Промышленный дизайн – стратегический ресурс для роста бизнеса, продвижения бренда, повышения лояльности аудитории. Сегодня он перерастает и в инструмент развития экономики, достижения технологического суверенитета. Вместе с экспертами оценили динамику рынка промдизайна и то, чем конкретно он полезен бизнесу и государству.
Артём ВАСИЛЬЕВ, директор по маркетингу группы компаний TSPROF, Ижевск:
– Рынок промышленного дизайна (ПД) развивается активно, особенно в контексте цифровизации, автоматизации и растущего интереса к тому, чтобы сделать продукт запоминающимся и способным рекламировать себя самостоятельно. Спрос на качественный ПД, особенно что касается машиностроения, инструментов, гаджетов и бытовых устройств, многократно превышает предложение.
Предприниматели в Удмуртии понимают, что внешний вид продукта – это не просто элемент дизайна, а мощный инструмент для создания конкурентных преимуществ. Помимо этого, с помощью грамотного ПД можно оптимизировать производственные процессы, сделать изделие более технологичным и удобным для производства.
Промышленный дизайн должен явно отражать не только ДНК бренда, но и заложенную в конкретный продукт идею. При этом хороший промдизайн не обязан быть модным, особенно если продукт рассчитан на долгие годы службы.
Один из наших кейсов в области промдизайна связан с презентацией новых систем заточки. Специально для демонстрационных образцов мы подготовили два изделия в эксклюзивной версии со смотровым окошком, через которое можно было наблюдать работу механизма переворота ножа. К нашему удивлению, такая маленькая деталь не только привлекла внимание за счёт интереса к работе механизма, но и стала «объектом желания». Когда мы запустили предзаказ на стандартную версию без окошка, некоторые клиенты отказались от покупки. Печаль покупателей была недолгой: окошко мы решили делать в более «прокачанной» версии устройства.
Каждая деталь важна и может стать ключевым фактором решения о покупке.
Как донести до бизнеса мысль, что ПД помогает воплотить инновацию на любой стадии проекта? Через яркие примеры и обмен опытом. Возможно, это стоит делать через соревновательный элемент и популяризацию дизайна устройств. В Европе популярны премии Red Dot и iF Awards, за получение которых бьются не только европейцы, но и участники со всего мира. Возможно, в России не хватает аналогичных популярных и узнаваемых премий, ни об одной российской награде подобного уровня нам неизвестно.
Ещё один важный вопрос: может ли промдизайн способствовать продвижению на глобальные рынки локальных компаний, увеличению показателей валового регионального продукта, а в итоге и в целом – росту национальной экономики? Безусловно. Он позволяет локальным компаниям создавать продукты, которые не только соответствуют мировым стандартам, но и превосходят их. Многие российские товары как по функциональности, так и по дизайну уже заметно опережают то, что представлено на глобальных рынках. Промдизайн – стратегический актив, способный менять целые отрасли.
Юлия САМОЙЛОВА, эксперт по B2B-коммуникациям, руководитель по маркетингу и PR «Сибирская Промышленная Группа», Ижевск:
– В России, так уж исторически сложилось, промышленный дизайн не являлся одной из ключевых характеристик товаров. Важно было сделать много и быстро. Сейчас ситуация постепенно меняется. Дизайну придаётся определённое значение. Открываются школы креативных индустрий, появляются предприниматели, которые сделали промышленный дизайн своей основной профессией и занимаются крупными проектами на уровне государства: от разработки дизайн-кода городов и регионов до визуальных решений в транспортном машиностроении, девелопменте и т. д.
Я абсолютно убеждена в том, что промышленный дизайн – мощный инструмент, который благодаря внедрению эстетических, функциональных и эргономических решений способствует повышению конкурентоспособности бренда-производителя на рынке. Он играет ключевую роль в создании добавочной стоимости продукта. Дизайн, который гармонично сочетает функциональность и визуальную эстетику, позволяет формировать более высокую цену на товар, так как покупатели воспринимают такой продукт как более качественный. Эргономичный дизайн помогает строить идентичность бренда, что увеличивает его ценность в глазах потребителей.
Дизайн, который вызывает положительные эмоции, будь то ностальгия, радость или вдохновение, способен значительно повысить ценность продукта. Например, многие бренды используют элементы дизайна, которые пробуждают воспоминания о детстве или о популярных культурных явлениях, создавая тем самым более глубокую связь с потребителем.
Сейчас рынок промдизайна находится на низком старте. Хотя интерес к этому направлению растёт, многим компаниям всё ещё не хватает понимания его ценности. Промышленный дизайн воспринимается как преимущество лишь немногими, особенно в традиционных отраслях и в стартапах, где важно эффективное использование ресурсов и минимизация рисков. Сложности с получением инвестиций в дизайн, нехватка квалифицированных специалистов тоже замедляют развитие этого направления. Зачастую у производителей ещё даже не сформировано понимание отличия промышленного дизайна от, например, графического. Промышленный дизайн – это всегда совместный результат труда дизайнеров и инженеров. Есть, допустим, такие примеры: специалисты не смогли реализовать проекты по созданию дизайн-кодов городов из-за того, что они были разработаны только дизайнерами. Да, креатив бывает слишком креативным! Поэтому промдизайн – это всегда синергия творчества тех, кто придумывает, и тех, кто реализует.
Александр СЕКИРАШ, шеф-дизайнер студии промышленного дизайна industrialdesign.ru, Санкт-Петербург:
– Промдизайн подходит для любых сфер и продуктов бизнеса, например, это могут быть и серии станков для тяжёлого машиностроения, и серийные изделия народного промысла. Он даёт хорошие маркетинговые ходы, возможность узнать потребности аудитории до запуска проекта, получить оригинальное изделие, имеющее преимущество на рынке.
Приведу пример из своего опыта. Я участвовал в конкурсе «Дизайн-Марафон 2019», проведённом Центром Дизайна УР. Была поставлена задача – выполнить промышленный дизайн токарного станка для концерна «Калашников». Задание конкурса и результаты были широко освещены на новостных порталах. Первое место досталось станку с моим дизайном, был получен положительный отклик, решение понравилось не только конкурсной комиссии, но и потребителю, впоследствии в предложенном стиле была выпущена вся серия станков. Этот пример показывает эффективность рекламной кампании, изучения спроса до запуска серийного изделия.
Дмитрий МАРЕЕВ, руководитель студии FORMA Industrial Design, Санкт-Петербург:
– Промышленный дизайн – один из основных маркетинговых инструментов. Хорошо спроектированное изделие продаёт себя само.
Этот инструмент позволяет относительно малыми средствами сделать выпускаемое изделие более ценным для пользователя, расширить его функционал, обеспечить удобство и безопасность за счёт более продуманной конструкции, эргономики и гармоничного формообразования. Особенно ярко это проваляется в высококонкурентных отраслях: мобильные телефоны, легковые автомобили, бытовая техника, медицинское оборудование. Если высокий технологический уровень внутренних компонентов соответствует современному внешнему виду, изделие будет иметь успех на рынке и может продаваться с большей наценкой. Например, любимая многими мобильная техника с яблоком на обороте продаётся с маржой около 30%, что для производственной сферы очень существенно.
Для чего в целом компаниям нужен промдизайн? Чтобы получить и сохранить лидерство на рынке. Вот ряд примеров, отражающих возможности данного механизма:
– выход на новый рынок: из отечественного – на зарубежный, с оборонзаказа – на гражданский, с общегражданского – на специализированный и т. д.;
– расширение аудитории (сделать так, чтобы изделием могли пользоваться дети, пожилые люди, маломобильные граждане);
– усиление конкуренции в своей сфере (пришёл сильный конкурент или заядлый соперник раньше начал работать с дизайнерами);
– оптимизация конструкции, цель сделать её дешевле в производстве и сборке;
– и, наконец, желание сделать лучший продукт на свете (куда здесь без дизайна?).
Может сложиться мнение, что промышленные дизайнеры не просто рисуют корпус, а пересекают границы, где должны работать технологи, маркетологи, медики и другие специалисты. И это действительно так. Мы – не художники, мы проектируем вещи и весь пользовательский опыт. И наша основная задача – сделать так, чтобы в сторону проектировщиков летело как можно меньше претензий от пользователей, ремонтников, сборщиков на конвейере и пр.
Сейчас многие продукты начинают свой путь на краудфандинговых платформах. И запоминающийся образ, чёткий месседж пользователю – важнейшая часть будущего успеха.
Пока рынок коммерческого ПД едва дотягивает до 1 млрд руб. в год. В рамках огромной страны это очень небольшая сумма. Если мы посмотрим на Европу (особенно на Италию, страны Скандинавии, Германию), США, Японию, Южную Корею и, в последние годы, Китай, то можно увидеть, как промышленный дизайн дал там мощный толчок для развития промышленности, культуры и туризма, создал современный визуальный образ этих стран. Во всех вышеперечисленных странах промышленный дизайн сам по себе не только составляет заметную часть ВВП (несколько десятых долей процента), но и способствует увеличению выпуска продукции и повышает её маржинальность.
Дмитрий КАЛЕЕВ, основатель и генеральный директор инжиниринговой компании «Комплекс КАД», Смоленск:
– Развитию рынка промдизайна в России во многом поспособствовали ограничения поставок импортного оборудования. Растёт интерес к локализации производственных мощностей, в том числе с целью импортозамещения. Многие предприятия теперь рассматривают свою продукцию не только с позиции функциональности, но и с точки зрения внешней привлекательности.
Судя по открытым источникам, около 40–50% средних и крупных российских компаний внедряют промышленный дизайн и его элементы в разработку продукции. В малом бизнесе показатель ниже.
Стоит отметить, что ПД – достаточно затратная статья. И речь не столько о стоимости услуги, сколько о внедрении того, что придумал дизайнер. Часто дизайнерская разработка требует усложнения технологии изготовления, а значит, ведёт к удорожанию продукции. Поэтому случается, что на этапе производства дизайн упрощается. Промышленный дизайн могут себе позволить компании с большими доходами или инвестиционным потенциалом. Скажу по нашему опыту: «выстреливают» именно высокобюджетные проекты. Например, один из постоянных наших заказчиков – предприятие из крупного государственного холдинга. Заказчики проектов с низкими бюджетами отказываются от разработки уникального промышленного дизайна ввиду того, что себестоимость продукции увеличится и продать её будет сложнее.
Между тем промдизайн открывает бизнесу хорошие возможности. Если говорить более глобально, он может помочь целым регионам привлекать инвестиции, стимулировать появление инновационных производств, способствовать созданию новых рабочих мест.
Леонид ХАЗАНОВ, промышленный эксперт, Москва:
– Промышленный дизайн – это механизм для маркетингового продвижения продукции. Конечно, реализация дизайнерских проектов может занять немало времени и стоить приличных денег, тем не менее их выполнение на качественном уровне того стоит. Для малоизвестных региональных компаний создание собственного бренда – вложение в будущий долгосрочный рост доходов и формирование своего сегмента на рынке.
В развитие темы отмечу: под занавес 2024 года был принят закон о технологической политике. Он вступит в силу через полгода. Ранее был принят закон о развитии технологических компаний и поправки в закон о промышленной политике, которые ввели понятия инжиниринг и инжиниринговый центр. По сути, все эти акты направлены на развитие технологического предпринимательства в России, которому власти уделяют большое внимание, видя в нём механизм для создания собственных технологий и импортозамещающих продуктов.
Это говорит о том, что на фоне задачи создания сильных национальных брендов, производств в горизонте ближайших десяти лет значение промышленного дизайна, инжиниринга, новых технологических решений будет только усиливаться.
Сергей СМИРНОВ, генеральный директор компании «Смирнов Дизайн», Москва:
– Промышленный дизайн – это инструмент конкурентной борьбы, важный для бизнеса, он создаёт тягу потребителя к продукту. По сути, без промдизайна товар вообще не должен разрабатываться и производиться. Это как архитектура без архитектора.
Хороший продукт вызывает желание купить, владеть брендом, соприкоснуться с компанией, которая его произвела. Такое стремление обеспечивается именно благодаря этому инструменту.
Сейчас на рынке высокая конкуренция, многие компании, в том числе иностранные, серьёзно продвигаются, развивая свой бренд, имидж, повышая клиентскую лояльность. И подключают для этого промдизайн.
Возьмём для примера сегмент медицинской техники, у зарубежных производителей она представлена презентабельно, о чём, к сожалению, не всегда скажешь о российских. Были случаи, когда компании не включали в число участников международных выставок именно из-за внешнего вида изделий – организаторы прямо указали на недостатки в их дизайне.
Если говорить в отраслевом разрезе, сейчас активно занимается промдизайном сфера станкостроения. Причём внимание уделяется и самой продукции, и пространству, в рамках которого она создаётся, то есть цехам, производственным площадкам. Но в целом любая отрасль, где есть живая коммерческая покупка, нуждается в данном инструменте.
Нельзя путать собственно дизайн с промышленным. При этом интересно, что последний можно разделить на два блока, это моя личная классификация. Наиболее крупный блок – промышленный дизайн для всего, что производится промышленным образом. И приборостроительный дизайн – для предметов, вещей, бытовых приборов и пр.
Промышленный дизайнер – это человек, думающий над сложной головоломкой. Вместе с технологами и инженерами он должен учесть интересы всех групп пользователей продукта. Возьмём ту же медицинскую технику. Она должна, говоря простым языком, нравиться и клиенту медучреждений, и их работникам, и руководителю, который заботится о том, чтобы во внутреннем наполнении организации всё должно быть гармонично.
Промдизайнер уделяет внимание буквально всем аспектам продукта, которые в конечном итоге влияют на его эстетику, облик, а также на восприятие его потребителем.
Если мы говорим о пользе этого инструмента для бизнеса, то надо отметить ещё и то, что промдизайн помогает экономить на этапе разработки продукта, упрощая его конструкцию, сокращая расходы на логистику, учитывая нюансы сборки ещё на стадии проектирования. Он помогает бизнесу оптимизировать затраты и увеличивать прибыль.
Ольга КОЛЧИНА, дизайнер и маркетолог, член Союза дизайнеров России:
– Промышленный дизайн сегодня перестал быть тем, что классически подразумевают под понятием «дизайна» – проектированием эстетических свойств промышленных изделий. Он стал инструментом воплощения нашей философии жизни. Потому что практически всё, до чего вы сейчас можете дотянуться рукой, – продукт промышленного дизайна. Сегодня функциональность должна быть красивой и содержать отпечаток социальной миссии производителя.
Сегодня в цепочке микроэкономики «потребитель – производитель – технологии» запрос современного потребителя с его стилем жизни, философским и социальным мировоззрениями практически бросает вызов производителям, который, в свою очередь, становится толчком к генерации нестандартных идей и инновациям в технологиях. Пять вещей, на которых базируется ПД, – функциональность и эргономика продукта, удобство его обслуживания, эстетика, оптимизация себестоимости, маркетинг продуктового бренда – сами разрастаются в отдельные отрасли экономики. Это дизайн-бюро и НИИ, развитие сервисных и логистических служб, инновационные разработки, маркетплейсы и рекламные компании.
Ведущие мировые производители доказали, что инвестиции в промдизайн – это инвестиции в будущее, внешний вид продукта становится не только способом выделиться на рынке, но и инструментом дополнительной рекламы, переходя из простой категории «lovemark» в категорию товаров, формирующих премиум-имидж. Уникальный и запоминающийся продукт сам по себе является носителем рекламного послания, способным привлечь внимание целевой аудитории.