Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования о том, как за три десятилетия изменилось отношение россиян к предпринимательству. Как оказалось, интерес к предпринимательству у населения сегодня ниже, чем 30 лет назад, и даже ниже, чем 6 лет назад. 

Кто хочет стать предпринимателем?

В России зарегистрировано почти 6 млн субъектов МСП. Сегодня каждый десятый россиянин имеет свое дело (10%), за три десятилетия показатель увеличился в 3 раза (1992 г. — 3%). Хотели бы открыть свое дело 23% наших сограждан. Это меньше на 8%, чем в 1992 году, и на 11%, чем в 2016-м. В то же время заметно выросла доля тех, кто не хочет заниматься бизнесом: если в 1992 году таковых было 47%, то в наши дни — 65%. В 2016-м показатель составлял 60%. Интерес к предпринимательству у населения сегодня ниже, чем 30 лет назад, и даже ниже, чем 6 лет назад.

  • Типичный предприниматель в наши дни — это мужчина (13% vs. 6% среди женщин), 25-44 лет (14-15%), активный пользователь интернета (14%), житель Москвы, Санкт-Петербурга (15%). Процент предпринимателей выше также в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (по 12%), минимум отмечен в Приволжском и Северо-Кавказском округах (6-7%).
  • Интерес к открытию своего дела выше у мужчин (29% vs. 19% среди женщин), молодежи до 35 лет (48-43%), граждан, характеризующих свое материальное положение как плохое (32% vs. 22% и 21% среди тех, кто оценивает материальное положение как среднее или высокое), а также проживающих в Северо-Кавказском федеральном округе, где заняться бизнесом хотел бы каждый второй (48%).
  • Портрет россиянина, который не хотел бы заниматься предпринимательством: женщина (73% vs. 56% среди мужчин), старше 60 лет (87%), со средним специальным образованием (72%), активный телезритель (85%).
  • За 30 лет портрет предпринимателя не претерпел заметных трансформаций, изменился только возраст: в 1992 году типичный бизнесмен был несколько моложе, 25-34 лет (6% vs. 3% среди всего населения), остальные факторы — высшее образование, мужской пол, проживание в столице — остаются в числе главных детерминант и предпринимательства, и интереса к нему. Как сегодня, так и тридцать лет назад мужчины становятся предпринимателями в 2 раза чаще, чем женщины.

Среди тех, кто хотел бы открыть свой бизнес (23% россиян), реальные шаги к открытию предпринимают только 15%, шесть лет назад таковых было 17%, а в 1992 году — только 5%. Хотя интерес к бизнесу за три десятилетия снизился, сегодня он в три раза чаще конвертируется в конкретные действия, такие как регистрация, поиск помещения, сырья или оборудования, получение кредитов. Каждый второй сообщил, что ничего не делает для открытия своего дела (50%), а треть (34%) подумывает начать что-то делать в ближайшее время. Реальные действия чаще предпринимают 25-44-летние (18-17%), граждане со средним или неполным средним образованием (19-18%), а также жители села (25%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (26-30%).

В рейтинге предпочитаемых направлений бизнеса у тех, кто хотел бы открыть свое дело, на первых местах розничная торговля / открытие магазина (20%, или каждый пятый в этой группе), автомобильный бизнес (13%), производство (11%), сельское хозяйство, салон красоты / косметологические услуги и строительство (по 9%). Швейное производство и общепит назвали по 6%. Образовательные услуги и гостиничный бизнес привлекают еще по 5%. Сферу информационных технологий обозначили 3%.

  • Розничная торговля интересна женщинам (25% vs. 17% среди мужчин), 35-44-летним (30%), тем, кто характеризует свое материальное положение как хорошее (24%), жителям населенных пунктов численностью 500-900 тыс. человек (29%), активным телезрителям (54%) и жителям Северо-Кавказского федерального округа (44%). Среди других направлений, привлекающих женщин, — салоны красоты (17%), швейное производство (15%), образовательные услуги (11%), гостиничный бизнес (10%).
  • Автомобильный бизнес — исключительно «мужской» (22% vs. 1% среди женщин). Его также чаще называли 25-34-летние (26%) и россияне старше 60 лет (31%), имеющие среднее специальное образование (21%), проживающие в небольших населенных пунктах численностью населения до 100 тыс. человек, в том числе в селах (20-33%), а также жители Южного (51%), Сибирского и Дальневосточного округов (28-24%). Мужчины также чаще выбирали строительство и сельское хозяйство (по 13%), информационные технологии (5%).
  • Свое производство чаще других называла молодежь 18-24 лет (32%), женщины (16% vs. 8% среди мужчин), жители обеих столиц (37%) и Северо-Западного федерального округа (40%).

Что останавливает людей?

Топ-3 барьеров открытия своего дела — состояние здоровья, возраст (39%), отсутствие стартового капитала (28%) и интереса к бизнесу (22%). Каждый пятый признался, что ему не хватает соответствующих знаний или компетенций (20%), почти столько же опасаются трудностей, с которыми сопряжено открытие бизнеса (19%). За три десятилетия рейтинг причин претерпел незначительные изменения, хотя все варианты сегодня звучат намного чаще. В 1992 году первое место занимала нехватка финансов (19%), тогда в тройке также были возраст (17%) и нехватка знаний (12%). За шесть лет россияне стали чаще указывать на возраст (+9%) и компетенции (+6%), но реже — на отсутствие стартового капитала (−9%).

Причины, по которым люди отказываются от идеи открыть свое дело, обусловлены возрастом, полом, образованием и уровнем дохода:

  • Возраст и состояние здоровья — аргумент россиян старше 60 лет (77%) и женщин (46% vs. 27% в группе мужчин).
  • Нехватка финансов чаще останавливает 25-34-летних (40%) и граждан, недовольных своими доходами (45%).
  • Об отсутствии интереса к предпринимательству говорят преимущественно 18-24-летние (32%).
  • Нехватка компетенций — этот барьер чаще звучит в ответах молодежи 18-24 лет (25%) и 35-44-летних (24%), граждан с высшим образованием (23%).
  • Сложности, связанные с организацией и ведением своего дела, чаще останавливают мужчин, чем женщин (23% vs. 16%), россиян активного трудоспособного возраста до 45 лет (31-29%), имеющих неполное среднее образование (27%).
  • Молодые россияне 18-34 лет чаще других отмечали, что у них нет уверенности в том, что государство однажды вновь не закроет частные предприятия (21-24%).
Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).