Доля женщин в бизнесе увеличивается с каждым годом. На начало 2024 года 41% собственников российских предприятий составляют женщины. За последние три года доля женщин-селлеров и владелиц интернет-магазинов превысила долю мужчин. Исследование провёл Тинькофф Бизнес, изучив период с 2021 по 2024 год. 

Основные выводы

  • Самый «женский» маркетплейс — Wildberries: доля женщин среди продавцов на этой площадке составляет 58%.
  • За год обороты бизнеса у женщин увеличились на 17%, а обороты на маркетплейсах — на 61%.
  • В Краснодаре самая высокая концентрация женщин в бизнесе среди городов-миллионеров — их доля составляет 45% от общего числа предпринимателей.
  • За три года (с 2021 по 2024-й) доля женщин в бизнесе увеличилась с 32 до 41%. При этом, если доля предпринимательниц в офлайн-бизнесе увеличилась с 47 до 48%, оставляя лидерство за мужчинами, в онлайне ситуация изменилась.
  • Доля женщин, владеющих интернет-магазинами, выросла с 45 до 52%, а женщин-продавцов на маркетплейсах — с 40 до 54%.
  • За 2023 год женщины увеличили обороты бизнеса на 17%. При этом предпринимательницы на маркетплейсах показали более впечатляющие результаты — их бизнес в среднем вырос на 61%. Мужчины-предприниматели опередили женщин: оборот их бизнеса увеличился на 25%, а на маркетплейсах — на 84%.
  • Медианный возраст как у женщин, так и у мужчин в российском бизнесе составляет 37 лет.

Популярные маркетплейсы среди женщин-селлеров

Доля женщин-селлеров на маркетплейсах составляет 54% против 46% мужчин. Самый популярный маркетплейс у предпринимательниц — Wildberries: 58% продавцов на этой площадке — женщины. Следом за ним идет Ozon: на этой площадке женщин и мужчин почти поровну — 49% и 51% соответственно.

На остальных крупных маркетплейсах доли распределились следующим образом:

  • На KazanExpress ведут бизнес 56% мужчин и 44% женщин;
  • На Яндекс Маркете — 60% мужчин и 40% женщин;
  • На AliExpress — 70% мужчин и 30% женщин;
  • На Мегамаркете — 71% мужчин и 29% женщин.

Популярные виды бизнеса

Топ-3 самых популярных направлений бизнеса у предпринимательниц не изменился за год — это e-commerce, розничная торговля и услуги для физических лиц. Мужчины продолжают активнее всего развивать бизнес в электронной коммерции и розничной торговле и строительстве.

Самые популярные категории офлайн-бизнеса у женщин — продуктовые магазины, кафе и рестораны, салоны красоты, магазины одежды. Мужчины же чаще всего открывают свое дело в сферах общественного питания, магазинов для дома и ремонта, продуктовых магазинов и магазинов автозапчастей.

Что касается онлайн-бизнеса, предпринимательницы за год не изменили свои предпочтения и продолжают активнее всего оказывать услуги в сферах образования и туризма, продавать одежду и товары для дома. В топе направлений онлайн-коммерции у мужчин-предпринимателей — товары для дома, образовательные услуги, продажа одежды и автозапчастей.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).