В связи с повышением процентных ставок по кредитам, малый и средний бизнес (МСБ) всё активнее ищет альтернативные варианты привлечения средств. Среди таких вариантов — краудлендинговые платформы, где финансирование предоставляют физические и юридические лица, а также микрофинансовые организации (МФО). Согласно исследованию финансового маркетплейса «Сравни», в 2024 году количество обращений к краудлендинговым платформам увеличилось вдвое, а к МФО — в 3,7 раза.
По словам экспертов, альтернативное финансирование имеет свои преимущества, среди которых быстрое оформление кредита и высокий процент одобрения заявок. Однако такой вид финансирования не подходит для получения крупных сумм.
Например, в прошлом году средняя сумма одобренного кредита для малого и среднего бизнеса (МСБ) составила 9 млн рублей, в то время как на крауд-платформах и микрофинансовых организациях (МФО) она была примерно в три раза меньше — около 3 млн рублей.
Среди предпринимателей, обращающихся за займами, большинство составляют те, чей бизнес существует от 9 месяцев до 2 лет. В половине случаев от представителей малого и среднего бизнеса требуется предоставление поручительства, при этом размер залога составляет 30%.
Средняя сумма, одобренная бизнесу краудлендинговой платформой или микрофинансовой организацией, составляет 3 млн рублей.
Как отмечает Сергей Тиньков, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова, привлекательность краудлендинговых платформ заключается в высокой вероятности одобрения финансирования. По мнению эксперта, этот вариант подходит для предпринимателей, чей бизнес характеризуется как минимум двумя важными аспектами: коротким производственно-коммерческим циклом и быстрой оборачиваемостью, что позволяет получать высокие доходы в короткие сроки.
Кроме того, необходима относительно высокая рентабельность, чтобы компенсировать расходы, связанные с привлечением инвестиций и микрокредитов. Процентные ставки по микрокредитам выше, чем в банковском секторе, что требует дополнительных финансовых вложений.
Под такие критерии подходит, например, торговля, ряд строительного бизнеса (дизайн, ремонт, строительство частных домов), некоторые виды производственного бизнеса. Кроме того, такой вариант финансирования является единственной возможностью для МСП, бизнес-проекты которых не удовлетворяют формальным требованиям банков, добавил эксперт.