Основным событием бизнес-календаря региона в мае 2023 года стал форум Ассоциации «Деловая Удмуртия», собравший более 200 предпринимателей. Федеральные спикеры, мастер-классы, нетворкинг и сторителлинг-концерт, – программа форума была во многом уникальной. Краткие итоги бизнес-форума, организованного независимым сообществом с двадцатилетней историей, – в нашем материале.

Константин Сунцов, первый заместитель председателя правительства Удмуртии:

– По статистике, 70% бизнесов закрываются в течение первых трёх лет, 50% бизнесов закрываются через пять лет. А те, кто работает больше 20 лет, не закрываются никогда – это вечные компании. Поэтому я ещё раз поздравляю Ассоциацию «Деловая Удмуртия» с 20-летним юбилеем!

В мае 2023 года количество предпринимателей и юрлиц в регионе составляет почти 60 тысяч. Если учитывать ещё 53 тысячи самозанятых, то получается, что каждый седьмой житель республики в трудоспособном возрасте сегодня владеет бизнесом. При этом бизнес растёт не только количественно, но и качественно.

Вместе с предпринимателями за последние годы мы сделали очень многое. Новые дороги, общественные пространства, парки, детские сады, школы, куда ходят наши дети. Всё это сделано благодаря вам, предпринимателям, и вашей работе. Я прошу вас не останавливаться, работать столь же ударно, чтобы сделать Удмуртию ещё более комфортной.

Роман Тарасенко, маркетолог, спикер, писатель, автор мастер-класса «Главмаркетинг»: 

– Самое главное в позиционировании компании – 4С: статус, справедливость, смысл и счастье.

Статус – это не только про дорогие вещи. У каждого клиента есть своё понятие статуса, применимое к бизнесу и своей жизни. Как только этот показатель ухудшается, он чувствует дискомфорт. И, наоборот, даже только надежда на повышение статуса улучшает настроение людей. Компании нужны статусные атрибуты для того, чтобы произвести впечатление – необходимо сделать так, чтобы человек, обращаясь к вам, почувствовал, что именно вы помогли стать ему на ступень выше и лучше. Каждому клиенту нужен его маленький пьедестал.

Второй важный аспект – справедливость. Человеческая тяга к справедливости такая же мощная, как тяга к еде и потребность в защите. Поэтому выигрывают те бренды, которые формируют ощущение справедливости. И наоборот, проигрывают те, кто об этом не заботится.

Третье «С» – смысл. Побеждают те бренды, которые помогают клиенту ответить на вопросы «кто я такой?», «почему я здесь?». Это кажется условностью, но большинство компаний действуют по этому принципу. Например, мы можем видеть это в посылах «если тебе нужен определённый газированный напиток, то ты относишься к новому поколению или социальной группе».

Завершающая «С» – счастье – это когда мозг видит тренд улучшений. Когда каждый день что-то становится лучше. И мы должны показывать это клиенту.

Станислав Казаков, предприниматель, преподаватель бизнес-школы «Мирбис», мастер-класс «Семь главных ошибок бизнеса в период турбулётности»:

– Есть семь ошибок, которые уничтожают эффективность.

Первая – это ступор во время кризиса. Олень, попавший в свет фар на ночной автостраде, замирает, и именно поэтому вероятность его выживания крайне мала. Если мы с вами впадаем в ступор во время кризиса, с нами будет то же самое.
Вторая – паника. Бегущий генерал в военное время вызывает панику, а в мирное время – стыд. Руководители не имеют права паниковать.

Третья ошибка – страх. Страх приводит к тому, что ты ничего не делаешь, а это первая ошибка из нашего списка (ступор).

Четвёртая – повышение голоса на подчинённых. Сильные люди в кризисной ситуации, как правило, действуют из реакции «бей». Это типично для топ-менеджеров, собственников бизнеса. У наших сотрудников химические реакции организма другие – в кризисе они действуют по принципу «беги» или «замри». Если мы накричали на сотрудника – он в ближайшие несколько часов или дней не делает ничего полезного для нашего бизнеса. Следовательно, крик – это не управленческое воздействие, а проявление несдержанности.

Пятая ошибка – избегание принятия решения. Да, в кризис нельзя суетиться. Но и нельзя медлить. Надо действовать. Всегда есть соблазн отложить решение, собрать информацию, провести анализ. Но нужной информации всегда будет недостаточно, а бизнес – это в первую очередь принятие решений.

Шестая – игнорирование изменений. Я проводил опрос во многих компаниях среди высшего менеджмента с вопросом «что изменилось в нашем клиенте, конкурентах, бизнесе?». 40% уверены, что ничего не поменялось. Один лишь факт: в 2022 году в России было оформлено 2 миллиона онлайн-заказов на общую сумму 5 трлн рублей. Это 30% продаж на рынке непродовольственных товаров. И мы утверждаем, что ничего не изменилось?.. Игнорирование изменений – прямой путь к банкротству.

И последняя ошибка – экономия на работниках. В кризис многие компании начинают сокращать затраты именно с этого. Сотрудники отвечают соответствующе. Заканчивается всё падением ценности нашего бизнеса в глазах клиента. Кому приятно заходить в магазин, где продавец хамит? Если сокращения неизбежны, увольте несколько сотрудников, но тем, кого вы оставили, платите достойную зарплату и проявляйте к ним уважение.

Есть мнение

Андрей Петухов, основатель и директор ГК «Глобал», резидент «Деловой Удмуртии»:

– Я считаю, что первый форум Ассоциации «Деловая Удмуртия» прошёл на все сто. Классное начало! Во-первых, я услышал много полезных приёмов в сфере личного продвижения на мастер-классе «Главмаркетинг» – несколько «фишек» для себя взял. Во- вторых, я получил те чувства и эмоции, которые ищу в бизнесе: апогей драйва и эмоционального накала можно было наблюдать на завершающем сторителлинг – концерте, где резиденты Ассоциации рассказывали истории о своих подъёмах и ошибках.

Татьяна Баталова, директор Ижевского филиала САО «ВСК»:

– Мне понравилось выступление Игоря Корнеева о клиентоориентированности. Спикер  презентовал нам свежую информацию, которая идёт в тренде изменений, происходящих в стране. Полтора часа пролетели незаметно. Ещё один впечатляющий формат – сторителлинг-концерт. Это оригинальный подход к трактовке ошибок и трудностей, которые встречаются на пути каждого предпринимателя. И действительно важно брать эти вызовы на себя, превращать минусы в плюсы, искать положительные стороны. Эти истории помогают другим справляться со сложными ситуациями, форс-мажорами, нехваткой кадров и находить опоры.

«Деловую Удмуртию» я поздравляю с праздником – Ассоциация отметила свой юбилей замечательным форумом, объединяющим бизнес.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).