Более 80% собственников бизнеса отмечают рост бизнес-показателей и видят потенциал развития своих отраслей. При этом, в условиях высокой турбулентности внешней среды, российский бизнес больше сосредоточен на внутреннем развитии: 58% компаний выбирают путь развития за счёт внутренней оптимизации и поиска новых возможностей в рамках имеющегося бизнеса. Лишь 35% руководителей отметили акцент на экстенсивном развитии путём масштабирования бизнеса, выхода на новые рынки.
Данными исследования, в котором показано, как проблематика и векторы развития бизнеса влияют на приоритеты в направлениях обучения топ-менеджмента крупных и средних компаний, поделились эксперты СберУниверситета.
Выбор конкретной стратегии зависит от текущего состояния и динамики развития бизнеса. Стратегия компаний, претерпевающих бурный рост, в большей степени связана с оптимизацией бизнес-процессов и инвестициями в новые разработки и продукты. В то же время стагнирующий бизнес ищет выход в создании партнерств и новых совместных продуктов, сказано в исследовании.
Бизнес отмечает и факторы, сдерживающие развитие организаций. В качестве наиболее проблемных областей управления респонденты выделили: «люди и культура» (31%), «операционная эффективность» (30%), «трансформация и развитие» (26%). Основными проблемами в этих областях, по мнению опрошенных, являются нехватка компетенций у управленцев и низкая вовлеченность персонала. Другими сдерживающими факторами выступают неэффективное взаимодействие на разных уровнях организации, несовершенные процессы и неработающая система мониторинга изменений.
Для эффективной реализации своих планов критически важно подобрать правильный подход к развитию управленческой команды, соответствующий намеченному вектору развития. В этом выводе сходятся все респонденты.
«В условиях постоянных изменений способность компаний адаптироваться к вызовам становится ключевым фактором успеха, а постоянное развитие управленческой команды – основным средством достижения этой цели. Бизнесу критически важно понимать потенциальные разрывы между своими стратегическими амбициями и уровнем готовности руководящего состава. В случае идентификации таких разрывов возможно своевременно запустить необходимые процессы подготовки или, на крайний случай, скорректировать планы. Если этого не сделать – высок риск того, что цели и планы в итоге останутся только на бумаге», – комментирует Алексей Суханов, проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета.
Высокая зависимость бизнеса от грамотного менеджмента формирует интерес к обучению руководителей. Респонденты отмечают, что главными стимулами к обучению управленческих команд выступают рыночные изменения (26%) и развитие конкурентов (17%). Руководители расставили приоритеты в развитии основных трех групп навыков следующим образом – социальные навыки (48%), когнитивные навыки (37%), эмоциональные навыки (15%).