Сфера грузоперевозок – одна из наиболее перспективных и важных для экономики. От самочувствия отрасли зависит бесперебойная транспортировка товаров и услуг, логистика и международная торговля. Кроме того, согласно аналитическому отчёту Strategy Partners,  к 2027 году доля автомобильных грузоперевозок может достичь 39% от общего объёма рынка, опережая остальные виды транспорта на 6–10% и более.  Узнали у представителей сферы, какие тенденции, проблемы и перспективы  развития существуют в отрасли сегодня.

Сергей Зубарев, директор Ижевской транспортной компании (ООО «ИТК»): 

– С началом пандемии активность на рынке грузоперевозок пошла на спад ввиду первоначальных ограничений. Однако просадка длилась недолго: поскольку с помощью грузового транспорта доставляются вещи первой необходимости и медикаменты, сфера вскоре начала возвращаться на прежние показатели и даже расти.   

События 2022 года, в свою очередь, вызвали временное падение цен на услуги отрасли – тогда для отечественных перевозчиков закрылась часть международного рынка, что вызвало переизбыток транспорта внутри страны. К 2023 году цены восстановились, однако появилась проблема дефицита водителей для большегрузных авто. Тому есть несколько причин: часть людей отправилась на службу, определённый процент перешёл на работу в сферу ОПК. Преодоление дефицита кадров – одна из крупных задач отрасли сегодня.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются транспортные компании,  –  рост цен на топливо и его нехватка на заправках, особенно в южных регионах страны. Думаю, все транспортные компании будут благодарны, если власти разработают меры по оперативному урегулированию этого вопроса.

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, рынок грузоперевозок растёт и развивается. Улучшается технологическое обеспечение сферы. Например, сегодня мы дистанционно контролируем автопарк и нагрузку на автомобили, а также планируем при возможности отказаться от бумажных накладных в пользу электронного документооборота. По количеству заявок мы видим, что увеличился объём перевозок в ОПК, медицине, у крупных ритейлеров и в других отраслях. Увеличивается грузопоток на Восток – это логично, учитывая, что отечественная экономика сегодня сильнее «разворачивается» в этом направлении.

Сергей Семакин, директор по продажам транспортной компании Delko:

– За последние годы произошла сильная трансформация российской логистики: изменились цепочки поставок, переориентировались с запада на восток грузопотоки. При этом спрос на автоперевозки остаётся стабильно высоким как внутри страны, так и за её пределами – в Китае, Армении, Грузии, Турции, Иране. В первую очередь это обусловлено ростом сегмента e-commerce. Большое влияние оказало и развитие партнёрских отношений с дружественными странами. Например, за 2023 год количество перевозок в Китай, выполненных нашей компанией, увеличилось в три раза по сравнению с 2022 годом.

Несмотря на то, что удалось нивелировать дефицит запчастей и техники, возникший в начале 2023 года, отрасль всё ещё сталкивается с определёнными сложностями. Средний возраст автопарка в России превышает 20 лет, что приводит к постоянному выбыванию техники. Из-за дороговизны ремонтов и лизинга повышается себестоимость логистики в целом. Росту затрат также способствует дефицит кадров. В 2023 году значительно увеличилась заработная плата водителей, что сделало эту специальность одной из самых высокооплачиваемых среди рабочих профессий.

Трендом в отрасли стала цифровизация логистики. Крупные транспортные компании, нацеленные на оптимизацию процессов, давно начали внедрять цифровые сервисы для повышения эффективности. Например, мы используем систему TMS (Transportation Management System), которая помогает повысить эффективность процесса перевозки грузов и сократить затраты, управляя логистикой транспортных средств с помощью GPS.

Также существуют специализированные мобильные приложения, которые отслеживают маршрут водителя в реальном времени и помогают ему справляться с внештатными ситуациями. Однако такие цифровые сервисы пока доступны только крупным компаниям.

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии»:

– За девять месяцев 2023 года объёмы сборных перевозок увеличились на 22%. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция. И, следовательно, увеличивается объём перевозок в распределительные центры. Во-вторых, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в услугах оперативной доставки по всей стране. Безусловно, одно из перспективных направлений – доставка на маркетплейсы, где мы наблюдаем двукратное повышение объёмов по сравнению с прошлым годом. Однако активный рост отрасли сталкивается и с некоторыми сложностями. Возникновение дефицита складских работников и водителей – это те барьеры, с которыми предстоит работать в ближайшее время. 

Одна из главных проблем логистической отрасли уже много лет – кадровый голод. Профессия дальнобойщика становится менее привлекательной. Спрос на водителей категории Е за прошлый год вырос на 32%, на водителей категории В и С – на 39%.  

В конце прошлого года мы отправляли запрос в профильные министерства, в котором предлагаем меры для преодоления дефицита кадров в отрасли, например, предоставить водителям фур возможность получать льготную ипотеку, обеспечить государственную поддержку обучения в автошколе на категорию Е и ввести скидку на уплату НДФЛ компаниям-работодателям, что даст возможность повысить зарплату дальнобойщику.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).