Законодатели изменили порядок ведения воинского учёта в организациях, систему штрафов за нарушения, допускаемые работодателями по сбору данных о призывниках и военнообязанных, отчётности перед военкоматами. Санкции обещают весьма серьёзные, а «серое» трудоустройство – не выход. Эксперты поясняют, как грамотно наладить работу, чтобы действовать прозрачно, избежать ошибок и штрафов.  

миронов

Виктор МИРОНОВ, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ», Санкт-Петербург:

– С 1 октября 2023 года штрафы за нарушения в сфере воинского учёта выросли в разы. К примеру, для организации, не предоставляющей в военкомат списки граждан для первоначальной постановки на воинский учёт, не оповещающей гражданина о вызове в военкомат, не обеспечивающей явку по повестке, штрафы составят: для должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. рублей. Если организация не обеспечивает своевременное оповещение и явку призывников по мобилизации на сборные пункты, не исполняет обязанность по поставке техники в соответствии с планами мобилизации, размеры штрафов таковы: для должностных лиц – от 60 тыс. руб. до 80 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. руб. до 500 тыс. рублей.

Для того чтобы избежать возможных негативных последствий, предприниматели должны выстроить работу в соответствии с требованиями.

Обязанность по ведению воинского учёта не является для бизнеса новой, но до 1 октября нарушение требований не являлось чем-то серьёзным – вероятность проверки военным комиссариатом была чем-то уникальным, а штраф малозначительным. Поэтому предприниматели часто не проводили соответствующую работу. Сейчас шансы заинтересовать военный комиссариат повышаются, правительство анонсировало межведомственное взаимодействие по данным вопросам. Информация о военнообязанных будет собираться из МВД, Минздрава, ФССП, Минобрнауки, Минспорта, Минцифры, ФНС, Социального фонда. Штрафы работодателям можно будет выписывать в автоматическом режиме, путь игнорирования ведения воинского учёта, скорее всего, будет бесперспективным.

Ест такой вариант, как увольнение всех военнообязанных сотрудников либо оформление договоров гражданско-правового характера или договоров с самозанятыми. Но, в частности, с договорами ГПХ могут возникнуть проблемы, риски признания их трудовыми. Работодателю в таком случае грозят штрафы за подмену трудового договора гражданско-правовым: 50–100 тыс. руб., за повторные нарушения – до 200 тыс. рублей.

Выход, ещё раз отмечу, один: соблюдать порядок ведения воинского учёта. Только выполнение требований поможет избежать штрафов. Обязанности работодателей по ведению воинского учёта: передавать информацию о приёме/увольнении граждан, состоящих на воинском учёте; вести карточки военнообязанных работников по установленной форме, обновлять в них сведения; проводить сверку данных с военкоматом; согласовывать план работы по воинскому учёту (до 31 декабря текущего года); сдавать отчёт о численности работающих сотрудников, пребывающих в запасе (по требованию); информировать работников о повестках (при наличии).

Воинскому учёту подлежат следующие граждане: мужчины в возрасте с 18 до 27 лет, не зачисленные в запас (с 2024 года предельный возраст увеличивается до 30 лет); мужчины, отслужившие в армии и зачисленные в запас; мужчины, не служившие в армии и достигшие предельного возраста призыва или пребывания в запасе; выпускники военных вузов или военных кафедр государственных вузов; лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу; женщины, если у них есть военно-учётная специальность.

Ирина СМИРНОВА, основатель Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой, Управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер», Домодедово:

– Как правильно организовать работу в соответствии с требованиями? Необходимо поставить организацию на воинский учёт и назначить ответственное лицо. Ответственное лицо назначается путём издания приказа. Проект приказа с перечислением функциональных обязанностей согласовывается с военным комиссариатом.

Требуется заполнить документы воинского учёта на каждого военнообязанного. Информация в личные карточки сотрудников (форма № 10) переносится из            удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для категории призывников; военного билета или справки, которая выдаётся взамен военного билета, – для категории военнообязанных запаса.

   

Если при приёме на работу сотрудник не представил военный билет либо представил, но в документе нет отметки о постановке на воинский учёт, работодатель в течение трёх рабочих дней обязан известить об этом факте военный комиссариат и выдать работнику направление.

Также необходимо собрать все документы по воинскому учёту: приказ об организации воинского учёта в двух экземплярах; проект плана работы на календарный год в двух экземплярах; карточку по форме № 18 в местную администрацию в трёх экземплярах; также список граждан, пребывающих в запасе (форма 6), так как его могут запросить; сопроводительное письмо.

Одну карточку по форме № 18 нужно предоставить председателю районной комиссии по бронированию в местную администрацию. План работы, карточку формы № 18 (с отметкой администрации), учредительные документы организации, сопроводительное письмо – в военный комиссариат.

Сверки по данным организации и военкомата проводятся раз в год.

В целом главное правило: всё взаимодействие с военкоматом должно быть зафиксировано в соответствующем документообороте организации.

бударагин

Александр БУДАРАГИН, руководитель группы юридическая помощь ОНЛАЙН, Москва:

– Из-за резкого роста размеров штрафов за нарушения обязанностей, касающихся воинского учёта, перед работодателями остро встал вопрос: как отменить штраф или снизить штрафные риски?

Если протокол о нарушении уже оформлен, работодателю нужно как можно быстрее представить в военкомат все сведения и пояснения по запросу должностного лица. Эти действия повышают шансы на снижение или отмену штрафа. Затем важно тщательно проанализировать обстоятельства выявленного нарушения и отыскать те, которые могут смягчить наказание. О наличии смягчающих обстоятельств следует сообщить представителям военкомата, рассматривающим дело. В любом случае назначение наказания – в ведении конкретного военкомата.

Если работодатель на один-два дня позже установленного срока представил в военкомат необходимые сведения и отсрочка произошла по уважительной причине, есть все шансы отбиться от штрафа.

Если военкомат не отреагировал на смягчающие обстоятельства, выписал штраф в полном объёме, можно обратиться с жалобой в суд. Закон отводит на такое обращение ограниченный срок: десять дней со дня вручения постановления.

Обратите внимание: при малозначительном нарушении предусмотрена возможность освобождения от наказания (ст. 2.9 КоАП). В этом случае судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оксана ВАСИЛЬЕВА, к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, Москва:

Расходы, необходимые для соблюдения всех установленных правил, останутся примерно на том же уровне. На мой взгляд, повышение штрафов на добросовестных работодателях никак сказаться не должно.

Ситуация с новыми штрафами актуальна именно для тех работодателей, которые не соблюдают порядок ведения воинского учёта и не передают сведения о работниках в военные комиссариаты.

«Серое» трудоустройство не является решением проблемы, так как несёт в себе ещё большие риски: в случае выявления незаконного трудоустройства ФНС доначислит страховые взносы и НДФЛ за работников; наложат штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов; работодателя могут вообще привлечь к уголовной ответственности за невыполнение обязанностей налогового агента, если сумма неуплаченных налогов и страховых взносов за три последних года составит более 15 млн рублей. Также работодателю грозит наложение штрафа в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. за нарушение требований ведения бухгалтерского учёта. Кроме того, за неоформленного работника предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. рублей.

При этом правоохранительные органы при выявлении нелегального трудоустройства могут привлечь работодателя и за нарушение правил воинского учёта.

Для того чтобы грамотно вести учёт работников в соответствии с действующим законодательством, можно обратиться к компаниям, специализирующимся на предоставлении услуг кадрового характера. Либо можно нанять специального сотрудника, отвечающего конкретно за ведение воинского учёта. К вопросу выбора такого сотрудника стоит подойти особенно внимательно. Раньше за нарушения к административной ответственности привлекалось только должностное лицо, сейчас – и сам работодатель.

Если штат сотрудников небольшой, вести воинской учёт на предприятии можно и самостоятельно, однако перед налаживанием системы работы стоит проконсультироваться с профильными специалистами, пройти обучающие курсы. Разъяснения можно получить и от соответствующих государственных органов.

Рекомендуется периодически обращаться к экспертам (например, к юристам, кадровикам) для того, чтобы они проверили правильность ведения документации. Это позволит своевременно выявить нарушения, устранить их.

третьяков
Александр ТРЕТЬЯКОВ, ректор и судебный эксперт Института судебных экспертиз и криминалистики, Москва:

– Компаниям действительно для грамотного ведения воинского учёта стоит нанять профильных специалистов, в идеале – с высшим юридическим образованием, опытом работы в сфере воинского учёта (это могут быть бывшие сотрудники правозащитных организаций в области военного права, военных комиссариатов, Министерства обороны, а также специалисты, оказывающие услуги по юридическому сопровождению организаций).

С учётом нововведений и штрафов примерный алгоритм действий по каждой ситуации можно разделить на несколько блоков. Первое – оповещение. При получении от военного комиссариата повестки на имя сотрудника (в бумажной или в электронной форме) работодатель обязан заблаговременно известить его об этом и освободить от работы. Желательно это делать под расписку об уведомлении, с оформлением соответствующих кадровых документов. В случае неявки работника по повестке претензии будут предъявлены работодателю.

Второе – предоставление в военкомат соответствующих сведений. В том числе это принятие на работу граждан, которые подлежат постановке на воинский учёт, увольнение военнообязанных работников, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт.

Третье – военно-транспортная обязанность. Если организация является собственником транспортных средств, владеет ими на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, обеспечивает работу ТС, она обязана предоставить такие средства по требованию военных организаций.

Нюансы. Если работодатель заключает договор с самозанятым или оформляет с сотрудником гражданско-правовой договор, он не обязан вести по нему учётную документацию, поскольку такой сотрудник не является работником организации, а выступает его контрагентом.

Однако важно понимать, что резкий переход с трудовых договоров на гражданско-правовые или договоры с самозанятыми может быть расценён как уклонение от уплаты налогов, решение о таких переоформлениях сопряжено с рисками. В этой ситуации стоит проконсультироваться со специалистами в области налогового права.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).