в удалённых от основных дорог районах таких заправок сейчас почти нет.