Когда импортозамещение снова стало лейтмотивом экономической повестки страны, самое время посмотреть на тот опыт, который от нас на расстоянии вытянутой руки. Удмуртское предприятие «Локомотив» последние три года на слуху даже у тех, кто не интересуется такими вещами, и ему есть что показать.

Это пример успешного, современного, экологичного бизнеса. Около 80% производства локализовано в Удмуртии. Оборот за прошлый год составил 700 млн рублей. Представлен на маркетплейсах. Поставляет продукцию, в том числе, для Минпромторга, Минздрава РФ, Министерства внутренних дел РФ. Занимается переработкой вторсырья и внедряет собственные разработки. Сегодня после ребрендинга LokoplanetGroup объединяет в себе четыре направления: «Локомед», «Локопласт», «Локохим», «Локомотив».

На старте

Начиналось всё с ООО «Локомотив» в 2010 году под эгидой Всероссийского общества слепых. С тех пор и команда, и объём наименований продукции значительно разрослись. Но главное осталось неизменным – люди с ограниченными возможностями здесь трудятся по-прежнему и чувствуют себя важной частью общества. Всего на предприятии занято более 200 человек с инвалидностью II и III группы, причём некоторые из них ездят из районов – специальный автобус отвозит их каждый день на работу и домой. При этом они, в том, числе занимают руководящие должности и модернизируют производство.

Как известно, кризис – время возможностей. Ключевым фактором развития в сложных экономических и социальных условиях становится умение быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. В начале пандемии «Локомотив», производивший расходные материалы для медицинской отрасли, смог при поддержке правительства Удмуртии оперативно наладить выпуск медицинских масок. До этого маски в Россию в основном поставляли из Китая, и их острую нехватку в тот момент помнит каждый. На то, чтобы начать делать собственные маски, ушло около двух недель.

На службе здравоохранения

Предприятие «Локомотив» сумело в короткие сроки наладить мощное производство крайне востребованной в пандемию продукции. Маски поступали в государственные аптеки Удмуртии, а также в учреждения здравоохранения, транспортные компании, МФЦ, социальные учреждения. «Локомотив» стал одним из передовых предприятий в России по одному из самых актуальных товаров в ситуации 2020 года. 

Вскоре ассортимент продукции значительно расширился. Было закуплено оборудование для раскройки, швейные машины. Появилось ещё одно направление – производство стильной и удобной медицинской одежды «ЛокомедUniform», которая также представлена и успешно продаётся, в частности, на маркетплейсах – «Озон» и Wildberries.

В 2021 году объём производства масок вырос уже до 500 тыс. штук в сутки и составлял 7–8% в России. Оборот по медизделиям в минувшем году достиг 700 млн руб., и уже не на фоне пандемии, а в результате постоянной планомерной работы с заказчиками – аптечными сетями и больницами.

Сейчас бренд «Локомед» производит медицинскую одежду, средства индивидуальной защиты: бахилы, одноразовые и многоразовые комбинезоны, комплекты инфекциониста, перчатки, защитные очки и экраны.

Экологичное будущее

В 2017 году было закуплено новое оборудование для производства из вторсырья и тогда же был создан стартап «Локопласт». Сейчас на предприятии уже три экструдера, и они работают в две смены. Из ПЭТ-бутылок производят штакетник, различную упаковку, плёнку. В месяц предприятие перерабатывает 150 тонн мусора со всей республики, сотрудничает с экологами и участвует в организации раздельного сбора бытовых отходов.

Удмуртская компания первой в России освоила замкнутый цикл 100%-ной переработки ПЭТ-сырья.

И продукция «Локопласт» тоже уникальная. Например, в России больше никто не выпускает строительные листы из переработанного пластика. А их уже оценили застройщики, которые всё чаще используют недорогую продукцию «Локопласт» вместо профнастила для ограждения строительных площадок. Эти листы продаются по всей России и в странах СНГ.

Также производится экологичный и доступный по цене штакетник, теплицы, пищевая тара, строительные материалы. При этом по техническим характеристикам ПЭТ-продукция схожа с поликарбонатными материалами, но ПЭТ – прочнее и на 40% дешевле.

Профилированные ПЭТ-листы незаменимы для дачников, поэтому они пользуются постоянным спросом. Тем более что его структура и натуральный цвет не меняются под воздействием ультрафиолета и воды.

Есть в линейке предприятия и продукция для дома. Не так давно оно начало выпуск декоративных экопанелей для отделки квартир, домов и других помещений, которые дешевле, чем, например, китайские аналоги.

Ещё из экотрендов – упаковка из переработанного материала. В «Локопласт» научились осветлять пластик и делают прозрачную тару любых размеров. А после использования упаковку можно снова отправить на переработку.

«Большую часть продукции LokoplanetGroup можно отнести к импортозамещающей. К тому же она дешевле – и местами значительно – зарубежных аналогов, – говорит руководитель предприятия Виктор Дьяков. – Например, защитные очки, изготовленные, кстати, совместно с врачами, стоят всего 120 руб., тогда как иностранные аналоги могут обойтись более чем в 3000 рублей».

Помимо всего вышеперечисленного компания также начала выпуск дезинфицирующих средств и бытовой химии. Это пока самое молодое, но не менее перспективное направление деятельности компании. Эта продукция производится под брендом «Локохим».

Это только часть примеров успешного освоения различных ниш, а впереди у предприятия ещё множество планов, в том числе и по производству оборудования для переработки вторсырья, открытия новых производственных направлений.

Всё это становится реальностью благодаря установившемуся конструктивному взаимодействию с руководством Удмуртии, поддержке профильного министерства промышленности и торговли, а также городской администрации Ижевска и родного для «Локомотива» Ленинского района.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).