Бюджетное правило, работающее на то, чтобы снизить зависимость госбюджета и курса рубля от колебаний цен на нефть, снова перезапущено после приостановки в начале 2022 года. С какими параметрами и задачами стартовало «правило-203», как оно повлияет на бюджетную политику, экономику, инвесторов – рассказывают наши эксперты.

Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle:

— Минэкономразвития формирует бюджет, исходя из прогнозных цен на продукцию российских экспортёров, чьи перечисления являются основными доходными статьями. Курс валют тоже используется предположительный, например, на 2023 год планируется, что в среднем за 1 доллар будут давать 70 рублей. Если реальность не соответствует планам ведомства, и какие-то нефтегазовые доходы выпадают, включается бюджетное правило, которое позволяет компенсировать появляющийся дефицит.

Средства для валютных интервенций в рамках бюджетного правила берутся из Фонда национального благосостояния – российской «кубышки», которая была сформирована за счёт сверхдоходов от продажи экспортёрами энергоресурсов за прошлые годы. На 1 февраля 2023 года объём средств ФНБ составлял 10,808 трлн рублей.

Бюджетное правило-2023 предусматривает ежемесячный пересмотр сумм валютных интервенций. Если в январе на внутреннем рынке реализовывалось валюты на 3,2 млрд рублей ежедневно, то в феврале этот показатель увеличился в 2,7 раза, то есть до 8,9 млрд рублей ежедневно. Это означает, что прогнозно объём выпадающих доходов в феврале вырос относительно января, из-за чего из Фонда пришлось выделить больше средств.

В качестве валюты, которая продаётся из резервов ФНБ, был выбран юань. Доля китайской нацвалюты во внутреннем и внешнем обороте России постепенно росла в 2022 году и продолжает увеличиваться в 2023-м, так что объём в 8,9 млрд рублей ежедневно – это примерно 12-15% от всего торгового объёма по валютной паре CNY/RUB. Схема реализации средств следующая: ЦБ продаёт юани на внутреннем рынке за рубли, вырученные средства передаются Минфину для восполнения выпадающих нефтегазовых доходов.

Пока объёмы валютных интервенций в рамках бюджетного правила незначительны, хотя в моменте они могут создавать превосходство продавцов над покупателями.

Маргарита Васюнина, руководитель Департамента общественных финансов финансового факультета Финансового университета при правительстве РФ:

— Применение бюджетных правил – широко распространенная мировая практика. Около 90 государств используют бюджетные правила для обеспечения устойчивости своих бюджетов, исполнения расходных обязательств при высокой волатильности доходов, поддержания стабильности национальной валюты и снижения валютных рисков.

Российское бюджетное правило используется с 2017 года и относится к категории «правила отсечения», ориентируется на сглаживание негативных последствий падения нефтяных цен на мировых рынках сырья в виде сокращения расходов федерального бюджета и, напротив, недопущение неоправданного роста бюджетных расходов в период резкого роста цены на нефть. Доходы от экспорта сырьевых ресурсов при превышении мировых цен на нефть над его базовой ценой зачисляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), а при установлении мировой цены на нефть уровне ниже базовой цены замещаются за счет средств ФНБ. Базовая цена на нефть, по сути, выступающая ценой отсечения, закреплена бюджетным законодательством России на уровне 40 долларов США за один баррель и ежегодно с 2018 года индексировалась на 2%.

Активированный в 2023 году после годовой паузы порядок применения бюджетного правила несколько модифицировался преимущественно в части оценки нефтегазовых доходов. В текущем году под базовыми нефтегазовыми доходами федерального бюджета понимается расчётный объём доходов, равный 8 трлн рублей.

Возврат к бюджетному правилу понятен и ожидаем. По данным Минфина России, в январе 2023 года недополученные нефтегазовые доходы федерального бюджета достигли 54,5 млрд руб., на февраль прогнозируется увеличение их объёма в два раза.

В этой ситуации на бюджетное правило возлагается функция финансирования бюджетного дефицита. В условиях фактического недополучения доходов федерального бюджета необходимость исполнения расходных обязательств влечет привлечение бюджетных резервов в виде средств от продажи активов ФНБ. В частности, операции Центробанка России по продаже иностранной валюты (китайского юаня), проведённые с 13 января по 6 февраля, стали необходимой мерой для стабильного бюджетного финансирования в первом квартале текущего года, кроме того, создавая благоприятные условия для укрепления рубля и снижения его волатильности.

Применение бюджетного правила имеет и инвестиционный эффект, что связано с использованием ФНБ на финансирование инфраструктурных проектов с высокой социально-экономической значимостью. Среди финансируемых инвестиционных проектов – cтроительство автомобильных дорог М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань», «Казань — Екатеринбург», М11 «Нева» и др.

Алексей Барыкин, совладелец и партнёр GRT Consulting.ru, к. э. н.:

— Бюджетное правило – компенсационный механизм для экономических процессов нашей страны. Так как объём нефтегазовых доходов составляет значительную часть поступлений в бюджет, необходимо было снизить влияние высоких и низких цен на нефть и газ. Для этого и было введено бюджетное правило, или цена на нефть, при которой разница между рыночной ценой и ценой по бюджетному правилу направлялась в ФНБ в наш резерв.

Бюджетное правило работает и в обратную сторону: если эта разница станет отрицательной, для выполнения всех обязательств федерального бюджета Центральный банк начинает продавать золотовалютные резервы на финансовом рынке и пополнять бюджет на необходимую сумму ежедневно равными частями для сглаживания процесса укрепления рубля к иностранным валютам.

Эволюция «правила» связана с дедолларизацией расчётов на российскую нефть и газ, а также с изменением структуру ФНБ по валютной корзине и увеличением доли золота. Влияние бюджетного правила, а через него Минфина России и Центра Банка на экономику, будет строиться по уже сложившейся системе: исключение резких колебаний курсов валют по отношению к рублю, в первую очередь юаня, и в последнюю очередь доллара и евро. Также считаем, что сильный рубль будет менее комфортным для наших экспортёров, и здесь мы видим тенденцию в действиях правительства на сдерживание укрепления рубля.

Так что бюджетное правило-2023 – вынужденная, можно сказать, плановая работа по корректировке предыдущего «правила», не революционная реформа компенсационного механизма нашей экономики.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).