Россияне высоко ценят репутацию на рынке труда. И соискатели, и работодатели уделяют много внимания отзывам, когда ищут подходящего кандидата на должность или сотрудника в команду, выяснили социальная сеть для нетворкинга Сетка и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru. Зачастую отзывы оказываются важнее высокой зарплаты или щедрого соцпакета.
Более двух третей соискателей хотя бы раз отказывались от потенциально привлекательного предложения о работе из-за негативной репутации работодателя. А каждый седьмой рекрутер по этой же причине отказывал в трудоустройстве квалифицированным специалистам.
Отзывы
Большинство соискателей (75%) при поиске работы активно изучают отзывы о потенциальных работодателях, включая отзывы о компании и её руководителях. Среди работодателей 85% также проверяют отзывы о кандидатах.
Чаще всего отзывы о работодателях собирают специалисты из сферы искусства (81%), продаж (81%), ИТ и digital (79%), строительства (78%) и финансов (75%). Реже всего это делают работники образования (61%).
Основные источники информации:
- Сайты для поиска работы (85%).
- Опрос коллег по отрасли (60%).
- Посты в соцсетях действующих и бывших сотрудников (41%).
- Сайты с черными списками работодателей (39%).
- Форумы и специализированные сообщества (33%).
- Прямые контакты с нынешними или бывшими сотрудниками (26%).
Большинство соискателей (68%) хотя бы раз отказывались от привлекательных предложений о работе из-за негативных отзывов о работодателе. 46% делали это один-два раза, а 22% — более трех раз. Чаще всего такой подход характерен для работников сферы искусства (28%), услуг для физлиц и бизнеса (27%), маркетинга и PR (26%), административного персонала (24%), юристов (22%) и ИТ-/digital-сектора (20%).
Среди рекрутеров 13% признались, что хотя бы раз отказывали кандидатам с хорошими профессиональными навыками из-за негативных отзывов от бывших коллег. Еще 52% рекрутеров заявили, что могут отклонить кандидата, если негативных отзывов о нем слишком много. Такая практика чаще встречается в малом бизнесе, чем в крупных компаниях с численностью сотрудников более 1 тысячи человек.
Репутация компании
Респондентам также предложили оценить репутацию их работодателей. Результаты показали, что только 31% опрошенных положительно отзываются о репутации своей компании, в то время как 18% (почти каждый пятый) дали отрицательную оценку.
Наиболее высокие позитивные оценки репутации работодателей были зафиксированы среди сотрудников строительной отрасли (48%), сферы ИТ / digital (34%), консалтинга (33%), продаж (31%) и управления персоналом (30%). Однако именно работники строительной отрасли и сферы управления персоналом чаще других выражали недовольство, давая негативные оценки (25% и 23% соответственно).
Среди других отраслей отрицательные оценки репутации работодателей распределились следующим образом: финансовая сфера — 22%, производственная отрасль — 19%, сфера продаж — 19%, юридическая отрасль — 17%, образование — 14%. Наименьший процент негативных оценок был зафиксирован в сфере искусства — всего 9%.
Согласно мнению большинства опрошенных, наиболее негативное влияние на репутацию работодателя оказывают плохие условия труда (80%) и несправедливое отношение со стороны руководства (80%). Также значимыми факторами являются низкая заработная плата (66%), высокая текучесть кадров (63%) и токсичная атмосфера в коллективе (61%).
Более половины респондентов признались, что сталкивались с ситуациями, когда работодатель просил их выполнить задачи, противоречащие их профессиональным или общечеловеческим принципам. Из них 10% указали, что такие случаи происходят часто, 32% — периодически, а 13% — хотя бы раз. При этом 39% опрошенных соглашались на такие просьбы 1-2 раза, 13% — часто, а 3% — всегда.
Чаще всего о подобных ситуациях сообщали сотрудники производственной отрасли (71%), юристы (69%) и административный персонал (68%). Также с этим сталкивались работники научно-образовательной сферы (65%), сферы масс-медиа (57%) и продаж (55%).