Утверждённый на 2024 год федеральный бюджет, который уже многие назвали бюджетом развития, нацелен на технологический рост, укрепление обороноспособности страны, поддержку социального блока. Финдокумент построен на оптимистичных прогнозах, о чём говорит ожидаемый рост доходов, сокращение дефицита, ориентир на новые источники пополнения казны. Какова в целом бюджетная политика и федерального, и регионального уровня на ближайший годовой и последующие плановые периоды – оценили эксперты.

Наиль МУХАМЕДЗЯНОВ, председатель постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам:

– На этапе первого чтения проекта бюджета расчётный уровень прогнозных поступлений доходов не позволил в полной мере предусмотреть ассигнования на развитие отраслей экономики и промышленности. На финансирование строительства и ремонта дорог, капвложений в объекты социальной направленности, поддержку АПК бюджетных ассигнований оказалось недостаточно. Изыскание дополнительных доходов для данных направлений и стало для нас приоритетом при внесении поправок в документ.

В республике фиксируется рост показателей не только в оборонном комплексе, но и в гражданском секторе промышленности. По основным источникам доходной части бюджета на 2024 год прогнозно мы ожидаем рост поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц в сравнении с 2023 годом не менее чем на 10%. Поэтому мы, с уверенностью полагая, что потенциал для роста экономики есть, смогли дать предложения о дополнительном повышении доходной части.

В результате совместной работы ко второму чтению общая сумма налоговых и неналоговых доходов на 2024 год была увеличена на 7 млрд 50 млн рублей.

С учётом всех поправок доходную часть бюджета удалось увеличить на общую сумму 22 млрд 517 млн руб., из них 15 млрд 467 млн руб. дополнительно одобрено республике из федерального бюджета.

Постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам внесла свои предложения по повышению доходной части на общую сумму 3 млрд 408 млн рублей. А всего от постоянных комиссий и депутатских фракций Госсовета с учётом предложений граждан и организаций, которые мы как депутаты получаем на встречах с избирателями и по другим каналам связи в течение года, были сформулированы 270 поправок.

Колоссальная часть поправок ко второму чтению была связана с поддержкой и развитием экономики, промышленности, были даны предложения по ремонту ряда объектов образования, спорта, здравоохранения, ЖКХ. Мы постарались учесть все предложения, при этом помня о необходимости эффективного распределения средств. Нами было принято взвешенное решение: в 2024 году не начинать строительство новых масштабных объектов, а бросить все силы на завершение начатых.

Благодаря поддержке Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова на ремонт столичных дорог и тротуаров в бюджете республики на 2024 год предусмотрено 1,2 млрд рублей. На поддержку развития коммунальной отрасли будет направлено 426 млн рублей. В части строительства, капремонта, модернизации объектов государственной собственности с учётом поправок предусмотрено 4 млрд 617 млн рублей.

75% бюджетных средств направляется на финансирование обязательств социального характера. При этом я лично выступаю за то, чтобы в бюджете как можно больше средств предусматривали на развитие экономики. В принятом бюджете на ближайшую трёхлетку учтены средства на бюджетные инвестиции, господдержку субъектов МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций запланировано 434 млн рублей.

Я считаю, что со стороны государства предпринимаются все возможности для поддержки бизнеса, из федерального бюджета и бюджета республики. На поддержку промышленности учтено 464 млн руб., в том числе на поддержку регионального фонда развития промышленности будет направлено 100 млн руб., на поддержку зарядной инфраструктуры – 110 млн руб., на реализацию программ развития промышленности – 114 млн рублей.

Учитывая заложенный рост собственных доходов на 2024 год и заявленные цели для финансирования, принятый бюджет уверенно можно назвать бюджетом развития. Удмуртия – промышленный регион, один из центров оборонной промышленности, космической радиоэлектроники в России, и мы обладаем большим потенциалом для того, чтобы стать центрами производства беспилотников и электроавтомобилей.

Ожидаем, что в 2024 году экономика республики и страны в целом будет расти ещё активнее, а динамика роста производства и промышленности побьёт все рекорды, увеличатся инвестиции в развитие Удмуртии.

Раиль ГАЛИАХМЕТОВ, д. э. н., профессор, проректор по стратегическим коммуникациям и развитию ИжГТУ им. М. Т. Калашникова:

– Траектория развития местной и федеральной бюджетной политики во многом совпадает, но надо сказать, что в региональном разрезе ряд показателей превосходит среднероссийские. Это связано со структурой экономики республики.

Удмуртия хорошо показывает себя в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поддержки благоприятного инвестклимата, инновационных предприятий, об этом, в частности, говорит динамика реализации проектов в моногородах. И, конечно, нельзя не сказать о том, что Удмуртия выгодно отличается тем, что здесь зарождается и уже успешно развивается такая отрасль, как производство беспилотных систем, в этом секторе работают десять предприятий, появляются новые игроки, готовые добиваться высоких результатов.

На мой взгляд, федеральный и республиканский бюджеты в целом взвешенные, продуманные. Если говорить отдельно о республике, подход экономического блока правительства рационален. В процессе обсуждения финансового документа возникали мнения о том, что расходы, заложенные на развитие экономики Удмуртии, недостаточны. Но дело не в размере расходов, а в том, чтобы текущая политика грамотно соотносилась с реалиями времени. Вбрасывание условных миллионов – это не всегда хорошо, «лишние» деньги могут навредить, вопреки обывательским суждениям о том, что они – благо. Как пример: уже не раз поднимался вопрос, связанный с негативными эффектами льготных ипотечных госпрограмм, дешёвых кредитов, обусловливающих рост бюджетных расходов. Бюджет должен вписываться в реальные возможности экономики. И федеральный, и республиканский бюджеты сформированы именно такими – адаптированными к текущим условиям и потребностям.  

Маргарита ВАСЮНИНА, руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ:

Федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов отвечает современным вызовам, задачам социально-экономической стабильности и технологического суверенитета.

В нынешних условиях важным импульсом для развития экономики выступают бюджетные расходы. Величина ассигнований федерального бюджета в 2024 году сопоставима с 2022 годом и превышает 20% ВВП. Рост бюджетных расходов запланирован на уровне 18%. Наиболее выражена динамика вложений в национальную оборону, социальную политику, обслуживание госдолга.

Если касаться отраслевой структуры принятых бюджетных расходов, акцент сделан на станкостроение, автомобиле- и судостроение, авиационную промышленность, микроэлектронику, беспилотные авиасистемы.

Предстоящий бюджетный цикл предусматривает некоторое снижение темпов роста прямых государственных капвложений. В частности, в 2024 году объём бюджетных инвестиций в рамках федеральной адресной программы увеличен на 10% и сокращён более чем на 30% в последующий период. Вместе с тем снижение инвестиционного эффекта компенсируется действием других инструментов – предоставлением инфраструктурных бюджетных кредитов регионам, субсидированием процентных ставок по ипотечным кредитам, возмещением регионам части затрат по созданию или модернизации объектов инфраструктуры технологического назначения и пр.

Роль важнейшего источника финансирования крупных технологических и инфраструктурных проектов продолжит выполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ). На конец 2023 года за счёт средств ФНБ обеспечивалась реализация 22 инфраструктурных проектов. На 2024–2026 годы часть средств ФНБ в объёме 3,2 трлн руб. рассматривается в качестве резерва финансирования новых инфраструктурных проектов и антикризисных инвестиций.

В 2024 году более 43% расходов связаны с достижением целей социальной направленности. Запланировано стабильное увеличение расходов на социальное обеспечение граждан, в том числе с учётом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции: в 2024 году – 1,3 трлн руб. (рост на 13% по сравнению с 2023 годом), в 2025 году – 1,4 трлн руб. (соответственно, на 22%) и в 2026 году – 1,46 трлн руб. (соответственно на 27%).

Одна из задач бюджетной политики – это ещё и исполнение обязательств в рамках реализации посланий президента России. В предстоящий трёхлетний период будет расти общий объём финансового обеспечения «приоритетных расходов»: в 2024 году – на 12,7%; в 2025 году – 14,3% и в 2026 году – 17,8% по сравнению с 2023 годом.

Алексей БЕЛОСТОЦКИЙ, к. э. н., доцент Курского филиала Финансового университета при правительстве РФ:

– Работа над проектом федерального бюджета на 2024 год и плановый период  2025–2026 годов началась ещё в апреле 2023 года и осуществлялась в жёсткой геополитической обстановке, в условиях принятия 12-го пакета санкций.

Нельзя не сказать о влиянии такого аспекта, как значительные изменения ключевой ставки Банка России с 7,5% в начале 2023 года до 16% к его финалу, а также изменения уровня инфляции с 11,97% в 2022 году до 7,5% в 2023-м.

В результате доходная база федерального бюджета сформирована в 2024 году в сумме 35,07 трлн руб., в 2025-м – 33,55 трлн руб., в 2026-м – 34,05 трлн руб., причём итоговое исполнение по доходам за 2023 год составит в пределах 28,86 трлн руб., рост в 2024 году –  17,7%.

Расходные обязательства бюджета составят в 2024 году 36,66 трлн руб., в 2025-м – 34,38 трлн руб., в 2026 году – 35,59 трлн руб., исполнение по расходам за 2023 год – 32,36 трлн руб., рост в 2024 году – на 11,73%.

В соответствии с этим в 2024 году образуется дефицит бюджета в объёме 1,59 трлн руб., или 0,9% ВВП.

Если говорить о реалистичности параметров главного финансового документа, безусловно, показатели текущего года наиболее соответствуют условиям развития экономики. Особенно это касается уточнения отдельных макропоказателей, оценка Банка России по уровню ВВП составляла 2,8%, по итогам 2023 года цифра увеличилась до трёх с лишним процентов, на фоне этого вполне ожидаемым выглядит «проседание» по доходам и расходам в периоде 2025–2026 годов в размере 2,91% и 2,92% соответственно. То же касается и ключевой процентной ставки, которая будет плавно снижаться с 16% до 6–7% к 2026 году, это, в свою очередь, повлияет на таргет по инфляции в 4%. И здесь важно учитывать меняющуюся конструкцию бюджетного правила в соответствии с конъюнктурой мировых рынков и переориентацией логистических схем.

Другой важный момент – рост ненефтегазовых доходов на 11–13% в 2024–2026 годах (рост нефтегазовых доходов – около 6%). Это в том числе указывает на то, что бюджет можно назвать бюджетом развития. Такой рост будет поддерживаться за счёт отдельных направлений и секторов промышленности – обрабатывающих, высокотехнологичных производств, машиностроения, а также ИТ.

Михаил ХАЧАТУРЯН, доцент Департамента стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при правительстве РФ:

— Главная особенность бюджетов 2024-2026 годов – увеличение государственных расходов. Основным объектом ассигнований станет промышленное производство, и это важно: рост промышленности создаёт мультипликативный эффект, когда один рубль вложений создаёт два-три рубля в смежных отраслях экономики.

Второй по значимости объект госассигнований – социальная сфера, и хотя по объёму вложению она уступает статье «национальная оборона», размер вложений в 6,5 трлн руб. говорит о том, что приоритет поддержания социальной стабильности и повышение уровня жизни населения остаётся ключевым для государства.

Следующими по значимости объектами государственных расходов станут образование и здравоохранение, объём вложений – 3,1 трлн рублей. По сравнению с 2023 годом сумма не изменится, а в течение трёх лет в номинальном выражении эта статья расходов будет снижаться с 11% до 8,5%. Тем не менее, третье место по объёму бюджетных вложений говорит об ориентире государства на развитие этих сфер.

В целом, анализируя ключевые моменты бюджетной политики, отмечу, что, несмотря на все сложности, основные статьи бюджета значительной корректировке не подверглись, главные объекты госвложений станут локомотивом экономического развития страны в ближайшие три года.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).