В России принят новый закон, регулирующий отрасль такси. Нововведения вызвали резонанс среди представителей рынка с первых дней вступления в силу в сентябре 2023 года. Разбираемся, как закон изменил эту сферу рынка услуг за время действия и чем обусловлены оживлённые дискуссии вокруг новшеств.

матвеев

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат»:

– До вступления в силу нового закона в России четверо из пяти таксистов работали без официальной лицензии. Так происходит, как правило, не от «хорошей жизни», а по ряду причин. Во-первых, цена ОСАГО на пассажирские перевозки высокая – от 40 до 150 тыс. руб. в зависимости от региона. Во-вторых, страховые всё чаще отказывают таксистам в выдаче полиса под самыми разными предлогами. Настоящая же причина в том, что такси – аварийный и опасный транспорт: по статистике страховых компаний, число ДТП, в которых виноват таксист, в семь раз выше, чем среди других категорий водителей.

До 1 сентября пострадавший пассажир мог не получить и 500 тыс. руб. компенсации (при столкновении двух машин не по вине водителя такси). Новый закон таких пассажиров защищает. Но при этом в небольших городах, далёких от столицы, количество таксистов без лицензии остаётся стабильно высоким. Так происходит потому, что для крупных транспортных компаний с большим оборотом ещё одна обязательная страховка терпима, а для таксиста, который совершает 10–20 поездок в день, она очень накладна – некоторые прекратили деятельность.

И это усугубило ещё одну проблему – нехватку водителей, особенно в часы пик. А из-за того, что у агрегаторов трудности с передачей заказов, цена на поездки, особенно на небольшие расстояния, увеличивается. А значит, за безопасность и защиту, которую теперь обеспечивает пассажиру такси новый закон, платить приходится ему из собственного кармана.

черепанова

Юлия Черепанова, основатель центра права «Директ»:

– Сфера такси долгое время оставалась для государства «тёмной лошадкой» за счёт обширного развития агрегаторов, сервисов такси и отсутствия прямого регулирования. Почти каждый смотрел сериал Uber. Это яркий пример, когда «агрегатор» заявлял: «Я только программное обеспечение,  не оказываю никаких услуг». И первые конфликты назревали именно между крупными агрегаторами такси и МАДИ по поводу контроля сферы перевозок и безопасности пассажиров. Появлению закона также способствовали участившиеся происшествия с участием пассажиров такси. Поэтому одной из целей разработки закона стало повышение безопасности пассажиров при использовании легковых такси.

Так, законом введён ряд ограничений и требований для водителей, перевозчиков и транспортных средств, используемых для такси. Усложнена процедура получения разрешения на осуществление деятельности. Например, к управлению легковым такси с 1 сентября 2023 года не допускаются лица, вернувшие менее года назад водительское удостоверение после лишения или менее года назад подвергнутые административному аресту, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в ст. 328.1 ТК РФ, или подвергающиеся уголовному преследованию за эти преступления.

На перевозчиков возложена обязанность не допускать к управлению такси водителей, не соответствующих требованиям закона, а сами автомобили, используемые в качестве легкового такси, должны быть соответствующим образом оборудованы.

После вступления в силу Закона о такси путь на рынок закрылся водителям, для которых такая деятельность была подработкой. Сложнее стало работать небольшим таксопаркам и перевозчикам, поскольку необходимость переоборудования автомобилей и  повышенные требования к водителям привели к сокращению ресурсов и удорожанию себестоимости услуг.

Для пассажиров закон определённым образом «отыграл» в обратную сторону – из-за удорожания содержания служб такси и таксопарков, из-за сокращения количества водителей ввиду введённых к ним требований стоимость поездки значительно возросла и «ударила» по карману граждан, регулярно пользующихся этим видом транспорта.

Примечательно, что службы заказа такси, агрегаторы, перевозчики всё же нашли способы частичного обхода закона о такси, и на текущий момент многие продолжают работать не с полным соблюдением требований закона на свой страх и риск. Но надо понимать, что сейчас идёт так называемый переходный период, когда надзорные и контролирующие органы ещё не наказывают в полную силу и не проверяют массово, но это может стать реальностью в ближайшем будущем.

пименов

Дмитрий Пименов, коммерческий директор компании «Автофлот»

–  У водителей, работающих давно и легально, претензий к новому закону нет. Трудности возникают у тех, кто действует «всерую», поскольку чтобы избежать негативных последствий, сейчас нужно иметь и разрешение на перевозку пассажиров, и статус самозанятого, и соответствующую страховку. Расходы при такой системе растут: страховка для такси дороже обычной примерно в два раза, плюс 4% от стоимости каждого заказа теперь идёт на уплату налогов. 

Однако все эти вложения окупаются, поскольку сокращается конкуренция. Если раньше люди могли таксовать по выходным или после работы, то теперь выходить на линию только пару раз в неделю невыгодно. Зато профессиональные водители такси получают все заказы в часы пик. 

Невыгодно выполнение требований нового закона и компаниям с автопарком из двух-пяти машин. Многие из таких арендодателей после эксплуатации продавали автомобили без отметки о работе в такси, что при нововведениях стало невозможно. И, наоборот, для крупных автопарков выполнение всех норм – наиболее оптимальный вариант. Только в Ижевске мы предоставляем для работы в такси более 200 автомобилей, и сотрудничество с самозанятыми водителями – самый комфортный способ с точки зрения налогообложения. 

Нашей компании – крупному игроку на рынке такси –  поправки в закон импонируют, поскольку отрасль становится более прозрачной, но менее доступной для новых игроков. Порог входа увеличивается, и сейчас для того, чтобы создать в Ижевске новый автопарк, только на оформление страховки нужно потратить около 700 тыс. рублей. При этом наступает прекрасное время для таксопарков: водителям проще арендовать автомобиль и работать с агрегаторами, чем самостоятельно заниматься оформлением автомобиля и «дежурить»  возле аэропортов. Благодаря обилию онлайн-сервисов таксисты получают конкурентоспособную зарплату. Это повышает престиж профессии и привлекает в отрасль новых людей. Однако кризис кадров остаётся серьёзной проблемой, которую каждый решает по-своему. Например, мы  делаем акцент на привлечении к сотрудничеству водителей-девушек, а также предлагаем таксистам свободный график и другие бонусы.

симонов Константин Симонов, представитель общественного Совета по развитию такси в Удмуртской Республике:

– Легализация сферы такси – неотъемлемый этап развития этого рынка. Тенденция говорит, что скоро водитель-таксист станет отдельной профессией, представители которой будут иметь чёткие стандарты оказания услуг, поддерживать уровень профессионального мастерства и получать официальный доход. Трансформация в данном направлении началась ещё в 2011 году. С тех пор рынок перевозок претерпел существенные изменения, появились агрегаторы заказа такси, технологичность процессов шагнула далеко вперёд, на рынке такси появились новые формы занятости. И тот регламент, когда водитель с личным автомобилем должен был открыть ИП,  ежеквартально предоставлять отчёты, скорее тормозил обеление и развитие рынка. Поэтому в прошлом году процесс легализации существенно упростили, сегодня  достаточно зарегистрироваться в качестве самозанятого, без отчётов и с налоговыми платежами, которые в два раза меньше, чем у ИП.

В настоящий момент отрасль испытывает дефицит водителей. В том числе это связано с сокращением количества иностранных граждан среди водителей такси из-за череды запретов в ряде регионов им заниматься определёнными видами деятельности. Но важно сказать, что это не единственный фактор, влияющий на проблему дефицита кадров в отрасли. Сюда также можно отнести невыполнимые требования о прохождении ежедневного предрейсового контроля из-за нехватки в регионах инфраструктуры для этого, неподъёмную стоимость полиса ОСАГО для такси, дополнительные требования к автомобилям, устанавливаемые региональными органами власти, такие как цвет или экологический класс.

Одна из важнейших проблем отрасли заключается в высокой стоимости страхования. Ежегодно дорожает полис ОСАГО для такси –  его  цена при средних показателях аварийности водителя может достигать 80 тыс. руб. в год. При этом по новым правилам с сентября нужно будет оформлять ещё одну страховку – ОСГОП – обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках. Разумеется, такие затраты участников рынка негативно скажутся на стоимости поездок. Поэтому общественный Совет по развитию такси предлагает предоставить перевозчикам двухлетний переходный период для приобретения ОСГОП, так рынок успеет пережить реформы, сохранив цену поездок на комфортном для клиентов уровне.

Антон Мельцов, основатель компании «Страховой брокер AMsec24»:

— Закон от 1 сентября 2023 года, указывающий на то, что водитель должен работать по найму, зарегистрировать ИП или стать самозанятым, не повлиял существенно на стоимость страховки. Она изменилась раньше, ещё с принятием закона от 9 января 2022 года, который предусматривает расширение коридора страхования для категорий транспортных средств С и В и для такси. Согласно статистике РБК, до 2022 года ОСАГО для такси стоил около 30 тысяч рублей. Сейчас стоимость страховки может доходить до 76 тысяч рублей в зависимости от коэффициента бонус-малус.

В Москве, например, количество такси достигло 700-800 тысяч автомобилей, от этого увеличивается плотность на дорогах, особенно в аэропортах, возникает риск аварий, что влияет на повышение стоимости полиса. Рекомендуется приобретать к полису ОСАГО, который по закону нужен каждому водителю, также полис КАСКО, чтобы обеспечить дополнительную защиту автомобиля. Покупка КАСКО вместе с ОСАГО для такси значительно снижает стоимость последнего.

Однако полис КАСКО будет выгодным приобретением только для водителей, соблюдающих правила дорожного движения, а также для тех, кто избегает создания аварийных ситуаций и не попадает в ДТП. Кроме обязательного наличия ОСАГО, водитель такси должен иметь ОСГОП, то есть обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Отсутствие этой страховки может привести к лишению таксиста лицензии на осуществление перевозок.

Принятые в отношении автомобилистов законы положительно сказались на отрасли страхования. Ранее только 45-50% процентов таксистов имели полисы КАСКО. Теперь их количество значительно возросло. По данным Банка России за 2023 год спрос на КАСКО увеличился ещё на треть.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).