Сегодня продажа товаров и услуг через интернет, в том числе на маркетплейсах, – перспективный канал для заработка в e-commerce. Однако в этой нише – свои правила работы, и за их несоблюдение предусмотрены различные санкционные меры. Разберём основные нарушения, за которые можно получить штраф, бан или блокировку на площадках электронной коммерции.

Максим Одинцов, основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats:

— Сфера e-commers находится под особым контролем проверяющих органов, да и закон о защите прав потребителей никто не отменял. Онлайн-торговля – это не уличный рынок 90-х, где можно было продавать, что угодно и не нести никакой ответственности.

Проблема штрафов встает особенно остро для предпринимателей, торгующих на маркетплейсах. Площадки активно борются с контрафактом и стремятся уменьшить количество товаров низкого качества, которые портят репутацию не только самого продавца, но и маркетплейса в целом. Поэтому здесь действует множество правил и ограничений, при нарушении которых продавец сильно рискует. Например, на Wildberries суммы удержаний могут доходить до сотни тысяч рублей.

Вот лишь некоторые виды штрафов, которые может получить селлер:

— Выставление на продажу товаров, запрещенных к реализации действующим законодательством и правилами площадки, 25 тыс. руб. за один факт нарушения.    

— Нарушение прав третьих лиц: если выставляете на продажу товар без согласия правообладателя товарной марки, используете чужой контент (фото, видео, тексты) для заполнения карточки 25 тыс. рублей.

— Добавление в посылку вкладышей с контактными данными, призывом оставить отзыв за вознаграждение 50 тыс. рублей.

— Нарушение требований по документообороту в отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке, 20% от общей стоимости проданного товара.

— Искусственная накрутка рейтинга (самовыкупы, заказные отзывы) 30% от стоимости товаров, но не менее 100 тыс. рублей.

— Отсутствие маркировки на товаре, не указание ТНВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) товара, подлежащего обязательной маркировке, 1500 руб. за единицу.

— Размещение товара в категории каталога, которая ему не соответствует, 25 тыс. рублей.

— Нарушение сроков доставки от продавца на склад площадки 35% от цены товара с учётом всех скидок, указанной на сайте в момент заказа, но не менее 100 руб. за единицу.  

Как снизить риски попадания под штрафные санкции?

Банально, но ничего лучше пока не придумано: внимательно изучите правила площадки и не нарушайте их. Чтобы избежать ошибочного толкования формулировок договора, проконсультируйтесь с юристом, бухгалтером, специалистом по сертификации и, конечно, с более опытными селлерами. 

Что ещё могу посоветовать. Не закупайтесь у поставщиков по серым схемам: без документов или с документами, которые не соответствуют реальному товару. Не пытайтесь «обмануть систему». Некоторые продавцы стараются выбрать категорию каталога, в которой ниже комиссия маркетплейса в надежде, что смогут сэкономить. Или выкупают товар сами у себя, чтобы создать видимость продаж и подняться в рейтинге. Раньше это срабатывало, сейчас алгоритмы маркетплейсов способны распознать подобные манипуляции, как следствие продавцу начисляют штраф.

Настройте собственную логистику и систему обработки поступающих заказов, если торгуете со своего склада. Важно укладываться во временные рамки, установленные площадкой.    

Правильно рассчитывайте юнит-экономику (комиссия маркетплейса, логистика, упаковка, складское хранение, налог, скидки, реклама и другие расходы). Закладывайте в ценник хотя бы несколько процентов на «непредвиденные» траты в виде штрафов.   

Сохраняйте все товарные накладные, УПД (универсальный передаточный документ), договоры с поставщиками, сертификаты, декларации, исходники дизайна карточек, фото, видео сборки заказов; делайте скрины переписок с сотрудниками маркетплейса всё это может пригодиться в случае спорных ситуаций. 

Если же штраф уже выставлен, но вы уверены, что он неправомерен, создавайте обращение в Service Desk (служба поддержки) с приложением скринов документов или фото в качестве доказательств. Без этого этапа дальнейшее разбирательство, например, обращение в суд, невозможно. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).