Этой весной иностранные бренды стали массово покидать рынок. Заявления об уходе компаний появлялись ежедневно, вызывая волнение и новости об огромных очередях. О том, как в новых условиях российским компаниям заполнить ниши уходящих из России брендов, рассказывает сооснователь группы компаний БиоМикроГели, генеральный директор НПО БиоМикроГели Андрей Елагин. 

— За последние несколько месяцев российские бренды заняли 80% отечественного рынка: иностранные бренды ушли насовсем, либо приостановили деятельность на территории РФ. Такая ситуация открывает для отечественных предпринимателей — особенно для малого и среднего бизнеса — новые возможности – занять ниши сильных международных конкурентов. У малого и среднего бизнеса большой потенциал за счет гибкости и понимания локальных трендов и предпочтений потребителя. Одна из наиболее востребованных областей для импортозамещения – моющие средства и косметические продукты. 

Могу поделиться нашим опытом, который позволил минимизировать влияние внешней волатильности рынка на бизнес:  

Важно создать качественный продукт 

В период ухода с рынка зарубежных компаний российские проекты могут занять их место только в том случае, если предоставят должное качество продукта. В категории моющих средств долгое время не появлялись инновационные технологии, которые бы значительно изменили рынок. Сегодня мы видим примеры экологических инноваций, которые лежат в основе отечественных моющих средств. Например, на замену синтетическим полимерам приходят биополимеры (биомикрогели), разработанные из широкодоступного возобновляемого сырья – из вторичных продуктов сельского хозяйства и деревообработки. 

В отличие от традиционных полимеров, биополимеры предотвращают загрязнение водоемов, проблему дефицита пресной воды и негативное влияние химических веществ на организм и здоровье человека. Эта инновация лежит в основе моющих средств и косметических продуктов, которые разработала наша компания. Технология биомикрогели полностью биоразлагаема и снижает содержание поверхностно-активных веществ (ПАВ) без потери эффективности, избавляют от синтетических ПА на базе нефтепродуктов, любых фосфорсодержащих компонентов, а также активного хлора.

Необходимо рассчитать риски 

Уход иностранных поставщиков с российского рынка вызвал сбои в производственных процессах многих компаний. В основе технологии биомикрогели – доступное российское сырье — вторичные продукты сельского хозяйства и деревообработки. Учитывая, что Россия входит в число лидеров по выращиванию и обработке сельскохозяйственных культур, мы в меньшей степени подвержены волатильности рынка. 

Кроме того, технология достаточно легко масштабируется в любую точку мира, так как сырьем для биомикрогелей могут быть практически любые вторичные сельскохозяйственные продукты. 

Для упаковки потребительских продуктов были разработаны собственные пресс-формы, что позволяет нам сегодня производить собственные флаконы из российского перерабатываемого пластика. 

Эти примеры наглядно показывают, что компания была готова к текущей ситуации и в меньшей степени зависит от импортных компонентов и сырья.  

Важно доказать свою экспертность 

Подтверждение компетенции – важное условие для российских компаний, чтобы завоевать рынок при импортозамещении. Продукты, которые прошли экспертизу, автоматически становятся более конкурентоспособными. Клиенты лояльнее к товарам, у которых высокий уровень качества. Команда бренда WONDER LAB в 2021 году первая в России в своей категории товаров подтвердила экологичность своей продукции на международном уровне, получив авторитетную экомаркировку I типа Ecolabel. В прошлом году по итогам форума G20 Innovation League технология биомикрогели была названа самой перспективной в мире в секторе CleanTech. 

Как потребитель реагирует на уход бренда и его замену другим? 

Россияне негативно отнеслись к зарубежным брендам, которые остановили работу в России: 45% россиян отметили, что их отношение к этим брендам ухудшилось. У вновь появляющихся на российском рынке игроков появились отличные шансы предложить потребителям достойную и интересную замену «пропавших с витрин» товаров. 

Примет ли российский потребитель новые реалии? Смогут ли российские производители завоевать своего покупателя? 

Покупатели остаются крайне внимательны не только к качеству, но и к ценам — ищут наиболее выгодные предложения. 

Растущим трендом на российском рынке моющих средств уже в течение нескольких лет является фокус на экологичности товаров: в настоящее время уже 59% потребителей лучше относятся к брендам, в стратегию которых входит экоповестка, а более трети покупателей обращают внимание на экомаркировки. Одновременно с этим покупка натуральных продуктов становится для потребителя не только формой заботы о здоровье, но и способом выражения своих принципов и убеждений. 

Российские экологичные средства по стоимости дешевле, чем импортные. Экологичный российский бренд моющих средств и косметики из овощей и фруктов – подтверждение этому. Наша экологическая инновация — биомикрогели — позволила не только исключить вредные вещества в моющих средствах по сравнению с классическими составами бытовой химии, но и повысить их эффективность и безопасность без переплаты за рекламу. 

Международные и российские исследования подтверждают, что с каждым годом растет количество людей, которые выбирают бренды, миссии и цели которых соответствуют собственным ценностям и образу жизни потребителей. Таких людей интересует экологичность товаров, их пригодность к переработке, социальная ответственность производителей. Они готовы менять свои потребительские привычки, чтобы снизить воздействие на окружающую среду.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).